Зарею Духа облистаемь, / витийствующих богомудренно сподобился еси разумения, / неведением омраченная сердца человеков светом благочестия просвещая, / пресветел явился еси Православия светильник, Максиме преподобне, / отонудуже ревности ради Всевидящаго / отечества чужд и странен, Российския страны был еси пресельник, / страдания темниц и заточения от самодержавнаго претерпев, / десницею Вышняго венчаешися и чудодействуеши преславная. / И о нас ходатай буди непреложен, / чтущих любовию святую память твою.
Богослужебные указания: [скрыть] Суббота. Прп. Максима Исповедника. Мч. Неофи́та. Мчч. Евгения, Кандида, Валериана и Акилы. Прп. Максима Грека. Ватопедской иконы Божией Матери «Отрада», или «Утешение»1. Служба прп. Максима Исповедника и мч. Неофи́та не имеет праздничного знака, совершается вместе с субботней службой Октоиха (А). По благословению настоятеля, может совершаться полиелейная служба прп. Максима Грека (Б). А. На вечерне кафизмы нет, если накануне служилось бдение, или кафизма 18, если накануне служился полиелей.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: преподобного, глас 4-й — 3, и мученика, глас 8-й — 3. «Слава» — преподобного, глас 6-й: «Преподобне отче...», «И ныне» — догматик, глас 8-й: «Царь Небесный...».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й (мученичны2 из числа стихир на «Господи, воззвах» — 1-й: «Мученицы Господни...», 2-й: «Мученицы Твои, Господи...», 3-й: «Аще ка́я добродетель...»; припевы обычные со стиховны — см. Часослов). «Слава» — преподобного, глас тот же: «Монахов множества...», «И ныне» — Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Чистая Дево...».
По Трисвятом — тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава» — тропарь мученика, глас 4-й, «И ныне» — Богородичен воскресный, глас 8-й: «Иже нас ра́ди...».
На малом повечерии — поется служба мучеников (см. на повечерии) и прп. Максима Грека (см. 21 января) и служба ап. Тимофея и прмч. Анастасия Пе́рсянина, с 22 января (см. Типикон, гл. 49-я, 1-е «зри»)3.
На утрене на «Бог Господь» — тропарь преподобного, глас 8-й (дважды). «Слава» — тропарь мученика, глас 4-й, «И ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века утаеное...».
Кафизмы16-я и 17-я4. Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.
Каноны:
В храме Господском, Богородицы и святого — канон преподобного со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), мученика на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.
Примечание 1. В книге В. Розанова «Богослужебный Устав Православной Церкви» (с. 176) даны следующие указания для пения канонов в субботу при двух малых святых: в храме Господском и Богородицы — канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4; в храме Воскресения Христова — канон воскресный рядового гласа (с прошлой Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4. Однако следует отметить, что Устав не предусматривает пение канона на 3, за исключением уникальных богослужений утрени воскресного дня и дней сырной седмицы.
Библейские песни «Поем Господеви...».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях — ирмосы мученичного канона Октоиха.
По 3-й песни — кондак преподобного, глас 8-й; седален преподобного, глас 5-й. «Слава» — седален мученика, глас 4-й, «И ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни — кондак и икос преподобного, глас 6-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни поется «Достойно есть». Светилен преподобного. «Слава» — ексапостиларий Октоиха, «И ныне» — Богородичен Октоиха.
«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й (мученичны из числа стихир на хвалитех — 1-й: «Вельми подвизастеся...», 2-й: «Мученицы Христовы...», 3-й: «Во броня веры...»; припевы обычные со стиховны — см. Часослов). «Слава, и ныне» — Богородичен Октоиха, глас тот же: «Аз, Дево Святая...» (см. в стихирах на хвалитех).
По Трисвятом — тропарь преподобного, глас 8-й, «Слава» — тропарь мученика, глас 4-й, «И ныне» — Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Тя величаем, Богородице, вопиюще: Ты еси купина́...».
На часах — тропарь преподобного. «Слава» — тропарь мученика. Кондаки преподобного читаются попеременно.
