Суббота, 31 Мая 2008 года (18 Мая 2008 по ст.ст.)
Седмица 5-я по Пасхе, Глас четвертый
Память святых отцев семи Вселенских Соборов.
Мч. Феодота Анкирского и мцц. семи дев: Александры, Текусы, Клавдии, Фаины, Евфрасии, Матроны и Иулии (303).
Мчч. Петра, Дионисия, Андрея, Павла, Христины, Ираклия, Павлина и Венедима. (249-251).
Мчч. Симеона, Исаака и Вахтисия (IV).
Мчч. Давида и Таричана (693) (Груз.).
Мч. Евфрасия, Никейского (Греч.).
Иконы Божией Матери Псково-Печерской.
Св. Макария (Глухарева), Алтайского, Сибирского.
Свт. Стефана Нового, патр. Константинопольского (Греч.).
Сщмч. Феодора, папы Римского (Греч.).
Св. Анастасо Лукадского (Греч.).
Прп. Мартиниана Ареовинфского (Греч.).
Богослужебные указания: [скрыть] Суббота 5-й седмицы по Пасхе. Мч. Феодота Анкирского и свв. семи дев. Мчч. Петра, Дионисия и иже с ними. Служба святых не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Триоди.
На вечерне кафизма 18-я.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Триоди (самаряныни), глас 1-й и глас 2-й – 3, и мч. Феодота, глас 1-й – 3. «Слава» – Триоди, глас 6-й: «При студенце Иаковли...», «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ради...».
Примечание. Если в субботу случится память двух малых святых, то на «Господи, воззвах» после стихир Триоди поются стихиры только первого святого, а стихиры второго святого переносятся с «Господи, воззвах» на хвалитны утрени (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 1-е «зри»).
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры Триоди (воскресные), глас 4-й (с припевами воскресными). «Слава, и ныне» – Триоди, глас 8-й: «Егда явился еси...».
По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь...». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...».
Примечание. В службе Минеи данного дня отсутствует тропарь святых.
Примечание. В субботу 5-й седмицы по Пасхе на «И ныне» тропарей в конец вечерни и в конец утрени поется воскресный Богородичен текущего гласа (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 723, 726).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь...» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...».
Примечание. Богородичен тропарей на «Бог Господь» поется по гласу последнего тропаря (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 724).
Кафизмы 16-я и 17-я1. Малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше...» (единожды). Псалом 50-й.
Каноны: праздника Триоди, глас 4-й: «Поразивый Египта...» (см. в Неделю самаряныни), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), мч. Феодота на 4, и мучеников на 4.
Библейские песни «Поем Господеви...».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (мучеников).
По 3-й песни – кондак мч. Феодота, глас 2-й; седален мч. Феодота, глас 4-й. «Слава» - седален мучеников, глас тот же, «И ныне» – седален праздника Триоди, глас тот же: «Да радуется Небо...» (см. в Неделю самаряныни, по 3-й песни канона).
По 6-й песни – кондак и икос праздника Триоди, глас 8-й (см. в Неделю самаряныни).
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника Триоди: «В Самарию пришел еси...» (см. в Неделю самаряныни). «Слава, и ныне» – тот же светилен.
«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 6: Триоди (воскресные), глас 4-й – 3, и мучеников, глас тот же - 3 (см. на «Господи, воззвах»). «Слава, и ныне» – Триоди, глас 6-й: «Источник живоначалия...» (см. на хвалитех).
«Тебе слава подобает...» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Триоди, глас 6-й: «Тако глаголет Господь самаряныни...».
По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь...». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...».
На часах2 – тропарь воскресный. Кондак праздника Триоди.
На Литургии блаженны от канона праздника Триоди (самаряныни), песнь 9-я – 6 (со ирмосом).
По входе – тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы или святого; кондак храма святого. «Слава» – кондак мч. Феодота, «И ныне» – кондак праздника Триоди (самаряныни).
Прокимен и аллилуиарий – праздника Триоди (см. на Литургии в Неделю самаряныни).
Апостол и Евангелие – дня.
Задостойник Пасхи.
Причастен Пасхи: «Тело Христово приимите...».
Сноски: 1 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (ср.: Типикон, гл. 12).
2 По мнению В. Розанова, на 9-м часе, который совершается в субботы вечером 2-й, 3-й и 5-й седмиц Пятидесятницы, не должны читаться тропари и кондаки Триоди (праздника или воскресные), петые в предшествующие воскресенья, так как отдание праздника Недели уже было на субботней Литургии (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. Часть III. Отдел IV. С. 727). Однако Устав на 9-м часе в субботу 3-й седмицы указывает тропарь праздника Триоди (Недели жен-мироносиц): «Благообразный Иосиф...» (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы»).