Чистоты ради жития твоего, / пощения же, и молитв, и трудов, / сосуд благопотребен был еси Владыце Христу, / Иже дарова тя стаду твоему, / яко сокровище неотъемлемо, чудесы всех обогащающа. / Тем и мы, сошедшеся в память твою, / верою и любовию вопием: / моли о нас, пречестный архиерею Моисее, отче наш.
Иконы Богородицы "Утоли моя печали". Тропарь, глас 5.
Утоли болезни / многовоздыхающия души моея, / утолившая всяку слезу от лица земли: / Ты бо человеком болезни отгбниши / и грешных скорби разрушаеши, / Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение, / Пресвятая Мати Дево.
Богослужебные указания: [скрыть] Среда. Свт. Григория Богослова. Сщмч. Владимира, митр. Киевского и Галицкого. Иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Свт. Моисея, архиеп. Новгородского. Типикон не предусматривает совершения службы двух бденных или полиелейных святых, и в нем нет уставной главы, которая излагала бы соединение таких служб. В старинных же русских монастырских Обиходниках и в соборных Чино́вниках (местные Уставы) встречается указание на соединение служб Богородицы и полиелейного святого. Так, в Чиновнике Новгородского Софийского собора XVI в., изданном проф. А. Голубцовым, изложены указания по соединению служб Покрова Пресвятой Богородицы и прп. Саввы Вишерского, который относился в Новгороде к полиелейным святым.
По образцу этих указаний приводим устав соединения служб свт. Григория Богослова и Божией Матери в честь Ее иконы «Утоли моя печали» (А).
Примечание. По этому же образцу возможно соединение служб сщмч. Владимира Киевского и Божией Матери в честь Ее иконы «Утоли моя печали».
Если же служба иконе Божией Матери «Утоли моя печали» не совершается, то правится полиелейная служба свт. Григория Богослова и славословная сщмч. Владимира Киевского1 (Б).
А.На великой вечерне «Блажен муж» — 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры на 8: Богородицы — 4 и святителя — 4. «Слава» — святителя, «И ныне» — Богородицы.
Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы — 2 и святителя — 1.
На литии стихиры Богородицы и святителя (см. на стиховне вечера). «Слава» — святителя, «И ныне» — Богородицы.
На стиховне стихиры Богородицы (с припевами своими). «Слава» — святителя, «И ныне» — Богородицы.
По Трисвятом: на всенощном бдении — тропарь Богородицы (дважды) и тропарь святителя (единожды); при полиелее — тропарь святителя. «Слава, и ныне» — тропарь Богородицы.
На утрене на «Бог Господь» — тропарь Богородицы (дважды). «Слава» — тропарь святителя, «И ныне» — тропарь Богородицы.
По 10-й кафизме и малой ектении — седален Богородицы. «Слава, и ныне» — тот же седален.
По 11-й кафизме и малой ектении — седальны святителя (оба, помещенные в службе по 1-м и 2-м стихословии). «Слава, и ныне» — седален Богородицы.
Полиелей. Величания два — Богородицы и святителя.
Примечание.По древним Уставам, во время пения величания Богородицы предстоятель кадит только икону Божией Матери на аналое, а затем правую сторону храма и возвращается к праздничным иконам; по окончании избранного псалма — малая ектения, седальны Богородицы по полиелее. Потом начинают петь величание святителя. Предстоятель, взяв кадило, кадит только икону святителя на аналое, а затем левую сторону храма и возвращается к праздничным иконам; по окончании избранного псалма — малая ектения, седальны святителя по полиелее.
В современной практике каждение храма совершается за один раз, пение величаний и избранных псалмов чередуется, седальны по полиелее читаются следующим образом: седален Богородицы; «Слава» — седален святителя, «И ныне» — седален Богородицы.
Степенна — 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен и Евангелие — Богородицы. По 50-м псалме: «Слава» — «Молитвами святителя...». Стихира Богородицы.
Каноны: Богородицы со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и святителя на 6.
Библейские песни «Поем Господеви...».
Катавасия «Су́шу глубороди́тельную...».
По 3-й песни — кондак, икос и седален святителя. «Слава, и ныне» — седален Богородицы.
По 6-й песни — кондак и икос Богородицы.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни — светилен святителя. «Слава, и ныне» — светилен Богородицы.
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 6: Богородицы — 3 и святителя — 3. «Слава» — святителя, «И ныне» — Богородицы.
Великое славословие. По Трисвятом — тропарь святителя. «Слава, и ныне» — тропарь Богородицы.
На часах — тропарь Богородицы. «Слава» — тропарь святителя. Кондаки Богородицы и святителя читаются попеременно.
На Литургии блаженны Богородицы, песнь 3-я — 4 (со ирмосом), и святителя, песнь 6-я — 4.