На Литургии блаженны Октоиха — 6.
По входе — тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы — тропарь храма, тропарь дня: «Апостоли, мученицы...», тропарь преподобного, тропарь мученика; кондак храма, кондак преподобного, ин кондак преподобного. «Слава» — «Со святыми упокой...», «И ныне» — «Яко начатки естества...»5.
В храме святого — тропарь дня: «Апостоли, мученицы...», тропарь преподобного, тропарь мученика; кондак преподобного, ин кондак преподобного. «Слава» — «Со святыми упокой...», «И ныне» — «Яко начатки естества...».
Примечание 2. В храме святого в субботу тропарь и кондак храма не поются, потому что все святые именованы в дневном тропаре.
Прокимен, аллилуиарий и причастен — святых и дня.
Апостол и Евангелие — святых и дня6.
Б. На великой вечерне «Блажен муж» — 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры преподобного, глас 2-й — 8 (каждая стихира — дважды). «Слава» — преподобного, глас 1-й: «В преставлении твоем...», «И ныне» — догматик, глас 8-й: «Царь Небесный...».
Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного — 3.
На стиховне стихиры преподобного, глас 2-й (с припевами своими). «Слава» — преподобного, глас тот же: «Доме Святыя Троицы...», «И ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же: «Дом Божий...».
По Трисвятом — тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ра́ди...».
На малом повечерии — поется служба рядовых святых, с 21 января (кроме прп. Максима Грека) и служба ап. Тимофея и прмч. Анастасия Пе́рсянина, с 22 января (см. Типикон, гл. 49-я, 1-е «зри»)7.
На утрене на «Бог Господь» — тропарь преподобного, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ради...».
Кафизмы 16-я и 17-я8. Малые ектении. Седальны преподобного (по дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.
Полиелей. Величание преподобного и избранный псалом. Седален преподобного по полиелее, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна — 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен преподобного, глас 4-й: «Честна́ пред Го́сподем...». Евангелие преподобного. По 50-м псалме: «Слава» — «Молитвами преподобного...». Стихира преподобного, глас 6-й: «Егда́ страдания...».
Каноны:
В храме Господском и Богородицы — канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и преподобного на 8.
В храме святого — канон Богородицы (с прошедшей Недели)9 со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и преподобного на 8.
Примечание 3. При совпадении памяти славословного, полиелейного или бденного святого с субботним днем в храме святого должен петься Богородичный канон с воскресной утрени отдаваемого гласа (см. Типикон, гл. 11-я, «зри»; Минея общая, «Изъявление вкратце»). Это является особенностью субботнего богослужения, на котором происходит отдание гласа, действовавшего в течение седмицы.
Впрочем, В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав...», ч. 1, отд. 3, гл. 28) допускает при полиелее святого в субботу пение Богородичного канона из службы святого или общего канона Богородицы, глас 8-й: «Воду прошед...» (из Часослова) или «Колесницегонителя...» (из приложения Октоиха).
Библейские песни «Поем Господеви...».
Катавасия «Су́шу глубороди́тельную ...».
По 3-й песни — седален преподобного, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни — кондак и икос преподобного, глас 8-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи.
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры преподобного, глас 8-й — 4 (первая стихира — дважды). «Слава» — преподобного, глас 3-й: «Спаси́ нас...», «И ныне» — Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Без семене...».
Великое славословие. По Трисвятом — тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ради...».
На часах — тропарь и кондак преподобного.
На Литургии блаженны преподобного, песнь 3-я — 4 (со ирмосом) и песнь 6-я — 4.
По входе — тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы — тропарь храма, тропарь преподобного. «Слава» — кондак преподобного, «И ныне» — кондак храма.
В храме святого — тропарь храма, тропарь преподобного; кондак храма. «Слава» — кондак преподобного, «И ныне» — «Предстательство христиан...».
Прокимен, аллилуиарий и причастен — преподобного и дня10.
Апостол и Евангелие — преподобного и дня.
