Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, / радость сотворивый учеником / обетованием Святаго Духа, / извещенным им бывшим благословением, / яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.
Кондак, глас 6.
Еже о нас исполнив смотрение,/ и яже на земли соединив небесным,/ вознеслся еси во славе, Христе Боже наш,/ никакоже отлучаяся,/ но пребывая неотступный,/ и вопия любящим Тя:/ Аз есмь с вами и никтоже на вы.
Перенесение мощей свтт. Киевских и всея России чудотворцев Киприана, Фотия и Ионы. Тропарь, глас 8.
Яко Светлаго Солнца светозарныя звезды, / Троическим Светом озаряете сердца верных, / пренесением честных мощей ваших, / Троицы сосуди явистеся чистии вашим житием, / и научисте люди твердо вере Христове, / и скверну отгнасте вашими святыми заповедьми, / и упасосте добре Христово стадо, порученное вам, / Богомудре Киприане, со славным Фотием и со Ионою твердым, / молитеся Христу Богу, да спасет души наша.
Житием чистым просветився, / в молитвах и постех пустыни явился еси доброе прозябение / и, духовному твоему учителю последствуя, / ум свой к Небесным управль, / стаду твоему наставник был еси, / тем тя молим, отче Ферапонте: / моли Христа Бога спастися душам нашим
Прп. Ферапонта Монзенского. Тропарь, глас 8.
Любовию Христовою, Богомудре, просветився и добродетельми, / сожительствовал еси Василию блаженному, / и, всякое наслаждение плотское возненавидев, / в пустыню вселился еси, / в ней же вельми подвизался еси в жизни сей временней, / плоть умершвляя свою в пениих, и во бдениих, и в пощениих. / Темже и Христос даром чудес обогати тя, / но поминай убо нас, чтущих пресветлую память твою, / преподобне отче Ферапонте, / и моли Христа Бога спастися душам нашим
Богослужебные указания: [скрыть] Понедельник 7-й седмицы по Пасхе. Попразднство Вознесения. Сщмч. Ферапонта. Прав. Иоанна Русского, исповедника. Обретение мощей прп. Нила Столобенского (службу зри 7 декабря). Прп. Ферапонта Можайского. Прп. Ферапонта Монзенского (службу зри 12 декабря). Свтт. Московских Киприана, Фотия, Ионы и Филиппа Первого. Служба сщмч. Ферапонта не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Триоди (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы1 прав. Иоанна Русского, исповедника, в соединении со службой Триоди (Б).
А. На вечерне кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Триоди (отцов), глас 6-й – 3, и священномученика, глас 8-й – 3. «Слава» - Триоди (отцов), глас 6-й: «Таинственныя днесь...», «И ныне» – Триоди (праздника), глас тот же: «На горах святых...».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры Триоди (отцов), глас 6-й: «Все собравше душевное художество...» и др. (см. на хвалитех с утрени этого дня, т. е. Недели, со стихами их). «Слава» – Триоди (отцов), глас 3-й: «Апостольских преданий...», «И ныне» – Триоди (праздника), глас 6-й: «Взыде Бог в воскликновении...».
По Трисвятом – тропарь отцов, глас 8-й: «Препрославлен еси, Христе Боже наш...». «Слава» – тропарь священномученика (общий), глас 4-й: «И нравом причастник...» (см. в Минее общей, гл. 16, л. 91 об.), «И ныне» – тропарь праздника, глас тот же: «Вознеслся еси во славе...»2.
Отпуст: «Иже во славе...».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь священномученика (общий), глас тот же: «И нравом причастник...», «И ныне» – тропарь праздника, глас тот же.
Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны Триоди (по дважды). Псалом 50-й.
Каноны: Вознесения 2-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и священномученика на 4.
Библейские песни «Поем Господеви...».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи.
По 3-й песни – кондак священномученика, глас 4-й (общий): «Во святителех благочестно...» (см. в Минее общей, гл. 16, л. 94)3; седален священномученика, глас 1-й. «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 8-й: «Всед на облаки...» (см. в праздник Вознесения, по 3-й песни канона).
По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 6-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника: «Учеником зрящим Тя...» (см. в праздник Вознесения). «Слава, и ныне» - тот же светилен.
«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры Триоди (праздника), глас 2-й. «Слава, и ныне» – Триоди (праздника), глас тот же: «Вознеслся еси во славе...».
По Трисвятом – тропарь священномученика (общий), глас 4-й: «И нравом причастник...». «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас тот же.
Отпуст 1-го часа: «Иже во славе...».
На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь священномученика (общий). Кондак только праздника.
На Литургии блаженны 2-го канона праздника (Вознесения), песнь 5-я – 6 (со ирмосом).
На входе – «...вознесыйся во славе...».
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь праздника, тропарь священномученика. «Слава» – кондак священномученика, «И ныне» – кондак праздника.
