Рождество Твое, Богородице Дево, / радость возвести всей вселенней: / из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, / и разрушив клятву, даде благословение, / и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
Кондак, глас 4.
Иоаким и Анна поношения безчадства,/ и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая,/ во святем рождестве Твоем./ То празднуют и людие Твои,/ вины прегрешений избавльшеся,/ внегда звати Ти:\ неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея.
Богослужебные указания: [скрыть] Суббота пред Воздвижением. Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Свв. правв. Иоакима и Анны. Прп. Иосифа Волоцкого. Мч. Севериана. Свт. Феодосия Черниговского. Шестеричная служба святых Богоотцов Иоакима и Анны соединяется со службой попразднства (А). Приводим также порядок совершения славословной службы прп. Иосифа Волоцкого вместе со службой попразднства и службой свв. Иоакима и Анны (Б).
А.На вечерне кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника, глас 1-й — 3, и святых, глас 4-й — 3. «Слава» — праздника, глас 5-й: «О блаженная дво́ица...», «И ныне» — догматик, глас 7-й: «Мати убо...».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» — праздника, глас 8-й: «Иже из неплодных ложе́сн...».
По Трисвятом — тропарь святых (по выбору). «Слава, и ныне» — тропарь праздника, глас 4-й.
На утрене на «Бог Господь» — тропарь праздника, глас 4-й (дважды). «Слава» — тропарь святых (по выбору), «И ныне» — тропарь праздника, глас 4-й.
Кафизмы 16-я и 17-я1. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й.
Каноны: праздника 1-й2 со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святых на 6.
Библейские песни «Поем Господеви...».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях — ирмосы канона святых.
По 3-й песни — кондак и икос праздника, глас 4-й; седален святых, глас 5-й. «Слава, и ныне» — тот же седален.
По 6-й песни — кондак и икос святых, глас 2-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святых. «Слава, и ныне» — светилен праздника.
«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры праздника, глас 6-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» — праздника, глас 2-й: «Днесь Всенепорочная...».
По Трисвятом — тропарь святых (по выбору). «Слава, и ныне» — тропарь праздника, глас 4-й.
На часах — тропарь праздника. «Слава» — тропарь святых. Кондак только праздника.
На Литургии блаженны праздника, 1-го канона песнь 1-я — 4 (со ирмосом), и святых, песнь 6-я — 4.
По входе — тропари и кондаки:
В храме Господском — тропарь храма, тропарь праздника, тропарь святых; кондак храма. «Слава» — кондак святых, «И ныне» — кондак праздника.
В храме Богородицы — тропарь праздника, тропарь святых. «Слава» — кондак святых, «И ныне» — кондак праздника.
В храме святого — тропарь праздника, тропарь храма, тропарь святых; кондак храма. «Слава» — кондак святых, «И ныне» — кондак праздника.
Прокимен и аллилуиарий — субботы пред Воздвижением и святых (праздничные не поются)3.
Апостол и Евангелие — субботы пред Воздвижением, дня (под зачало) и святых.
Задостойник праздника.
Причастен — праздника и святых.
Б.На вечерне кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: преподобного, глас 5-й — 3, и святых, глас 4-й — 3. «Слава» — праздника, глас 5-й: «О, блаженная дво́ица...» (см. в службе святых), «И ныне» — догматик, глас 7-й: «Мати убо...».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами; см. в службе святых). «Слава» — преподобного, глас тот же: «Прииди́те днесь...», «И ныне» — праздника, глас 8-й: «Иже из неплодных ложе́сн...» (см. в службе святых).
По Трисвятом — тропарь преподобного, глас 5-й. «Слава» — тропарь святых (по выбору), «И ныне» — тропарь праздника, глас 4-й.
На утрене на «Бог Господь» — тропарь праздника, глас 4-й (единожды), тропарь преподобного, глас 5-й (единожды). «Слава» — тропарь святых (по выбору), «И ныне» — тропарь праздника, глас 4-й.
Кафизмы 16-я и 17-я4. Малые ектении. Седальны преподобного5. «Слава, и ныне» — седальны праздника (см. в службе святых). Псалом 50-й.
Каноны: праздника 1-й6 со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), преподобного на 6 и святых на 4.
Библейские песни «Поем Господеви...».
Катавасия «Крест начерта́в...».
По 3-й песни — кондак и икос праздника, глас 4-й, кондак и икос святых, глас 2-й; седален преподобного, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» — седален праздника, глас 5-й (см. в службе святых).
По 6-й песни — кондак и икос преподобного, глас 8-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного. «Слава» — светилен святых, «И ныне» — светилен праздника.
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 6: праздника, глас 6-й — 3 (см. на стиховне утрени в службе святых), и преподобного, глас 5-й — 3. «Слава» — преподобного, глас 6-й: «Прииди́те, празднолюбцы...», «И ныне» — праздника, глас 2-й: «Днесь Всенепорочная...» (см. в службе святых).
Великое славословие. По Трисвятом — тропарь преподобного, глас 5-й. «Слава» — тропарь святых (по выбору), «И ныне» — тропарь праздника, глас 4-й.
На часах — тропарь праздника. «Слава» — тропари преподобного и святых читаются попеременно. Кондаки праздника и преподобного читаются попеременно.
На Литургии блаженны праздника, 1-го канона песнь 1-я — 4 (со ирмосом), и преподобного, песнь 6-я — 4.
По входе — тропари и кондаки:
В храме Господском — тропарь храма, тропарь праздника, тропарь преподобного, тропарь святых; кондак храма, кондак преподобного. «Слава» — кондак святых, «И ныне» — кондак праздника.
В храме Богородицы — тропарь праздника, тропарь преподобного, тропарь святых; кондак преподобного. «Слава» — кондак святых, «И ныне» — кондак праздника.
В храме святого — тропарь праздника, тропарь храма, тропарь преподобного, тропарь святых; кондак храма, кондак преподобного. «Слава» — кондак святых, «И ныне» — кондак праздника.
Прокимен и аллилуиарий — субботы пред Воздвижением и преподобного (праздничные не поются)7.
Апостол и Евангелие — субботы пред Воздвижением, дня (под зачало) и преподобного.
Задостойник праздника.
Причастен — праздника и преподобного.
1 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12).
2 Два канона праздника Рождества Богородицы в период попразднства поются попеременно: в первый день — 1-й, во второй день — 2-й и т. д.
3 См.: В. Розанов. Богослужебный Устав... С. 373—374.
4 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12).
5 Ср. Типикон, 16 августа.
6 Два канона праздника Рождества Богородицы в период попразднства поются попеременно: в первый день — 1-й, во второй день — 2-й и т. д.
7 См.: В. Розанов. Богослужебный Устав... С. 373—374.