1 В 2007 году отмечается 1200-летие прославления Ватопедской иконы Божией Матери. В Минее содержится служба «Празднование Пресвятей Богородице ради чудотворныя иконы Ея Ватопедския «Отрада», или «Утешение»», в состав которой включены некоторые песнопения из службы прп. Максима Грека.
На великой вечерне на «Господи, воззвах» стихиры Богородицы, глас 2-й — 4 и стихиры прп. Максима. «Слава» — прп. Максима, «И ныне» — Богородицы, глас 7-й: «Идеже яви́тся...». (Согласно общему уставу, на «И ныне» должен петься догматик отдаваемого гласа, в данном случае — глас 8-й: «Царь Небесный...».) На литии стихира Богородицы, глас 4-й. «Слава» — прп. Максима, «И ныне» — Богородицы, глас 8-й: «Дышущие огнем...». На стиховне стихиры прп. Максима. «Слава» — прп. Максима, «И ныне» — Богородицы, глас 6-й: «Ле́та и дни́е...». По Трисвятом — тропарь Богородицы, глас 4-й: «К Богородице прилежно...».
На утрене на «Бог Господь» — тропарь Богородицы, глас 4-й: «К Богородице прилежно...» (дважды). «Слава» — тропарь прп. Максима, «И ныне» — Богородицы: «Не умолчим...». По 1-м и 2-м стихословии — седальны Богородицы. По полиелее — седален Богородицы. Стихира Богородицы, глас 6-й: «Державная Всецарице...». Канон Богородицы, глас 8-й. По 3-й песни — седален Богородицы. По 6-й песни — кондак и икос Богородицы, глас 8-й. По 9-й песни — светилен Богородицы. На хвалитех стихиры Богородицы, глас 1-й. «Слава» — прп. Максима, «И ныне» — Богородицы, глас 6-й: «Несть человека...».
2 Типикон предписывает петь на стиховнах 2, 3 и 4 мученичен с «Господи, воззвах». Эти мученичны в 1—7 гласах располагаются во второй группе стихир. Но в 8 гласе три мученична даны в первой группе стихир, а 4-я, 5-я и 6-я стихиры не являются мученичнами по содержанию. Поэтому при совершении службы 8-го гласа мученичны для пения стихир на стиховне нужно заимствовать из 1-й группы стихир.
3 О порядке пения служб на повечерии см. 14 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста.
4 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12).
5 «Такой именно порядок тропарей и кондаков указан в Октоихе. Между тем, в 52 гл. Тип., л. 385, не упомянуто о кондаке храма Христова или Богородицы, а в 12 гл. даже сказано: «в субботу храмовые кондаки Христовы и Богород. оставляются; точию аще прилучится великий святой, тогда И ныне, кондак храма Христ. или храма Богор., а идеже несть храма Христ. или Богород., глаголем: Предстател. христиан». Но здесь выражается не та мысль, что в субб. нельзя петь кондак храма Христ. или Богор., а та, что в субботу тропари и кондаки нельзя покрывать кондаком храма Христ. или Богор.; надобно же их покрывать суббот. песнопением: Яко начатки естества... Причем, однако, кондак храма Христ. или Богор. совершенно не устраняются: если случится великий святой, когда дневные тропари и кондаки оставляются, то в храме Христа Спасителя и Бож. Матери их надобно покрывать кондаком храма Христ. или Богор., а где храм не Христ. и не Богор., то — Предстател. христиан...» (Розанов В. «Богослужебный Устав...». С. 308).
6 См.: В. Розанов. Богослужебный Устав... С. 341.
7 О порядке пения служб на повечерии см. 14 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста.
8 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей.
9 В Минее указывается петь «канон Пресвяте́й Богородице ради Ея́ иконы, нарица́емыя Ватопе́дския» (см. Минею-Январь, ч. 2, с. 227—233). Однако на субботней службе более уместно пение Богородичного канона из воскресной службы отдаваемого гласа.
10 См. Розанов В. «Богослужебный Устав...», с. 372.