Желанием духовным распалився / и мятежи мирския отринув, / ко единому же Богу любовию прилепился еси / и, Того вседушне взыскуя, / во внутреннюю пустыню отошел еси, при водах вселився, / идеже во слезах и трудех пребывая многолетное время, / в терпении мнозем житие Ангельское проходил еси / в наставлении Божественнаго разума, / и множество монахов собрал еси, мудре, / ихже посещая, и не остави, Антоние преподобне, отче наш, / Пресвятей Троице моляся / от зол всяческих избавити и спасти души наша.
Прп. Нила Столобенского. Тропарь, глас 4.
Яко светильник всесветел, / явился еси во острове Селигера езера, / преподобне отче Ниле, / ты бо, крест Христов от юности своея на рамо взем, / усердно Тому последовал еси, / чистотою Богови приближився, / отонудуже и чудес дарованием обогатился еси. / Тем и мы, притекающе к раце мощей твоих, умильно глаголем: / отче преподобне, / моли Христа Бога / спастися душам нашим.
Богослужебные указания: [скрыть] Четверг. Свт. Амвросия Медиоланского. Прп. Нила Столобе́нского. Аллилуия. Прп. Антония Сийского. По Уставу, совершается аллилуйная служба (свт. Амвросия) (Б). По благословению настоятеля, может совершаться служба с «Бог Господь» (служба свт. Амвросия не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха) (А). Приводим также порядок совершения славословной службы прп. Нила Столобенского (В). А.На вечерне кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 4-й — 3, и святителя, глас 1-й — 3. «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же: «Нравом гнилым...».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 4-й. «Слава, и ныне» — Богородичен Октоиха, глас тот же: «Изба́ви ны...».
По Трисвятом — тропарь святителя, глас 4-й. «Слава, и ныне» — Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Слово Отчее...».
На утрене на «Бог Господь» — тропарь святителя, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Слово Отчее...».
Кафизмы 13-я, 14-я и 15-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.
Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4, и святителя на 4.
Библейские песни «Господеви поем...».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях — ирмосы канона Минеи.
По 3-й песни — седален святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни — кондак святителя, глас 3-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларии Октоиха. «Слава, и ныне» — Богородичен Октоиха.
«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 4-й. «Слава, и ныне» — Богородичен Октоиха, глас тот же: «Тя сте́ну...».
По Трисвятом — тропарь святителя, глас 4-й. «Слава, и ныне» — Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Яко всех еси творений...».
На часах — тропарь и кондак святителя.
На Литургии вседневные антифоны.
По входе — тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы — тропарь храма, тропарь дня, ин тропарь дня, тропарь святителя; кондак дня, ин кондак дня, кондак святителя. «Слава» — «Со святыми упокой...», «И ныне» — кондак храма.
В храме святого — тропарь дня, ин тропарь дня, тропарь храма, тропарь святителя; кондак дня, ин кондак дня, кондак храма, кондак святителя. «Слава» — «Со святыми упокой...», «И ныне» — «Предстательство христиан...».
Примечание.Если храм апостолов или свт. Николая, то в четверг тропарь и кондак храма не поются, так как заменяются дневными.
Прокимен, аллилуиарий и причастен — дня.
Апостол и Евангелие — среды и дня.
Б. Порядок аллилуйной службы см. 22 мая; особенности ее см. 23 мая.
На вечерне кафизмы нет.
На утрене кафизмы 13-я, 14-я и 15-я.
Кондаки на изобразительных в следующем порядке:
В храме Господском — кондак храма, кондак дня: «Твердыя и боговеща́нныя пропове́датели...», ин кондак: «В Ми́рех, святе, священноде́йствитель показался еси...», кондак святителя. «Слава» — «Со святыми упокой...», «И ныне» — «Предстательство христиан...».
В храме Богородицы — кондак дня: «Твердыя и боговеща́нныя пропове́датели...», ин кондак: «В Ми́рех, святе, священноде́йствитель показался еси...», кондак святителя. «Слава» — «Со святыми упокой...», «И ныне» — кондак храма.
В храме святого — кондак дня: «Твердыя и боговеща́нныя пропове́датели...», ин кондак: «В Ми́рех, святе, священноде́йствитель показался еси...», кондак храма, кондак святителя. «Слава» — «Со святыми упокой...», «И ныне» — «Предстательство христиан...».
Примечание. Если храм апостолов или свт. Николая, то в четверг кондак храма не произносится, так как заменяется дневным кондаком.
Литургия в этот день не совершается. Вечернябывает в свое время.
В. На вечерне кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» стихиры преподобного, глас 4-й — 6 (каждая стихира — дважды). «Слава» — преподобного, глас 8-й: «Преподобне отче Ни́ле...», «И ныне» — догматик, глас тот же: «Царь Небесный...».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры преподобного, глас 8-й (с припевами своими). «Слава» — преподобного, глас тот же: «Монахов множества...», «И ныне» — Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Аз, Дево Святая...».
По Трисвятом — тропарь преподобного, глас 4-й. «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Еже от века...».
На утрене на «Бог Господь» — тропарь преподобного, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Еже от века...».
Кафизмы 13-я, 14-я и 15-я.
Примечание. При славословной службе (с пением Октоиха) стихословие третьей рядовой кафизмы на утрене не отменяется. По 1-м и 2-м стихословии — малые ектении и седальны преподобного (по дважды); по 3-м стихословии — малой ектении нет1, седальны Октоиха.
Псалом 50-й.
Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 5 (ирмосы единожды), 2-й на 3 и преподобного на 6.
Библейские песни «Господеви поем...» (см. Типикон, 23 сентября, 1-е «зри»).
Катавасия «Христос раждается...».
По 3-й песни — седален преподобного, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни — кондак и икос преподобного, глас 8-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи.
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры преподобного, глас 4-й — 4 (первая стихира — дважды). «Слава» — преподобного, глас 5-й: «Преподобне отче Ниле...», «И ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же: «Блажи́м Тя...».
Великое славословие. По Трисвятом — тропарь преподобного, глас 4-й. «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Еже от века...».
На часах — тропарь и кондак преподобного.
На Литургии блаженны преподобного, песнь 3-я — 4 (со ирмосом) и песнь 6-я — 4.
По входе — тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы — тропарь храма, тропарь преподобного. «Слава» — кондак преподобного, «И ныне» — кондак храма.
В храме святого — тропарь храма, тропарь преподобного; кондак храма. «Слава» — кондак преподобного, «И ныне» — «Предстательство христиан...».
Прокимен, аллилуиарий и причастен — дня и преподобного.
Апостол и Евангелие — среды, дня (под зачало) и преподобного.
1 «По конце кафизмы, Аллилуиа, яко обычай. Господи, помилуй, трижды, и Слава, и ныне, [вместо малой ектении. — Сост.] глаголет сам стихословля́яй» (Типикон, гл. 9-я).