Готовися, Вифлееме, / отверзися всем, Едеме, / красуйся, Евфрафо, / яко древо живота в вертепе процвете от Девы: / рай бо Оноя чрево явися мысленный, / в немже Божественный сад, / от негоже ядше, живи будем, / не якоже Адам умрем. / Христос раждается прежде падший возставити образ.
Богослужебные указания: [скрыть] Суббота пред Рождеством Христовым. Предпразднство Рождества Христова. Десяти мчч., иже в Крите. Прп. Феоктиста Новгородского. Равноап. Наума Охридского. Служба мучеников шестеричная (в Типиконе не напечатан знак шестеричного святого), совершается вместе со службой предпразднства.
На вечерне1 кафизма 18-я.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: предпразднства, глас 4-й — 3, и мучеников, глас тот же — 3. «Слава» — мучеников, глас 3-й: «Предпразднственный днесь...», «И ныне» — предпразднства, глас тот же: «Благоукраси́ся, Вифлееме...» (догматик гласа не поется).
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры предпразднства, глас 6-й. «Слава» — мучеников, глас 2-й: «Крит предпра́зднствует...», «И ныне» — предпразднства, глас тот же: «Се время прибли́жися...».
По Трисвятом — тропарь мучеников, глас 3-й. «Слава, и ныне» — тропарь предпразднства, глас 4-й.
На утрене на «Бог Господь» — тропарь предпразднства, глас 4-й (дважды). «Слава» — тропарь мучеников, глас 3-й, «И ныне» — тропарь предпразднства, глас 4-й.
Кафизмы 16-я и 17-я2. Малые ектении. Седальны предпразднства (по дважды). Псалом 50-й.
Каноны: предпразднства со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и мучеников на 6.
Библейские песни «Поем Господеви...».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях — ирмосы канона мучеников.
По 3-й песни — кондак и икос предпразднства, глас 3-й; седален мучеников, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» — седален предпразднства, глас тот же.
По 6-й песни — кондак и икос мучеников, глас 4-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен мучеников (дважды). «Слава, и ныне» — светилен предпразднства.
«Хвали́те Го́спода с Небес...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры предпразднства, глас 6-й — 4. «Слава» — предпразднства, глас тот же: «Пой, новый Израилю...», «И ныне» — предпразднства, глас тот же: «Явился еси на земли...».
«Тебе слава подобает...» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры предпразднства, глас 2-й. «Слава» — мучеников, глас 3-й: «До́блии мученицы истины...», «И ныне» — предпразднства, глас 8-й: «В Вифлееме раждается...».
По Трисвятом — тропарь мучеников, глас 3-й. «Слава, и ныне» — тропарь предпразднства, глас 4-й.
На часах — тропарь предпразднства. «Слава» — тропарь мучеников. Кондак только предпразднства.
На Литургии блаженны предпразднства, песнь 3-я — 4 (со ирмосом), и мучеников, песнь 6-я — 4.
По входе — тропари и кондаки:
В храме Господском — тропарь предпразднства, тропарь мучеников. «Слава» — кондак мучеников, «И ныне» — кондак предпразднства.
В храме Богородицы и святого — тропарь предпразднства, тропарь храма, тропарь мучеников; кондак храма. «Слава» — кондак мучеников, «И ныне» — кондак предпразднства.
Прокимен дня (субботы), глас 8-й: «Весели́теся о Господе и ра́дуйтеся пра́веднии»; и мучеников, глас 4-й: «Святым, иже суть на земли...».
Аллилуиарий (дня и мучеников), глас 4-й: «Воззва́ша пра́веднии, и Господь услы́ша их...»; стих: «Мно́ги ско́рби пра́ведным...».
Апостол и Евангелие — субботы пред Рождеством, дня (под зачало) и мучеников.
Причастен (дня и мучеников) — «Ра́дуйтеся, пра́веднии...».
1 Вечерня начинается с «Царю Небесный...» и обычного начала, т. к. не предваряется 9-м часом.
2 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми.