Запечатану гробу, / живот от гроба возсиял еси Христе Боже, / и дверем заключенным, / учеником предстал еси, / всех воскресение: / дух правый теми обновляя нам, / по велицей Твоей милости.
Богослужебные указания: [скрыть] Неделя 2-я по Пасхе, о Фоме. Антипасха. Прп. Тита чудотворца. Вся служба праздника (по Триоди).
Примечание.Службы святых, случившиеся в воскресенья периода святой Пятидесятницы, переносятся на повечерие (см. Типикон, гл. 50, «Неделя Антипасхи», 4-е «зри»); это указание Типикона, впрочем, не относится к службам бденных и полиелейных святых.
В субботу вечером перед 9-м часом (и малой вечерней) затворяются царские врата1. 9-й час читается обычный трехпсалмный. На нем тропарь воскресный 8-го гласа: «С высоты снизшел еси...» и кондак Пасхи: «Аще и во гроб...».
На великой вечерне по возгласе: «Слава Святей, и Единосущней...» поется «Христос воскресе из мертвых...» (трижды), и предначинательный 103-й псалом. («Приидите, поклонимся» обычно опускается.)
«Блажен муж» — кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры Триоди, глас 1-й и глас 2-й — 10. «Слава, и ныне» — праздника, глас 6-й: «Две́рем заключе́нным, пришел еси, Христе...».
Вход. «Свете Тихий». Прокимен дня.
На литии стихиры Триоди, глас 4-й и глас 8-й. «Слава, и ныне» — Триоди, глас 8-й: «Две́рем заключе́нным, ученико́м собра́нным...».
На стиховне стихиры Триоди, глас 4-й. «Слава, и ныне» — Триоди, глас 5-й: «Человеколюбче, ве́лие и безприкладное...». (Стихиры Пасхи не поются.)
По Трисвятом — тропарь праздника, глас 7-й: «Запечатану гробу...» (трижды).
По возгласе: «Благословение Господне на вас...», певцы: «Аминь».
Примечание. Здесь, по Уставу, полагается чтение: «Чту́тся же Дея́ния от нача́ла или́ бесе́ды Златоу́стаго от нача́ла» (Типикон, гл. 50, «Неделя Антипасхи»). «Ве́домо же бу́ди, я́ко от Неде́ли Святы́я Па́схи, да́же до Неде́ли всех святы́х, по благослове́нии хле́бов, чту́тся Дея́ния святы́х апо́стол. В про́чия же Неде́ли всего́ ле́та чту́тся седмь Собо́рная Посла́ния апо́стольская, и четырена́десять Посла́ний свята́го Па́вла, и Открове́ние свята́го апо́стола Иоа́нна Богосло́ва» (Типикон, гл. 2, 1-е «зри»). Порядок чтения Типикон при этом не оговаривает.
Чтение совершается следующим образом. Чтец: «Деяния святых апостол благослови, отче, прочести́». Священник: «Молитвами святых отец наших...». Чтец: «Аминь», и начинается чтение. По окончании чтения чтец: «Богу нашему слава всегда, ныне и присно, и во веки веков». Другой чтец (по Типикону — предстоятель): «Аминь».
«Христос воскресе из мертвых...» (трижды), и начинается шестопсалмие: «Слава в вышних Богу...».
На утрене на «Бог Господь» — тропарь праздника, глас 7-й: «Запечатану гробу...» (дважды). «Слава, и ныне» — тот же тропарь.
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны праздника (Триоди).
Полиелей. (Воскресные тропари «Ангельский собор» не поются.) Величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради во ад сшедшаго и с Собою вся воскресившаго». Седален Триоди, глас 1-й: «Видя Моя ре́бра и язвы гвоздей...». «Слава, и ныне» — тот же седален. Степенны — 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4-й: «Похвали́, Иерусалиме, Го́спода...». Евангелие воскресное 1-е — Мф., зач. 116. «Воскресение Христово видевше...» (трижды). По 50-м псалме: «Слава» — «Молитвами апостолов...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...» (единожды).
Канон праздника (Антипасхи), глас 1-й: «Пои́м, вси людие...», со ирмосом на 14 (ирмосы по дважды).
Библейские песни «Поем Господеви...».
Катавасия Пасхи: «Воскресения день...».
По 3-й песни — ипакои, глас 6-й: «Яко посреде́ учеников...» (единожды).
