Пятница, 16 Марта 2007 года (3 Марта 2007 по ст.ст.)
4-я седмица Великого поста, Крестопоклонная, Глас шестый
Великий пост.
Мчч. Евтропия, Клеоника и Василиска (ок. 308).
Прп. Пиамы девы (337).
Свв. Зинона и Зоила.
Волоколамской иконы Божией Матери (1572).
Св. Каллупана Овернского (Галл.).
Св. Нонны, матери св. Давида Уэльсского (VI) (Кельт. и Брит.).
Сщмч. Феодорита, Антиохийского (Греч.).
Спаси, Господи, люди Твоя, / и благослови достояние Твое, / победы православным императором / на сопротивныя даруя, / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Кондак, глас 4.
Вознесыйся на Крест волею,/ тезоименитому Твоему новому жительству,/ щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/ возвесели нас силою Твоею,/ победы дая нам на сопостаты,/ пособие имущим Твое оружие мира,/ непобедимую победу.
Богослужебные указания: [скрыть] Пятница 4-й седмицы. Мчч. Евтропия, Клеони́ка и Василиска. Литургия Преждеосвященных Даров. На великом повечерии в четверг вечером — канон Богородицы и служба мчч. Евтропия, Клеони́ка и Василиска (с этого дня).
Примечание. Стихиры Минеи (на «Господи, воззвах») не переносятся на повечерие, поскольку, согласно указаниям Постной Триоди, они поются на вечерне в четверг вечера (см. примечание 2 марта).
На утрене — кафизмы 13-я, 14-я и 15-я. Поется канон Креста и трипеснцы (см. 1 марта, примечание 1). По 9 песни — светилен гласа. Канон рядовых святых поется на повечерии.
На 1-м часе кафизмы нет; на 3-м часе — кафизма 19-я; на 6-м часе — кафизма 20-я; на 9-м часе кафизмы нет.
На часах и на изобразительных — кондак Креста.
В конце изобразительных совершается чин поклонения Кресту.
Примечание. Поклонение Кресту совершается не на 1-м часе, а по совершении часов, т. е. после того, как прочитаны будут присоединяемые к 9-му часу молитвословия из последования изобразительных. Таким образом, чин поклонения Кресту в пятницу следует совершать после молитвословий, которыми оканчиваются часы с изобразительными, т. е. после молитвы прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами), конечного Трисвятого, «Господи, помилуй» (12) и молитвы «Всесвятая Троице...». Именно это имеет в виду Триодь Постная, когда говорит: «И быва́ет крестопоклоне́ние по отпе́тии часо́в по после́днем Трисвято́м» (чин поклонения Кресту см. 27 февраля). Впрочем, также существует практика совершать поклонение Кресту после отпуста изобразительных1 (см. «Богослужебные указания на 1958 год», с. 82).
После поклонения иерей берет Честно́й Крест и вносит его в святой алтарь (через царские врата, в преднесении кадила и свечи),а оттуда в сосудохранительницу.
Далее обычное (для среды и пятка) окончание изобразительных. Диакон: «Премудрость». Певцы: «Достойно есть...». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит отпуст: «Христос, Истинный Бог наш...». Певцы: «Господи, помилуй» (трижды). Многолетны, по традиции, не поются.
Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров см. 8 февраля.
Если в субботу (4 марта) будет совершаться заупокойная служба в соединении со службой прп. Герасима Иорданского (вариант А):
На вечерне с Литургией Преждеосвященных Даров — кафизма 18-я.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди самогласен, глас 7-й: «Страсте́м порабо́тив...» (дважды); Октоиха мученичны, глас 6-й — 4 («Христовых Страстей...», «Мученицы Твои, Господи...» (дважды), «Страстотерпцы мученицы...»), и Минеи, глас 8-й — 4 (прп. Герасима Иорданского, с 4 марта; первая стихира — дважды). «Слава» — мертвен, глас 6-й: «Начаток ми и состав...» (см. стихиры на стиховне в пяток вечера), «И ныне» — догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажи́т...».
Вход. «Свете Тихий». Чтение паримий (прокимен 1-й паримии, глас 4-й: «Пасы́й Израиля, вонми́...», со стихом; прокимен 2-й паримии, глас тот же: «Радуйтеся Богу...», со стихом), и прочее последование Преждеосвященной литургии.
Если в субботу (4 марта) будет совершаться полиелейная служба блгв. кн. Даниила Московского (вариант Б):
На вечерне в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров — кафизма 18-я.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди самогласен, глас 7-й: «Страсте́м порабо́тив...» (дважды); Октоиха мученичны, глас 6-й — 4 («Христовых Страстей...», «Мученицы Твои, Господи...» (дважды), «Страстотерпцы мученицы...»), и Минеи, глас тот же — 4 (блгв. кн. Даниила, с 4 марта). «Слава» — блгв. кн. Даниила, глас тот же: «Прииди́те, празднолю́бных собо́ри...», «И ныне» — догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажи́т...».
Вход с кадилом. «Свете Тихий». Чтение паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 4-й: «Пасы́й Израиля, вонми́...», со стихом; прокимен 2-й паримии, глас тот же: «Радуйтеся Богу...», со стихом), и чтение трех паримий благоверного князя (с обычными возглашениями), далее прочее последование Преждеосвященной литургии.
1 «И по отпу́сте часо́в быва́ет поклоне́ние Честно́му Кресту́, пою́щим нам стихи́ры самогла́сны, я́коже пре́жде изъяви́ся: и взима́ется иере́ем Честны́й Крест, и отно́сится во святы́й олта́рь» (Типикон, 49-я глава, «В пяток же тоя [4-я] седмицы»).