Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, / троическое явися поклонение, / Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, / возлюбленного Тя Сына именуя, / и Дух в виде голубине, / извествоваше словесе утверждение. / Явлейся Христе Боже, / и мир просвещей, слава Тебе.
Кондак, глас 4.
Явился еси днесь вселенней,/ и свет Твой, Господи, знаменася на нас,/ в разуме поющих Тя:/ пришел еси, и явился еси,/ свет неприступный.
Яко мученика добропроизвольна / и преподобных удобрение, / звезду Ростовскую, / в затворе, узах и веригах Господеви благоугодившаго / и чудес благодать от Него приемшаго, / Иринарха предивнаго песньми хвалебными почтим / и, к нему припадающе, умильно глаголем: / отче преподобне, моли Христа Бога / спастися душам нашим.
Прп. Елеазара Анзерского. Тропарь, глас 3.
Отверг плоти тленная, / нетленных потщался еси достигнути, / и, мира удалився, / вселился еси в морский остров, / и на нем усердно многа лета Господеви поработал еси, / сего ради и дары прозрения и чудес обогатился еси,/ отче преподобне Елеазаре. / Христа Бога моли даровати нам мир и велию милость.
Богослужебные указания: [скрыть] Суббота по Богоявлении. Попразднство Богоявления. Мчч. Ермила и Стратоника. Прп. Иринарха, затворника Ростовского. Прп. Елеазара Анзерского. С воскресенья (14 января) на субботу (13 января) переносится память преподобных отцов, в Синае и Раифе избиенных. Служба мучеников и преподобных отцов не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Богоявления (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы прп. Иринарха Ростовского в соединении со службой попразднства (Б)1.
А. На вечерне кафизма 18-я.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: мучеников, глас 4-й – 3, и преподобных, глас 8-й – 3. «Слава» – преподобных, глас тот же: «Преподобнии отцы...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Господи, исполнити хотя...» (догматик гласа не поется).
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры праздника, глас 2-й. «Слава» – преподобных, глас 8-й: «Равноангельное житие...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Ангельская воинства...».
По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 4-й. «Слава» – тропарь преподобных, глас тот же, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.
Отпуст: «Иже во Иордане...».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (единожды), тропарь мучеников, глас 4-й (единожды). «Слава» – тропарь преподобных, глас тот же, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.
Кафизмы 16-я и 17-я2. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды).
Каноны: праздника 2-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), мучеников на 4 и преподобных на 4.
Библейские песни «Поем Господеви...».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (преподобных).
По 3-й песни – кондак и икос преподобных, глас 2-й; седален мучеников, глас 1-й. «Слава» – седален преподобных, глас 4-й, «И ныне» – седален праздника, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобных. «Слава, и ныне» – светилен праздника.
«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры праздника, глас 6-й. «Слава» – преподобных, глас 8-й: «Блажени есте...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Днесь тварь просвещается...».
По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 4-й. «Слава» – тропарь преподобных, глас тот же, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.
Отпуст 1-го часа: «Иже во Иордане...».
На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропари мучеников и преподобных читаются попеременно. Кондак только праздника.
На Литургии блаженны праздника, песнь 8-я – 4 (со ирмосом), и преподобных, песнь 6-я – 4.
На входе – «...во Иордане крестивыйся...».
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь праздника, тропарь мучеников, тропарь преподобных. «Слава» – кондак преподобных, «И ныне» – кондак праздника.
В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь мучеников, тропарь преподобных; кондак праздника. «Слава» – кондак преподобных, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь мучеников, тропарь преподобных; кондак храма. «Слава» – кондак преподобных, «И ныне» – кондак праздника.
Поется Трисвятое.
Прокимен, аллилуиарий и причастен - праздника и преподобных.
Апостол и Евангелие - субботы по Богоявлении и преподобных.
Задостойник праздника.
Отпуст: «Иже во Иордане...».
Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника, глас 6-й – 3 (см. на стиховне утрени, в службе мучеников), и преподобного, глас 8-й – 5 (две первые стихиры - дважды). «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Егда услышал еси...», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Господи, исполнити хотя...» (см. на «Господи, воззвах», в службе мучеников; догматик гласа не поется).
Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного – 3.
На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами, см. в службе мучеников). «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Постника Господня...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Ангельская воинства...» (см. в службе мучеников).
По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.
Отпуст: «Иже во Иордане...».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.
Кафизмы 16-я и 17-я3. Малые ектении.
По 1-м стихословии – седален преподобного, глас 4-й: «Званию Господню...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 3-й: «Владыка днесь...» (см. в службе мучеников).
По 2-м стихословии – седален преподобного, глас 7-й: «Крест Христов...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 8-й: «Иордан струями...» (см. в службе мучеников).
Полиелей. Величание преподобного и избранный псалом. Седален преподобного по полиелее, глас 4-й: «Егда узре тя...» (дважды). «Слава, и ныне» – праздника (по выбору, см. по 1-м или 2-м стихословии). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4-й: «Честна пред Господем...». Евангелие – Мф., зач. 43. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобнаго Иринарха...». Стихира преподобного, глас 6-й: «Богоносе отче Иринарше...».
Каноны: праздника 2-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и преподобного на 8.
Библейские песни «Поем Господеви...».
Катавасия праздника: «Глубины открыл есть дно...».
По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й; седален преподобного, глас тот же (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же: «Струи освятил еси...» (см. в службе мучеников).
По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 2-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника (см. в службе мучеников).
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры преподобного, глас 5-й – 4 (первая стихира – дважды)4. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Преподобне отче Иринарше...», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Днесь тварь просвещается...» (см. на стиховне утрени, в службе мучеников).
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.
Отпуст: «Иже во Иордане...».
На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь преподобного. Кондаки праздника и преподобного читаются попеременно.
На Литургии блаженны праздника, песнь 8-я – 4 (со ирмосом), и преподобного, песнь 6-я – 4.
На входе – «...во Иордане крестивыйся...».
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь праздника, тропарь преподобного. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак праздника.
В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь преподобного; кондак праздника. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь преподобного; кондак храма. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак праздника.
Поется Трисвятое.
Прокимен, аллилуиарий и причастен - праздника и преподобного.
Апостол и Евангелие - субботы по Богоявлении и преподобного.
Задостойник праздника.
Отпуст: «Иже во Иордане...».
Сноски: 1 По этому же образцу может совершаться полиелейная служба прп. Елеазара Анзерского.
2 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми.
3 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей.
4 Праздничные стиховны утрени из службы мучеников на хвалитех можно не петь (ср.: Минея общая, «Изъявление вкратце»; Типикон, 11 января), поскольку они пелись на «Господи, воззвах».