На входе — «...во святых Дивен сый...»2.
По входе — тропари и кондаки:
В храме Господском — тропарь храма, тропарь Богородицы, тропарь святителя; кондак храма. «Слава» — кондак святителя, «И ныне» — кондак Богородицы.
В храме Богородицы — тропарь Богородицы, тропарь святителя. «Слава» — кондак святителя, «И ныне» — кондак Богородицы.
В храме святого — тропарь Богородицы, тропарь храма, тропарь святителя; кондак храма. «Слава» — кондак святителя, «И ныне» — кондак Богородицы.
Прокимен, аллилуиарий и причастен — Богородицы и святителя.
Апостол и Евангелие — рядовые, Богородицы (под зачало) и святителя.
Примечание. Если служилось всенощное бдение, то тропарь и кондак храма святого не поются, и рядовые Апостол и Евангелие со среды (25 января) переносятся на вторник (24 января).
Б.На великой вечерне «Блажен муж» — 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры на 8: святителя, глас 1-й и глас 2-й — 4 и священномученика, глас 4-й — 4. «Слава» — святителя, глас 8-й: «Бодрый язык...», «И ныне» — догматик по гласу «Славы»: «Царь Небесный...».
Вход. Прокимен дня. Паримии святителя — 3.
На стиховне стихиры святителя, глас 5-й. «Слава» — священномученика, глас 8-й: «Буди имя Господне...», «И ныне» — Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Безневестная Дево...» или Минеи на ряду: «Прииди́те, людие...».
По Трисвятом — тропарь святителя, глас 1-й. «Слава» — тропарь священномученика, глас 2-й; «И ныне» — Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Вся паче смысла...».
На утрене на «Бог Господь» — тропарь святителя, глас 1-й (дважды). «Слава» — тропарь священномученика, глас 2-й; «И ныне» — Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Вся паче смысла...».
Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны святителя (по дважды).
Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седальны святителя по полиелее, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна — 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен и Евангелие — святителя. По 50-м псалме: «Слава» — «Молитвами святителя...». Стихира святителя, глас 6-й: «Преподобне треблаженне...».
Каноны: Богородицы со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), святителя на 6 и священномученика на 4.
Библейские песни «Поем Господеви...».
Катавасия «Су́шу глубороди́тельную...».
По 3-й песни — кондак и икос священномученика, глас 2-й; седален священномученика, глас 8-й. «Слава» — седален святителя, глас тот же, «И ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни — кондак и икос святителя, глас 3-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни — светилен святителя. «Слава» — светилен священномученика, «И ныне» — Богородичен Минеи.
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 6: святителя, глас 4-й — 3 и священномученика, глас 8-й — 3. «Слава» — святителя, глас 1-й: «Цевни́цу Духа...», «И ныне» — Богородичен по гласу «Славы», от меньших (по выбору).
Великое славословие. По Трисвятом — тропарь святителя, глас 1-й. «Слава» — тропарь священномученика, глас 2-й, «И ныне» — Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Вся паче смысла...».
На часах — тропарь святителя. «Слава» — тропарь священномученика. Кондаки священномученика и святителя читаются попеременно.
На Литургии блаженны святителя, песнь 3-я — 4 (со ирмосом), и священномученика, песнь 6-я — 4.
По входе — тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы — тропарь храма, тропарь святителя, тропарь священномученика; кондак святителя. «Слава» — кондак священномученика, «И ныне» — кондак храма.
В храме святого — тропарь храма, тропарь святителя, тропарь священномученика; кондак храма, кондак святителя. «Слава» — кондак священномученика, «И ныне» — «Предстательство христиан...».
Прокимен и аллилуиарий — святителя и священномученика.
Апостол и Евангелие — дня, святителя (под зачало) и священномученика.
Причастен: «В память вечную...»
1 См.: Минея-Январь. Ч. 2. М., 2002. С. 594—605.
2 В церковно-богослужебной практике в подобных случаях, а также на двунадесятые Богородичные праздники, их предпразднство, попразднство и отдание обычно поется «...молитвами Богородицы...», хотя Типикон не дает такого указания. «Припев: “Спаси ны, Сыне Божий, молитвами Богородицы, поющия Ти...” — продукт литургической самодеятельности. Его не знает ни Устав, ни литургика. Он и стилистически шероховат (слова “молитвами Богородицы” в подобных припевах стоят в начале, а после “Сыне Божий” требуется определение с артиклем +o). По Уставу и на праздники Богородичные положен припев “Спаси ны, Сыне Божий, во святых Дивен сый...”. По-видимому, отцы — составители Устава видели в Богородице Возглавительницу всего лика святых» (из письма проф. Д. П. Огицкого свт. Афанасию (Сахарову) от 19—22 апреля 1961 года // ЖМП, 1997, № 7. С. 71).