С высоты снизшел еси, Благоутробне, / погребение приял еси тридневное, / да нас свободиши страстей, / Животе и воскресение наше. Господи, слава Тебе.
Богородичен, глас тойже.
Иже нас ради рождейся от Девы,/ и распятие претерпев, Благий,/ испровергий смертию смерть,/ и воскресение явлей яко Бог,/ не презри, яже создал еси рукою Твоею;/ яви человеколюбие Твое, Милостиве,/ приими рождшую Тя Богородицу молящуюся за ны; / и спаси, Спасе наш, люди отчаянныя.
Кондак, глас тойже.
Воскрес из гроба, умершия воздвигл еси,/ и Адама воскресил еси,/ и Ева ликует во Твоем воскресении,/ и мирстии концы торжествуют/ еже из мертвых востанием Твоим, Многомилостиве.
Богослужебные указания: [скрыть] Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания.Прощеное воскресенье. Глас 8-й. Заговенье на Великий пост. Свт. Тарасия Константинопольского. Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди.
Служба свт. Тарасия Константинопольского переносится на малое повечерие под 22 февраля.
Примечание. Если в понедельник 1-й седмицы Великого поста случится храмовый или полиелейный праздник, то служба праздника переносится на Неделю сыропустную (ср.: Типикон, 30-я храмовая глава, 7-я Маркова глава под 24 февраля).
На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 8-й – 6, Триоди, глас 6-й – 4. «Слава» – Триоди, глас тот же: «Седе Адам прямо рая...», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небесный...».
Вход. Прокимен дня.
На литии стихира храма. «Слава» - Триоди, глас 6-й: «Солнце лучи скры...», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Таинственно воспеваем...».
На стиховне стихиры воскресные, глас 8-й. «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Изгнан бысть Адам...», «И ныне» - Богородичен воскресный, глас тот же: «Творец и Избавитель...».
По Трисвятом – «Богородице Дево...» (трижды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ради...».
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные.
Полиелей. К двум полиелейным псалмам присоединяется псалом 136-й: «На реках Вавилонских...». «Ангельский собор». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 8-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Покаяния отверзи ми двери...», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасения стези...». Глас 6-й: «Помилуй мя, Боже...», и стихира Триоди, глас тот же: «Множества содеянных...».
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 2, Богородицы на 2 и Триоди на 6.
Библейские песни «Поем Господеви...».
Катавасия Триоди: «Яко по суху...».
По 3-й песни – седален Триоди, глас 4-й. «Слава» – ин седален Триоди, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос Триоди, глас 6-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 8-й. «Слава» – светилен Триоди, «И ныне» – ин светилен Триоди.
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры воскресные, глас 8-й – 5 (четыре стихиры воскресные и Анатолиева одна), и Триоди, глас 5-й и глас 6-й – 4. «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Приспе время...», «И ныне» – «Преблагословенна еси...».
Примечание. Первые шесть стихир поются со стихами хвалитных псалмов, а последние три – с дополнительными стихами (ср.: Типикон, гл. 49-я, «В Неделю сыропустную»): 1-й – «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, / повем вся чудеса Твоя»; 2-й – «Возвеселюся и возрадуюся о Тебе, / поюимени Твоему, Вышний», 3-й – «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, / не забуди убогих Твоих до конца».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба...».
Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 8-я.
На часах – тропарь воскресный. Кондак Триоди.
На Литургии заготовляются два Агнца: для среды и пятницы.
Примечание.Заготовление Агнцев на Литургии происходит следующим образом.
Проскомидия в Неделю совершается обычным порядком. После заготовления первого Агнца точно так же заготовляются и другие два, над каждым из которых священник произносит молитвословия: «В воспоминание...», «Яко овча...», «И яко Агнец...», «Во смирении Его...», «Род же Его...», «Яко вземлется...», «Жрется Агнец...» и «Един от воин...». Все три Агнца полагаются на дискос вместе. Далее проскомидия совершается обычным чином.
Во время евхаристического канона священник произносит: «Хлеб сей...», а не «Хлебы сия...».
