Богослужебные указания: [скрыть] Четверг 5-й седмицы. Святых сорока́ мучеников, в Севастийском е́зере мучившихся (празднование переносится на 7 марта). Литургия Преждеосвященных Даров. Вся служба по Триоди. Служба святых Сорока́ мучеников Севастийских, ввиду совпадения дня их памяти с четвергом 5-й седмицы, переносится на вторник, 7 марта (см. Типикон, 5-я Маркова глава под 9 марта: «Аще ли случится 40 мученик в четверток Великаго канона»).
Накануне в среду вечером в келлиях совершается малоеповечерие без канонов и поклонов. Кондак Великого канона: «Душе́ моя, душе́ моя...».
Полунощница в келлиях безпоклонов.
Утреня1. Иерей возглас: «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный...», Трисвятое по «Отче наш...». Иерей: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся...» (трижды) и обычное двупсалмие.
Шестопсалмие. Великая ектения. «Аллилуия» и Троичны гласа. Стихословится 8-я кафизма, после которой седальны Октоиха (без ектении) (см. Приложение Триоди), и читается первая половинаЖития прп. Марии Египетской2.
Чтец: «Житие преподобныя матере нашея Марии Египетския благослови, честны́й отче, прочести́».
Иерей: «Ея́же молитвами, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас».
Чтец: «Аминь». И читает житие.
(Если читает сам иерей, то он вначале глаголет: «Житие преподобныя матере нашея Марии Египетския. — Ея́же молитвами, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас».)
По прочтении первой половины жития — «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» — псалом 50-й.
И тотчас3 Великий канон прп. Андрея Критского, с присовокуплением к каждой песни тропарей канона прп. Марии Египетской и по одному тропарю прп. Андрея Критского. В 4-й, 8-й и 9-й песнях — трипеснцы. Ирмосы Великого канона поются по дважды в начале песней, а по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях — и на катавасию. Во 2-й и 3-й песнях — по два ирмоса (поются по единожды), на катавасию по 3-й песни поется второй ирмос. Ирмосы поются перед тропарями Великого канона, но не перед трипеснцами, с которых начинаются 4-я, 8-я и 9-я песни4.
Песни Священного Писания при пении канонов не стихословятся, но к тропарям Великого канона поется припев: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя», к тропарям канона прп. Марии Египетской: «Преподобная мати Марие, моли Бога о нас», к тропарям прп. Андрея Критского: «Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас». В заключение каждой песни — «Слава», «И ныне». К тропарям трипеснцев припев: «Святии апостоли, молите Бога о нас»; в конце их «Слава», «И ныне» не полагаются. Обычно читает тропари трипеснца чтец.
По 3-й песни и малой ектении — седален апостолов, глас 8-й: «Светила богозрачная...», «Слава» — ин седален, глас тот же: «Апостольская двоенадеся́тице...», «И ныне» — Богородичен, глас тот же: «Непостижимаго Бога...», и читаетсявторая половинаЖития прп. Марии Египетской.
По 6-й песни и малой ектении — кондак Триоди, глас 6-й: «Душе моя, душе моя...», и икос, глас тот же: «Христово врачевство́...», синаксарий и блаженны Великого канона, глас 6-й5.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни и малой ектении — светилен гласа (см. Приложение Триоди). («Достойно есть» обычно не поется.)
Хвалитные псалмы. «Слава, и ныне», «Тебе слава подобает...», «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.
Ектения просительная: «Исполним утреннюю молитву...», и молитва главопреклонения.
Стихиры на стиховне Триоди, глас 8-й. «Слава, и ныне» — Богородичен Триоди, глас тот же: «Приими́ гла́сы раб Твоих...».
«Благо есть» (дважды)6. Трисвятое по «Отче наш». Иерей — возглас. Чтец: «Аминь». Тропарь: «В храме стояще...». «Господи, помилуй» (40). «Слава, и ныне» — «Честнейшую Херувим...». «Именем Господним...». Иерей перед царскими вратами: «Сый благословен...». Чтец: «Небесный Царю...». Иерей — молитву прп. Ефрема Сирина с тремя поклонами. Чтец: «Аминь», и тотчас без отпуста утрени читается 1-й час7.
1-й час читается без кафизмы. Тропарь 1-го часа: «Заутра услыши...» со стихами произносится чтецом в обычном порядке, но только без пения. По Трисвятом — кондак Триоди: «Душе́ моя, душе́ моя...». В конце — молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Конечное Трисвятое и «Господи, помилуй» (12) не читаются. Непосредственно после поклонов священник читает молитву: «Христе, Свете Истинный...». «Взбранной Воеводе...», отпуст великий и многолетны.
На 3-м часе — кафизма 9-я; на 6-м часе — кафизма 10-я; на 9-м часе — кафизма 11-я. На 6-м часе — тропарь пророчества, 1-й прокимен, чтение паримии, 2-й прокимен.
На всех часах — тропарь часа произносится чтецом в обычном порядке, но только без пения. Кондак Триоди: «Душе́ моя, душе́ моя...». Конечный возглас иерея — «Боже, уще́дри ны...», молитва прп. Ефрема Сирина читается с тремя великими поклонами (а не с 16-ю).