По 6-й песни — кондак, глас 8-й: «Любопытною десницею...», и икос, глас тот же: «Кто сохрани учени́чу длань...».
На 9-й песни «Честнейшую» не поем.
По 9-й песни — «Свят Господь Бог наш». Светилен праздника: «Моих удо́в...» (дважды). «Слава, и ныне» — ин светилен праздника: «Днесь весна благоуха́ет...».
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры Триоди, глас 1-й — 4. «Слава» — Триоди, глас 6-й: «По днех осми́х востания Твоего...», «И ныне» — «Преблагословенна еси...».
Великое славословие. По Трисвятом — тропарь праздника, глас 7-й: «Запечатану гробу...» (единожды). Ектении и отпуст: «Воскресы́й из ме́ртвых Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святаго славнаго апостола Фомы и всех святых...» (святые храма и дня не поминаются).
Перед 1-м часом: «Слава, и ныне» — стихира евангельская, глас 1-й: «На го́ру ученико́м...».
Примечание. «Начина́ются же от днесь лити́и, си́речь исхожде́ния в притво́р. Та́кожде и Оглаше́ния преподо́бнаго отца́ на́шего Фео́дора Студи́та, в ни́хже пое́м: «Сла́ва, и ны́не», стихи́ру ева́нгельскую...» (Триодь Цветная, в Неделю Фомину, на утрене, указание перед евангельской стихирой). «Внемли́, я́ко лити́и в притво́ре пре́жде 1-го часа́ быва́ют и Оглаше́ния Студи́това. Пото́м час 1-й, и про́чее обы́чно, и соверше́нный отпу́ст» (Типикон, гл. 50, «Неделя Антипасхи», 3-е «зри»). Иными словами: 1) временно прерванные исхождения в притвор по воскресным дням для чтения Оглашений Студитовых и 1-го часа (в последний раз такое исхождение было в Неделю ваий), а по седмичным — для пения лити́и по усопшим (прекратилось с Великого Четверга) возобновляются с нынешнего дня, т. е. с Недели Антипасхи; 2) когда бывает чтение Оглашений (т. е. по воскресным дням), в притворе сначала произносятся Оглашения Студитовы и поется тропарь прп. Феодора Студита, а потом читается 1-й час; в седмичные же, непраздничные дни раньше читается 1-й час, и притом в храме, а затем уже бывает исхождение в притвор и в нем пение литии о усопших (В. Розанов. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 676).
Часы читаются обычные, трехпсалмные; по возгласе троекратное «Христос воскресе...». Трисвятое и прочее (на 3-м и 9-м часе). «Царю Небесный» не читается. На часах — тропарь и кондак праздника.
Литургия свт. Иоанна Златоустого.
По возгласe «Благословено Царство...» — «Христос воскресе...» (трижды). На пение тропаря, по традиции, отверзаются царские врата. Великая ектения.
Антифоны изобразительны.
Блаженны праздника Триоди, песнь 3-я — 4 (со ирмосом) и 6-я — 4.
На входе: «Приидите, поклони́мся... воскресы́й из мертвых, поющия Ти...».
По входе — тропарь, глас 7-й: «Запечатану гробу...». «Слава, и ныне» — кондак, глас 8-й: «Любопытною десницею...».
Прокимен, глас 3-й: «Велий Господь наш и велия крепость Его, и разума Его несть числа»; стих: «Хвали́те Господа, яко благ псалом, Бо́гови нашему да услади́тся хваление».
Апостол — Деян., зач. 14. Евангелие — Ин., зач. 65.
Задостойник — «Ангел вопия́ше...» и «Свети́ся, светися...».
Причастен: «Похвали́, Иерусалиме...».
По возгласе иерея «Со страхом Божиим...» — певцы: «Благословен Грядый...». Иерей: «Спаси, Боже, люди Твоя...». Певцы вместо «Ви́дехом...» поют: «Христос воскресе из мертвых...» (единожды). По возгласе иерея «Всегда, ныне и присно...» певцы поют: «Да исполнятся уста наша...». По возгласе «Слава Тебе, Христе Боже...» поется: «Христос воскресе из мертвых...» (трижды). Отпуст, как и на утрене.
Попразднство Недели Антипасхи продолжается до субботы.
1 В некоторых храмах при затворении царских врат принято петь тропарь «Запечатану гробу...».