При возглашении «Святая святым» священник возносит не один Агнец, а все три вместе.
Для причащения раздробляется обычным порядком только первый Агнец, а остальные два напояются Святой Кровию. Для этого священник берет правой рукой лжицу, омокает ее в Святой Крови, левой же рукой берет второй Агнец и напояет Его над Чашей крестообразно, после чего полагает Агнец в Дарохранительницу. Таким же образом заготовляется и третий Агнец.
Блаженны гласа – 6, и Триоди, песнь 6-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь воскресный. «Слава, и ныне» – кондак Триоди.
В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма. «Слава» – кондак Триоди, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак Триоди.
Прокимен и аллилуиарий – Недели сыропустной.
Апостол и Евангелие – Недели сыропустной.
Причастен: «Хвалите Господа...».
Вечером в Неделю сыропустную иерей (пред царскими вратами): «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», и читает 9-й час – по обычаю. В конце 9-го часа иерей произносит возглас: «Боже, ущедри ны...». Читается молитва: «Владыко, Господи Иисусе Христе, Боже наш...».
Образец совершения вечерни накануне понедельника Четыредесятницы Вечерня. Иерей (перед царскими вратами): «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь». «Приидите, поклонимся...» (трижды) и предначинательный псалом (иерей читает светильничные молитвы).
Великая ектения. Кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Октоиха покаянны, глас 8-й – 4 (2 из стиховных стихир на вечерне и 2 из стиховных стихир на утрене)1, Триоди, глас 2-й – 3, и Минеи (свт. Порфирия Газского, с 26 февраля), глас 8-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Плоть от кровей Твоих...».
Если случится память двух малых святых, то поются стихиры первого святого, а стихиры второго святого с «Господи, воззвах» переносятся на хвалитны утрени.
Во время пения стихир – обычное каждение. На «Слава, и ныне» отверзаются царские врата. Вход с кадилом2. «Свете Тихий».
Прокимен великий, глас 8-й: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю; скоро услыши мя, вонми души моей и избави ю»; стих 1-й: «Спасение Твое, Боже, да приимет мя»; стих 2-й: «Да узрят нищии и возвеселятся»; стих 3-й: «Взыщите Бога, и жива будет душа ваша».
Примечание. Великий прокимен «Не отврати лица Твоего...» поется также на вечерне во 2-ю и 4-ю3 Недели поста. В 1-ю, 3-ю и 5-ю Недели поется прокимен великий, глас 8-й: «Дал еси достояние боящимся Тебе, Господи»; стих 1-й: «От конец земли к Тебе воззвах»; стих 2-й: «Покрыюся в крове крил Твоих»; стих 3-й: «Тако воспоюимени Твоему во веки».
Ектении «Рцем вси...» нет. После исполнения прокимна читается: «Сподоби, Господи...»4. Просительная ектения: «Исполним вечернюю молитву...», и молитва главопреклонения.
На стиховне стихиры Триоди, глас 4-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Ангельстии чини...».
«Ныне отпущаеши...». Трисвятое по «Отче наш». По возгласе иерея5 певцы поют тропари, глас 4-й: «Богородице Дево...» (поклон). «Слава» – «Крестителю Христов...» (поклон), «И ныне» – «Молите за ны, святии апостоли...» (поклон), «Под Твое благоутробие...» (без поклона). Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне» – «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...». Иерей: «Сый благословен...». Чтец: «Аминь». Молитва: «Небесный Царю...». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего...» (с тремя поклонами)6. После третьего поклона – «Слава Тебе, Христе Боже...», и совершенный отпуст, после которого хор поет многолетны: «Великаго Господина...».
Литии о усопших после этой вечерни не полагается.
Примечание. Далее в «Богослужебных указаниях» при описании аналогичных служб Четыредесятницы (вечерни накануне понедельника) на ряду (под числом) указываются только изменяемые песнопения службы. При этом дается отсылка к дате, под которой неизменяемая часть последования излагается подробно.