В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь священномученика. «Слава» – кондак священномученика, «И ныне» – кондак праздника.
В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь священномученика; кондак храма. «Слава» – кондак священномученика, «И ныне» – кондак праздника.
Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника (см. на Литургии в праздник Вознесения).
Апостол и Евангелие – дня.
Задостойник Вознесения.
Отпуст: «Иже во славе...».
Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры на 8: Триоди (отцов), глас 6-й – 3, и исповедника, глас 4-й – 5. «Слава» - исповедника, «И ныне» – Триоди (праздника), глас 6-й: «На горах святых...».
Вход. Прокимен дня. Паримии исповедника - 3.
На стиховне стихиры исповедника (со своими припевами), или стихиры Триоди (отцов), глас 6-й: «Все собравше душевное художество...» и др. (см. на хвалитех с утрени этого дня, т. е. Недели, со стихами их)4. «Слава» - исповедника, «И ныне» – Триоди (праздника), глас 6-й: «Взыде Бог в воскликновении...».
По Трисвятом – тропарь отцов, глас 8-й: «Препрославлен еси, Христе Боже наш...». «Слава» – тропарь исповедника, глас 4-й (по выбору), «И ныне» – тропарь праздника, глас тот же: «Вознеслся еси во славе...»5.
Отпуст: «Иже во славе...».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й (дважды). «Слава» - тропарь исповедника, глас тот же (по выбору), «И ныне» – тропарь праздника, глас тот же.
Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении.
По 1-м стихословии – седален исповедника (дважды). «Слава, и ныне» – седален Триоди, глас 1-й: «Ангелом дивящимся...».
По 2-м стихословии – седален исповедника (дважды). «Слава, и ныне» – седален Триоди, глас 1-й: «Аду пленившуся...».
Полиелей. Величание исповедника и избранный псалом. Седален исповедника по полиелее (дважды). «Слава, и ныне» – седален Триоди, глас 1-й (см. по 1-м или по 2-м стихословии), или Богородичен Минеи. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен и Евангелие – исповедника. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святаго праведнаго...». Стихира исповедника.
Каноны: праздника Вознесения 2-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и исповедника на 8.
Библейские песни «Поем Господеви...».
Катавасия Вознесения: «Спасителю Богу...».
По 3-й песни – кондак и икос Вознесения, глас 6-й; седален исповедника (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 8-й: «Всед на облаки...» (см. в праздник Вознесения, по 3-й песни канона).
По 6-й песни – кондак и икос исповедника.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен исповедника (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника: «Учеником зрящим Тя...» (см. в праздник Вознесения).
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры Триоди (праздника), глас 2-й – 3 (см. на стиховне утрени), и исповедника – 3. «Слава» - исповедника, глас 6-й, «И ныне» – Триоди, глас 2-й: «Вознеслся еси во славе...» (см. на стиховне утрени).
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь исповедника, глас 4-й (по выбору). «Слава, и ныне» - тропарь праздника, глас тот же.
Отпуст: «Иже во славе...».
На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь исповедника. Кондаки праздника и исповедника читаются попеременно.
На Литургии блаженны 2-го канона праздника (Вознесения), песнь 5-я – 4 (со ирмосом), и исповедника, песнь 3-я - 4.
На входе – «...вознесыйся во славе...».
По входе – тропарь праздника, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь исповедника; кондак храма святого. «Слава» – кондак исповедника, «И ныне» – кондак праздника.
Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника (см. на Литургии в праздник Вознесения) и исповедника.
Апостол и Евангелие – дня и исповедника.
Задостойник Вознесения.
Отпуст: «Иже во славе...».
Сноски: 1 Минея содержит две службы в честь прав. Иоанна Русского, исповедника.
2 Как сказано в Цветной Триоди (М., 2002) – «отдается последование святых отец» (л. 217).
3 Кондак священномученика, глас 4-й (общий): «Во святителех благочестно...» (см. в Минее общей, гл. 16, л. 94) в богослужении данного дня может быть опущен (ср.: Типикон, 23 июля, служба мчч. Трофима, Феофила и иже с ними). В таком случае, в порядке пения тропарей и кондаков по входе на Литургии в храме Господском и Богородицы возможно исполнение тропаря священномученика на «Славу» (ср. с богослужением Недели ваий), а также пение его непосредственно после предыдущего тропаря (ср. с богослужением в Неделю свв. праотец и Неделю св. отец; Типикон, Марковы главы под 11 и 18 декабря). Кондак праздника в последнем случае поется на «Слава, и ныне».
4 См.: Типикон, 21 декабря (свт. Петра) и 11 января (прп. Феодосия); Минея общая, «Изъявление вкратце...».
5 Как сказано в Цветной Триоди (М., 2002) – «отдается последование святых отец» (л. 217).