Понедельник, 12 Февраля 2007 года (30 Января 2007 по ст.ст.)
Седмица 3-я предуготовительная (сырная), Глас вторый
Масленица, сплошная седмица, без мяса.
+)Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Сщмч. Ипполита, еп. Римского и с ним мчч. Кенсорина, Савина, Хрисии девы и прочих 20-ти мчч. (III).
Прп. Зинона, постника Печерского, в Дальних пещерах (XIV).
Прп. Зинона Антиохийского, ученика свт. Василия Великого (V).
Мч. Феофила Нового (784).
Блгв. Петра, царя Болгарского (967).
Новомч. Феодора Митиленского (Афонского) (Греч.).
Новомчч. вел. кн. Павла Александровича и вел. кн. Димитрия Константиновича, мирянина Евгения Поселянина (Погожева).
Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Тропарь, глас 4.
Яко апостолов единонравнии / и вселенным учителие, / Владыку всех молите / мир вселенней даровати / и душам нашим велию милость.
Прп. Зинона, постника Печерского, в Дальних пещерах. Тропарь, глас 4.
Преподобне отче Зиноне, / преподобне и честне житие твое на земли препроводивый / и тем Богови по премногу благоугодивый, / моли о нас, / чтущих память твою.
Богослужебные указания: [скрыть] Понедельник сырный. Свтт. Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Седмица сырная (масленица) — сплошная. Сщмч. Ипполита. Прп. Зино́на постника, в Дальних пещерах. Каждое богослужение сырной седмицы является подготовительным к Великому посту, и в состав его входят песнопения не только Октоиха и Минеи, но и Постной Триоди.
Служба Трех святителей совершается по 2-й Марковой главе Типикона под 30 января, 1-е «зри»: «Аще ли случится Трие́х святителей в понедельник, или во вторник, или в четверток сырныя недели».
Примечание. Начиная с этого дня стихиры на стиховне Октоиха вечерние и утренние опускаются; вместо них до субботы 6-й недели поются стихиры самогласны дня из Триоди (см.: Типикон, гл. 49, «В Неделю мясопустную вечера», 1-е «зри»).
На великой вечерне «Блажен муж» — 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры святителей, глас 4-й и глас 2-й — 6. «Слава» — святителей, глас 6-й: «Тайныя днесь...», «И ныне» — догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажи́т...».
Вход. Прокимен дня. Паримии святителей — 3. Ектения «Рцем вси...». «Сподоби, Господи...». Ектения: «Исполним вечернюю молитву...», и молитва главопреклонения.
На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с припевами обычными). «Слава» — святителей, глас 2-й: «Днесь ду́ши...», «И ныне» — Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «О, чудесе́ но́ваго...».
По Трисвятом — тропарь святителей, глас 4-й. «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Еже от века...».
На утрене на «Бог Господь» — тропарь святителей, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Еже от века...».
Кафизмы 4-я и 5-я.
По 1-м стихословии малой ектении нет. Седален Триоди, глас 1-й. «Слава» — тот же седален, «И ныне» — Богородичен Триоди, глас тот же.
По 2-м стихословии малая ектения, возглас: «Яко Благ и Человеколюбец...». Седален святителей по 1-м стихословии, седален святителей по 2-м стихословии. «Слава, и ныне» — Богородичен седальна по 2-м стихословии: «Треволне́нии страстей...».
Полиелей. Величание святителей и избранный псалом. Седален святителей по полиелее, глас 4-й. «Слава» — ин седален святителей по полиелее, глас тот же, «И ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна — 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4-й: «Свяще́нницы Твои облекутся в правду...». Евангелие — святителей. По 50-м псалме: «Слава» — «Молитвами святителей...». Стихира святителей, глас 6-й: «Излия́ся благодать...».
Каноны:
1-я, 8-я и 9-я песни: святителей (два канона, со ирмосом 1-го канона) на 6 (ирмосы по дважды) и трипеснцы Триоди на 8.
3-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я песни: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святителей (два канона) на 8.
Библейские песни «Поем Господеви...».
Катавасия по 3-й, 4-й, 5-й, 6-й и 7-й песни: «Су́шу глубороди́тельную...»; по 1-й, 8-й и 9-й — ирмосы второго трипеснца.
По 3-й песни — седален святителей, глас 8-й. «Слава» — ин седален святителей, глас тот же, «И ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни — кондак и икос святителей, глас 2-й.
На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем особые припевы (см. в Минее на ряду)1.
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителей. «Слава» — ин светилен святителей, «И ныне» — Троичен Минеи: «Единственное Божество́...».
«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры святителей, глас 5-й — 4 (первая стихира — дважды). «Слава» — святителей, глас тот же: «Востру́бим трубою песней, да ликовству́им...», «И ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же: «Востру́бим трубою песней, прекло́ншися бо свыше...».
Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает...» не произносится), и читается вседневное славословие. Просительная ектения, и молитва главопреклонения.
На стиховне стихиры Триоди, глас 3-й (с припевами обычными). «Слава» — святителей, глас 6-й: «Святители Христовы...» (см. на литии), «И ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же: «Девственную добро́ту...» (см. на литии).
«Благо есть» (единожды). Трисвятое по «Отче наш». Тропарь святителей, глас 4-й. «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Еже от века...». Сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже...». 1-й час и отпуст.
На часах — тропарь и кондак святителей.
На Литургии блаженны 1-го канона святителей, песнь 3-я — 4 (со ирмосом), и 2-го канона, песнь 6-я — 4.
По входе — тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы — тропарь храма, тропарь святителей. «Слава» — кондак святителей, «И ныне» — кондак храма.
В храме святого — тропарь святителей. «Слава» — кондак святителей, «И ныне» — «Предстательство христиан...».
Прокимен, аллилуиарий и причастен — святителей2.
Апостол и Евангелие — дня и святителей.
Примечание. Прокимен и аллилуиарий у Трех святителей — по апостольскому чину. Аллилуия, глас 1-й: «Испове́дят Небеса чудеса Твоя, Господи, ибо истину Твою в церкви святых». Стих: «Бог прославляем в совете святых».
Поется «Достойно есть...».
Примечание. «Ведомо же буди: яко в понедельник сырныя седмицы ядим дважды днем, сыр и яица» (см. Типикон, гл. 49-я, «В понедельник сырный на утрени»).
1 «Хотя 2 мр. гл. 30 января... не содержит в себе указаний на то, что на 9 песни надобно петь положенные 30 января... припевы Богородицы и святителей, тем не менее пение последних (т. е. святительских припевов) нельзя признать неуместным. Что же касается 9 песни трипеснцев, то ее можно петь с припевом: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Ср. 12 мр. гл. 25 марта: «аще случится Благовещение Пр. Богородицы в великий понедельник»» (Розанов В. «Богослужебный Устав...». С. 442).
2 См.: В. Розанов «Богослужебный Устав...». С. 443.