На изобразительных — блаженны поскору, без пения; по «Отче наш...» — кондак: «Душе́ моя, душе́ моя...». Изобразительны следует заканчивать следующим образом: после кондака — чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне» — «Честнейшую Херувим...». «Именем Господним...». Иерей: «Боже, ущедри ны...». Чтец: «Аминь». Иерей — молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя поклонами). Чтец: «Аминь», молитву: «Всесвятая Троице...». Иерей (или диакон): «Премудрость». Певцы: «Достойно есть...». Иерей: «Пресвятая Богородице...». Певцы: «Честнейшую Херувим...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст: «Христос, Истинный Бог наш...». Певцы: «Господи, помилуй» (трижды). Многолетны, по традиции, не поются.
На вечерне, с которой начинается Литургия Преждеосвященных Даров, стихословится 12-я кафизма. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 8 февраля.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди, глас 8-й, глас 1-й и глас 6-й — 6 (первая стихира — дважды) и Минеи (с 10 марта, мч. Кодра́та), глас 1-й — 4 (первая стихира — дважды). «Слава, и ныне» — Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Воздви́жена яко ви́де...».
Вход с кадилом. Чтение паримий Триоди. По «Да исправится молитва моя...» и молитве прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами) — ектения: «Рцем вси...», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров.
Примечание. «На трапе́зе же яди́м еле́й и вино́ пие́м, труда́ ра́ди бы́вшаго. Не́цыи же уста́вы разреша́ти то́чию на вино́ попуща́ют, на еле́й же не оставля́ют. Во Святы́я же Горы́ Ти́пице разсужда́ет: на святы́х му́ченик 40, на Предте́чевы главы́ обре́тение, в сре́ду Крестопокло́нную, на Вели́кий кано́н и на Неседа́льное (т. е. Акафист Божией Матери в субботу 5-й седмицы. — Сост.) я́сти два варе́ния со еле́ем и испива́ти по две ча́ши вина́» (Типикон, гл. 49, «В четверток 5-я Недели святых постов. В сий же четверток»).
1 «Кле́плет в 4-й час но́щи, и собра́вшимся нам в це́рковь, быва́ет нача́ло от иере́я, по обы́чаю...» (Типикон, гл. 49-я, «В четверток пятыя недели святых постов»).
2 Текст жития см.: Богослужебные указания на 1999 год. С. 193—204; Богослужебные указания на 2000 год. С. 194—203; Минея-Апрель. Ч. 1. С. 12—18. Если Житие читается по Минее, то первая половина Жития оканчивается словами «...да обрящу дерзновение в День Суда» (с. 14). С нового абзаца, со слов «Родилась я в Египте...» до конца, — вторая половина Жития.
3 Обычно молитва «Спаси, Боже, люди Твоя...» не произносится.
4 По мнению В. Розанова, ирмосы трипеснцев вычитываются. По мнению свт. Афанасия (Сахарова), в подобных случаях ирмосы вообще не читаются и не поются, а приводятся в Триоди полностью для того, чтобы служить в качестве подобнов для пения последующих тропарей трипеснцев, т. к. в древности тропари канонов пелись на глас и подобен ирмоса; поются ирмосы лишь в тех случаях, когда стихословятся библейские песни или когда на то есть особое указание Типикона.
5 Пение блаженн с тропарями является особенностью утрени четверга Великого канона и утрени Великой Пятницы (с чтением 12-ти Евангелий), а потому ни в коем случае не должно опускаться.
6 Поскольку служба, согласно Уставу, завершается «поскору», допустимо и однократное чтение «Благо есть» (см. следующую сноску).
7 В связи с отсутствием в Типиконе определенных указаний о завершении утрени четверга 5-й седмицы св. Четыредесятницы, окончание утрени в богослужебных справочниках излагается по-разному.
Прот. К. Никольский («Пособие к изучению...», с. 594) считает, что утреня заканчивается как обычная великопостная, поскольку Типикон не приводит каких-либо специальных указаний. «Богослужебные указания на 1953 год» (с. 87) предписывают заканчивать утреню, как прот. К. Никольский (т. е. с сохранением обычных 16 поклонов), но после «Отче наш...» вместо тропаря «В храме стояще...» — кондак «Душе моя...». «Настольная книга священнослужителя» (т. IV, с. 544) предлагает окончание утрени по образцу «Богослужебных указаний на 1953 год», но с сокращением количества поклонов с молитвой прп. Ефрема Сирина с 16 до 3. В. Розанов («Богослужебный Устав...», с. 545—546) предлагает заканчивать утреню с чтением «Благо есть» единожды и с заменой «Господи, помилуй» (40 раз) на сугубую сокращенную ектению, при этом по «Благо есть...» сохранять обычный тропарь «В храме стояще...», а поклоны с молитвой прп. Ефрема Сирина вовсе отменять.
Все разногласия об окончании утрени связаны с разным толкованием слов Устава о совершении служб четверга 5-й седмицы «поскору». Термин «поскору» используется Типиконом при изложении богослужения Благовещения в будний день поста и богослужения полиелейного святого «во един от дней постных».
Сравнив особенности службы, вызванные совершением ее «поскору» в эти дни, можно заключить, что термин «поскору» касается:
а) сокращения количества поклонов с молитвой прп. Ефрема на утрене, часах и изобразительных с 16 до 3;
б) отмены везде конечного Трисвятого;
в) исполнения поемых текстов на часах и изобразительных «без пения».
В «Богослужебных указаниях» излагается окончание утрени четверга 5-й седмицы в соответствии с традицией, сложившейся в уставных заметках «Православного церковного календаря». Однако вышеприведенными вариантами завершения утрени также можно руководствоваться, поскольку они отражают традиционную литургическую практику.