После отпуста, по традиции, совершается чин прощения. На солею выносятся и полагаются на аналоях напрестольный Крест, иконы Спасителя и Богородицы. Настоятель творит земные поклоны перед ними и целует их. Затем он обращается к присутствующим с поучением о христианском проведении поста и испрашивает прощения грехов у причта и народа, говоря: «Благословите мя, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, елика согреших в сей день и во вся дни живота моего словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». Сказав это, он земно кланяется народу. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог простит тя, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови»7. На это служащий священник (как правило, настоятель, а в обителях – наместник) отвечает: «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас». Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, подходят к настоятелю, целуют Крест и лобызаются с настоятелем и друг с другом в рамена (плечи), взаимно испрашивая прощения. За ними идут миряне, прикладываются ко Кресту, целуют иконы, которые обычно держат священнослужители, и испрашивают прощения у причта и друг у друга. Во время чина прощения принято петь: «Покаяния отверзи ми двери...», «На реках Вавилонских...» и др8.
Примечание. «По вечерни же в трапезе бывает утешение братии» (Типикон, гл. 49-я, «В туюжде Неделю сырную вечера»).
Вечером в Неделю сыропустную и в прочие Недели Четыредесятницы положено совершать малое повечерие с каноном и поклонами.
Примечание.Если накануне совершалось бдение, то канон Богородицы на повечерии не поется.
Порядок малого повечерия такой же, что и в период пения Октоиха, но со следующими особенностями. Вместо возгласа: «Молитвами святых отец...» произносится: «Боже, ущедри ны...». После возгласа совершаются три великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко...», 12 малых поклонов с молитвой «Боже, очисти мя, грешнаго», и один великий поклон с молитвой «Господи и Владыко...». После поклонов – конечное Трисвятое по «Отче наш», возглас: «Яко Твое есть Царство...», «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Молитва: «Нескверная, Неблазная...», и прочее по обычаю.
Сноски: 1 Октоих на стиховне вечерни и утрени содержит по три стихиры (две покаянные и мученичен) с Богородичном. Из каждого цикла стихир берутся первые две – покаянные.
2 В Неделю сыропустную и во все Недели Четыредесятницы бывает вход ради великих прокимнов.
3 В 2008 году из-за совпадения Благовещения Пресвятой Богородицы с понедельником 5-й седмицы св. Четыредесятницы, в 4-ю Неделю поста вечером вместо великого прокимна на вечерне будет петься прокимен дня (см. 25 марта).
4 Пением великого прокимна завершается праздничное воскресное богослужение, и от «Сподоби, Господи...» начинается великопостное. Существует практика, по которой священнослужители по закрытии царских врат переоблачаются в темные одежды, и диакон [или иерей в епитрахили (в приходских храмах – в фелони, если он служит один без диакона)] выходит для произношения просительной ектении на солею перед царскими вратами, певцы же поют эту ектению не обычным, но великопостным напевом.
5 Иерей произносит этот возглас, стоя на солее перед царскими вратами. Здесь же он остается до отпуста вечерни, творит поклоны при пении тропарей: «Богородице Дево» и др., произносит возглас: «Сый благословен...» и молитву св. Ефрема Сирина, с положенными на ней великими поклонами, и совершает отпуст.
6 В воскресные дни Великого поста на вечерне положены только три великих поклона, а не 16, как в седмичные дни.
7 В некоторых храмах и монастырях говорят иначе: «Бог простит тя, отче святый. Помолися о нас, грешных», что вполне согласно с Уставом.
8 В Типиконе ничего не сказано о пении каких-либо песнопений во время чина прощения. Краткое указание: «И целуем святыя и честныя иконы» предусматривает совершение этого обряда в молчании. В старинных же соборных Чиновниках, например, Новгородского Софийского собора, Московского Большого Успенского собора, указывается петь во время целования святынь песнопения молитвенно-покаянного содержания: «Покаяния отверзи ми двери...», «На спасения стези...», «Множества содеянных...», «Владычице, приими молитвы...», стихиру Успения: «О дивное чудо...» и молитву Святому Духу: «Царю Небесный...». В некоторых храмах принято также петь стихиры Пасхи, заканчивая словами: «И тако возопиим».