Святителю Христу Богу возлюбленне, / правило веры и образ милосердия людем был еси, / бдением же, постом и молитвою, / яко светильник пресветлый, просиял еси / и прославлен от Бога явился еси: телом убо в нетлении почивая, / духом же Престолу Божию предстоя, / чудеса преславная источаеши. / Моли Христа Бога, / да утвердит нас в Православии и благочестии / и спасет души наша.
Богослужебные указания: [скрыть] Вторник. Мчч. Мины, Ермогена, Евграфа. Свт. Иоасафа Белгородского (службу зри 4 сентября).
Прав. Иоанна Сербского.
Служба мучеников не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха (А). По благословению настоятеля, может совершаться полиелейная служба свт. Иоасафа Белгородского (см. в Минее 4 сентября) (Б), которая также может быть соединена со службой мучеников (без праздничного знака) (В).
А.На вечерне кафизма 6-я (которая не была прочитана на утрене понедельника).
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 2-й – 3, и мучеников, глас 1-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Нетленно родила еси Бога...».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Все упование мое...».
По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Недвижимое утверждение...».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь мучеников, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Недвижимое утверждение...».
Кафизмы 7-я, 8-я и 9-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.
Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4, и мучеников на 4.
Библейские песни «Господеви поем...».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи.
По 3-й песни – ин кондак мучеников, глас 1-й; седален мучеников, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос мучеников, глас 4-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен мучеников, «И ныне» – Богородичен Минеи.
«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Радуйся, Марие Богородице...».
По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Дево Пречистая...».
На часах – тропарь мучеников. Кондаки мучеников читаются попеременно.
На Литургии вседневные антифоны.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня, тропарь мучеников; кондак дня, кондак мучеников, ин кондак мучеников. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь дня, тропарь храма, тропарь мучеников; кондак дня, кондак храма, кондак мучеников, ин кондак мучеников. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Предстательство христиан...».
Примечание.Если храм Предтечи, то во вторник тропарь и кондак храма не поются, так как заменяются дневными.
Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня и мучеников.
Апостол и Евангелие – дня и мучеников.
Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 8-й и глас 5-й – 8 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – святителя, глас 2-й: «Киими похвальными...», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Прейде сень законная...».
Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3.
На стиховне стихиры святителя, глас 7-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Под кров Твой...».
По Трисвятом – тропарь святителя, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Тя, ходатайствовавшую...».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителя, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Тя, ходатайствовавшую...».
Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны святителя (по дважды).
Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен и Евангелие – святителя. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя Иоасафа...». Стихира святителя, глас 6-й: «Непрестанною молитвою...».
Каноны: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святителя на 8.
Библейские песни «Поем Господеви...».
Катавасия «Христос раждается...».
По 3-й песни – седален святителя, глас 6-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 8-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры святителя, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 8-й: «О, преславнаго чудесе!..», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Владычице, приими молитвы раб Твоих...».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Тя, ходатайствовавшую...».
На часах – тропарь и кондак святителя.
На Литургии блаженны святителя, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь храма, тропарь святителя; кондак храма. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – «Предстательство христиан...».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – святителя.
Апостол и Евангелие – дня и святителя.
В. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры на 8: святителя, глас 8-й и глас 5-й – 5, и мучеников, глас 1-й – 3. «Слава» – святителя, глас 2-й: «Киими похвальными...», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Прейде сень законная...».
Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3.
На стиховне стихиры святителя, глас 7-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Под кров Твой...».
По Трисвятом – тропарь святителя, глас 3-й. «Слава» – тропарь мучеников, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Иже нас ради...».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителя, глас 3-й (дважды). «Слава» – тропарь мучеников, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Иже нас ради...».
Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны святителя (по дважды).
Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен и Евангелие – святителя. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя Иоасафа...». Стихира святителя, глас 6-й: «Непрестанною молитвою...».
Каноны: Богородицы со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), святителя на 6 и мучеников на 4.
Библейские песни «Поем Господеви...».
Катавасия «Христос раждается...».
По 3-й песни – кондак и икос мучеников, глас 4-й, ин кондак мучеников, глас 1-й; седален святителя, глас 6-й. «Слава» – седален мучеников, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 8-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя. «Слава» – светилен мучеников, «И ныне» – Богородичен Минеи: «Гора, юже провиде...».
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры святителя, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 8-й: «О, преславнаго чудесе!..», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Владычице, приими молитвы раб Твоих...».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя, глас 3-й. «Слава» – тропарь мучеников, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Иже нас ради...».
На часах – тропарь святителя. «Слава» – тропарь мучеников. Кондак только святителя.
На Литургии блаженны святителя, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь святителя, тропарь мучеников; кондак святителя, кондак мучеников. «Слава» – ин кондак мучеников, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь храма, тропарь святителя, тропарь мучеников; кондак храма, кондак святителя, кондак мучеников. «Слава» – ин кондак мучеников, «И ныне» – «Предстательство христиан...».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – святителя и мучеников.
Апостол и Евангелие – дня, святителя (под зачало) и мучеников.