Готовися, Завулоне, / и красуйся, Неффалиме, / Иордане реко, стани, / подыми, взыграя, креститися грядуща Владыку. / Веселися, Адаме с праматерию, / не крыита себе, якоже в рай прежде, / ибо, наги видев вы, явися, / да облечет в первую одежду: / Христос явися, всю тварь хотя обновити.
Свт. Евстафия I, архиеп. Сербского. Тропарь, глас 4.
Избран от Бога, возлюблен от людей, архиереов Божественная красото, / отче Евстафие, Ангелов сослужителю, / тайн же Божественных проповедатель был еси, / темже моли Христа Бога со всеми святыми / избавитися от всяких зол / молитвами твоими, блаженне, / и спастися нам, / чтущим любовию святую память твою.
Прп. Ахилы, диак. Печерского, в Дальних пещерах. Тропарь, глас 8.
Постническое житие облобызав / и многими труды от младых ногтей себе обложив, / на степень диаконства произведен быв, всечестне, / в коем служил еси в церкви Божия Матере непорочне, / Ейже молися, / во еже спастися душам нашим.
Богослужебные указания: [скрыть] Суббота пред Богоявлением. Предпразднство Богоявления. Собор 70-ти апостолов. Прп. Феоктиста, игумена Кукума Сикелийского. Свт. Евстафия, архиеп. Сербского. Прп. Ахилы, диакона Печерского, в Дальних пещерах. Служба Собора 70-ти апостолов и прп. Феоктиста не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой предпразднства Богоявления.
Примечание. В Минее (см.: Минея-Январь. М., 2002. Ч. 1. С. 109) напечатано последование всенощного бдения, однако следует помнить, что всенощное бдение должно служиться лишь в храме, посвященном Собору 70-ти апостолов (ср.: Типикон, 4 января; Минея-Январь. Киев, 1893. Л. 34).
На вечерне[44] кафизма 18-я.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: апостолов, глас 4-й – 3, и преподобного, глас 2-й – 3. «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 3-й: «Ясен убо…» (догматик гласа не поется; см. Типикон, 20 декабря, 1-е «зри»).
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры предпразднства, глас 8-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 6-й: «Грядет ко Иордану…».
По Трисвятом – тропарь апостолов, глас 3-й. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас 4-й.
На малом повечерии поем канон предпразднства (этого дня), глас 6-й: «Сеченое сечется...» (ирмосы по дважды), и канон предпразднства следующего дня (см. в Минее, 5 января, на повечерии), глас тот же: «Волною морскою...» (ирмосы поются на катавасию). Катавасия по каждой песни канона. На повечерие этого дня может быть перенесена служба[46].
На утрене на «Бог Господь» – тропарь предпразднства, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь апостолов, глас 3-й, «И ныне» – тропарь предпразднства, глас 4-й.
Кафизмы 16-я и 17-я[47]. Малые ектении. Седальны предпразднства – по 1-м стихословии, глас 4-й: «Се приходит...», «Слава, и ныне» – «Царя всех...»; по 2-м стихословии, глас 8-й: «Великий Крестителю...», «Слава, и ныне» – «Торжество светлое...». Псалом 50-й.
Каноны: предпразднства со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), апостолов (1-й) на 4 и преподобного на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (преподобного).
По 3-й песни – кондак и икос предпразднства, глас 4-й; седален апостолов, глас 3-й. «Слава» – седален преподобного, глас 1-й, «И ныне» – седален предпразднства, глас тот же.
Примечание. Типикон умалчивает о кондаке апостолов, глас 1-й: «Звезды светлыя...», и о кондаке преподобного, глас 3-й: «Яко Ангел...». В Минее синодального периода (см.: Минея-Январь. Киев, 1893. Л. 39 об.) эти тексты также отсутствуют.
По 6-й песни – кондак и икос апостолов, глас 2-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен апостолов: «Апостоли всехвальнии...». «Слава, и ныне» – светилен предпразднства: «Готовися, Завулоне...».
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры предпразднства, глас 6-й – 4. «Слава» – предпразднства, глас тот же: «Да исполнится Отчее благоволение…», «И ныне» – предпразднства, глас тот же: «Ты, Израиля столпом…».
«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры предпразднства, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас тот же: «Днесь Христос…».
По Трисвятом – тропарь апостолов, глас 3-й. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас 4-й.
На часах – тропарь предпразднства. «Слава» – тропарь апостолов. Кондак только предпразднства.
Литургия свт. Иоанна Златоуста.
Блаженны предпразднства, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и апостолов, песнь 6-я – 4.
На входе – «…во святых Дивен сый…».
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь предпразднства, тропарь апостолов. «Слава» – кондак апостолов, «И ныне» – кондак предпразднства.
В храме Богородицы – тропарь предпразднства, тропарь храма, тропарь апостолов; кондак храма. «Слава» – кондак апостолов, «И ныне» – кондак предпразднства.
Примечание. Допустимо начинать пение кондаков с праздничного, а покрывать кондаком храма Богородицы.
В храме святого – тропарь предпразднства, тропарь храма, тропарь апостолов; кондак храма. «Слава» – кондак апостолов, «И ныне» – кондак предпразднства.
Поется Трисвятое.
Прокимен – дня (субботы), глас 8-й: «Веселитеся о Господе и радуйтеся праведнии»; и апостолов, глас тот же: «Во всю землю...».
Аллилуиарий – дня (субботы), глас 4-й: «Воззваша праведнии, и Господь услыша их...»; и апостолов, глас 1-й: «Исповедят Небеса...».
Апостол и Евангелие – субботы пред Богоявлением, дня (под зачало) и апостолов.
Поется «Достойно есть...».
Причастен – дня (субботы): «Радуйтеся, праведнии...», и апостолов: «Во всю землю...».
[44] Вечерня после возгласа «Благословен Бог наш...» начинается с «Царю Небесный…» и обычного начала, поскольку не предваряется 9-м часом.
[46] Если на повечерие переносится служба прп. Синклитикии, канон преподобной поется без ирмосов после канона предпразднства (с повечерия 5 января). На катавасию – ирмосы канона предпразднства (с повечерия 5 января).
[47] На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми.