Христос воскресе из мертвых, / смертию смерть поправ, / и сущим во гробех живот даровав.
Ипакои, глас 4.
Предварившия утро яже о Марии / и обретшия камень, отвален от гроба, / слышаху от Ангела: / во Свете Присносущнем Сущаго, / с мертвыми что ищете, яко человека? / Видите гробныя пелены, / тецыте и мiру проповедите, / яко воста Господь, умертвивый смерть, / яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.
Кондак, глас 8.
Аще и во Гроб снизшел еси, Безсмертне, / но адову разрушил еси силу / и воскресл еси, яко Победитель, Христе Боже, / женам мvроносицам вещавый: радуйтеся! / и Твоим апостолом мир даруяй, / падшим подаяй Воскресение.
Безплотным Силам. Тропарь, глас 4.
Небесных воинств Архистратизи, / молим вас присно мы недостойнии, / да вашими молитвами оградите нас / кровом крил невещественныя вашея славы, / сохраняюще ны припадающия прилежно и вопиющия: / от бед избавите ны, / яко чиноначальницы Вышних Сил.
Архангелу единому. Тропарь, глас 4.
Небесных воинств Архистратиже, / молим тя присно мы недостойнии, / да твоими молитвами оградиши нас / кровом крил невещественныя твоея славы, / сохраняя ны, припадающия прилежно и вопиющия: / от бед избави ны, / яко чиноначальник Вышних Сил.
Богослужебные указания: [скрыть] ПАСХА ХРИСТОВА. Отдание праздника Благовещения. Собор Архангела Гавриила. Примечание. Служба отдания Благовещения Пресвятой Богородицы и Собора Архангела Гавриила переносится на повечерие в четверг вечера 6-й седмицы Великого поста (см. 17 марта), поскольку на Страстной и Светлой седмице предпразднства и отдания Благовещения не бывает (см. примечание 16 марта).
Полунощницу нужно начинать не позднее 23 часов, чтобы не спеша совершить ее. Так как Литургия, по традиции, совершается непосредственно после утрени и часов, то входные молитвы читаются перед Плащаницей до полунощницы по обычному чину, начиная Трисвятым.
Чин полунощницы. При закрытых царских вратах и завесе иерей творит начало: «Благословен Бог наш...»; «Царю Небесный» не читается, но по возгласе — сразу «Аминь», Трисвятое и прочее. Псалом 50-й.
Канон Великой Субботы: «Волною морскою...». Ирмосы по дважды, тропари на 12 и катавасия — тот же ирмос. Канон следует читать одному из священнослужителей перед Плащаницей.
Примечание. По Уставу, канон Великой Субботы поется «со стиха́ми пе́сней», т. е. с библейскими песнями в праздничной редакции: «Поем Господеви» (см.: В. Розанов, «Богослужебный Устав...», с. 651).
По 3-й песни — седален Великой Субботы, глас 1-й; по 6-й песни — кондак Великой Субботы, глас 6-й, и икос, глас тот же.
В начале 9-й песни отверзаются царские врата. Совершающий полунощницу иерей с диаконом исходят к Плащанице и, совершив каждение окрест ее, при пении катавасии 9-й песни (на словах: «...востану бо и прославлюся...») подъемлют Плащаницу и вносят в алтарь. Вслед за этим царские врата затворяются. Плащаницу полагают на святой престол, где она должна оставаться до отдания Пасхи. Так как обычно плащаницы устраиваются выпуклыми и на них невозможно при совершении Литургии ставить дискос и чашу, то Плащаница, которая износилась в Великий Пяток и в Великую Субботу, полагается на свое обычное место, а на престоле простирается другая Плащаница — гладкая (не вышитая).
По каноне — Трисвятое по «Отче наш». Певцы: «Егда снизшел еси...». Краткая сугубая ектения, как в начале утрени, и отпуст «преждеписанный» (т. е. как на Литургии в Великую Субботу)1.
Утреня. Пасхальную утреню обычно начинают в 12 часов ночи. Начинать пасхальное торжество ранее полуночи не рекомендуют канонические правила. Но правила эти не указывают, когда именно после полуночи, «в который час, или в которую половину часа, или четверть часа, подобает начинати веселие о Воскресении Господа нашего из мертвых», ввиду того, что и в самом Евангелии нет точного указания на час Воскресения (св. Дионисий Александрийский, 1-е правило). Поэтому не следует удивляться, что в Типиконе о начале пасхальной заутрени говорится не вполне определенно: «об часе́ утреннем». В Русской Церкви приблизительно за последние сто с небольшим лет установился обычай начинать пасхальное торжество ровно в полночь. Посему при приближении полуночи все священнослужители в полном облачении становятся по чину у престола. Предстоятель раздает свечи сослужа́щим. В это же время возжигают свечи и все молящиеся. Предстоятель принимает в левую руку Крест с пасхальным трисвещником, в правую — кадило.
Ровно в 12 часов (по местному времени) при закрытых царских вратах священнослужители поют стихиру: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на Небесе́х, и нас на земли́ сподоби чистым сердцем Тебе славити». Стихира поется трижды: по обычаю, первый раз она поется тихо при закрытых царских вратах и завесе, второй раз — немного громче при открытой завесе, третий раз — громко при открытых царских вратах (которые после этого остаются открытыми до конца Светлой седмицы). При каждом пении стихиры предстоятель в предшествии диакона со свечой совершает каждение окрест престола. В третий раз стихира поется духовенством до половины: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на Небесех...». Певцы, стоящие на средине храма, заканчивают: «И нас на земли́ сподоби...».
Начинается крестный ход, во время которого певцы непрерывно поют ту же стихиру. В крестном ходе впереди несут фонарь, за ним несут парой запрестольный Крест и запрестольный образ Божией Матери2, далее идут двумя рядами, попарно, хоругвеносцы, певцы, свещеносцы со свечами, диаконы со своими свечами и кадильницами и за ними священники, младшие впереди. В последней паре священников идущий справа несет Евангелие, идущий слева — икону Воскресения. Завершает шествие предстоятель с трисвещником и Крестом. Там, где один священник, допускается мирянам нести на пелена́х иконы Воскресения Христова и Евангелие. Артос на этом крестном ходе не носят, поскольку он еще не освящен.
Крестный ход в обычном порядке идет вокруг храма при непрерывном трезвоне. Войдя в притвор, крестный ход останавливается пред закрытыми западными дверями храма. Носящие святыни останавливаются около дверей лицом к западу в следующем порядке: фонарь (по центру, непосредственно перед дверями), затем (от южной стороны к северной) запрестольный Крест, Евангелие, икона Воскресения, запрестольный образ Божией Матери, по сторонам становятся хоругвеносцы и свещеносцы. Предстоятель и сослужа́щие священники становятся пред святынями по чину. Трезвон прекращается. Настоятель, приняв от диакона кадило, при полной тишине совершает каждение святынь, духовенства, певцов и предстоящих и, в заключение, диакона. Диакон принимает кадило, кадит предстоятеля и возвращает ему кадильницу.
Предстоятель, трижды (а не один раз) крестообразно назна́меновав кадилом затворенные церковные двери, возглашает велегласно: «Слава Святе́й, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно, и во веки веков». Певцы: «Аминь». Далее следует пасхальное нчало, которым начинается вечерня, утреня и Литургия во все дни Светлой седмицы.
Священнослужители поют: «Христос воскре́се из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробе́х живот даровав» (трижды). Певцы повторяют то же (трижды).
Священнослужители поют стихи:
1. «Да воскреснет Бог, и расточа́тся врази́ Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его».
2. «Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица́ огня».
3. «Тако да погибнут грешницы от лица́ Божия, а праведницы да возвеселятся».
4. «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся во-нь».
5. «Слава».
6. «И ныне».
На каждый стих певцы поют тропарь: «Христос воскресе из мертвых...» (единожды).
В завершение предстоятель или все священнослужители поют высшим гласом: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Певцы заканчивают: «И сущим во гробе́х живот даровав». Отверзаются церковные двери (по Уставу, самим настоятелем), и крестный ход шествует в храм.
Великая ектения. Возглас: «Яко подобает...», и пасхальный канон — творение св. Иоанна Дамаскина, глас 1-й: «Воскресения день...». По Уставу, «творит... начало канона на ку́юждо песнь всегда предстоятель», обычно же первые слова ирмоса каждой песни начинают все священнослужители. Ирмосы поются на 4, тропари на 12, с припевом к каждому из них: «Христос воскресе из мертвых». (Богородичны пасхального канона в первый день Пасхи не поются.) Катавасия — те же ирмосы (трижды), и после катавасии тропарь: «Христос воскресе из мертвых...» (трижды, обычно быстрым распевом).
На каждой песни канона совершается каждение. По Типикону, настоятель «кадит в начале канона святыя иконы и оба лика и братию по чину». Это — указание на полное каждение всего храма, которое должно совершаться только один раз — на 1-й песни канона. Но, по твердо установившемуся издревле обычаю, полное каждение совершается на каждой песни3. При соборном служении каждение совершают все иереи поочередно (а при большом числе иереев — попарно).
После каждой песни — малая ектения, которую диакон произносит вне алтаря. (Если богослужение совершает один священник, то он все ектении произносит в алтаре.) Для произнесения ектений и совершения каждений диакон (со свечой в руке) во всех случаях исходит из алтаря царскими вратами (во всю Светлую седмицу).
Возгласы иерея:
По 1-й песни — «Яко Твоя держава и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков».
По 3-й песни — «Яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков».
По 4-й песни — «Яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков».
По 5-й песни — «Яко святи́ся и прославися пречестно́е и великоле́пое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков».
По 6-й песни — «Ты бо еси Царь мира и Спас душ наших, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков».
По 7-й песни — «Буди держава Царствия Твоего благословенна и препрославлена, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков».
По 8-й песни: «Яко благослови́ся имя Твое и прославися Царство Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков».
По 9-й песни — «Яко Тя хвалят вся силы Небесныя, Отца и Сына и Святаго Духа, и Тебе славу возсылают, ныне и присно, и во веки веков».
После 3-й песни — ипакои: «Предвари́вшия утро...».
После 6-й песни кондак, глас 8-й: «Аще и во гроб...», и икос: «Еже прежде солнца...». «Воскресение Христово...» (трижды). «Воскрес Иисус от гроба...» (трижды).
На 8-й песни имеется Троичен. Он поется четыре раза с припевом: «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе».
На 9-й песни припев: «Христос воскресе из мертвых» не поется, но к ирмосу и к тропарям — особые припевы.
9-я песнь в 1-й день Пасхи должна быть исполнена в следующем порядке:
Диакон: «Величит душа моя Воскресшаго...», 1-й лик: «Свети́ся, светися...»;
2-й лик — повторяет тот же припев и ирмос;
1-й лик: «Величит душа моя волею страдавша...», «Светися, светися...»;
2-й лик — тот же припев и ирмос;
1-й лик: «Христос, новая Пасха...», «О, Божественнаго...»;
2-й лик — тот же припев и тропарь;
1-й лик: «Ангел вопия́ше...», «О, Божественнаго...»;
2-й лик — тот же припев и тропарь;
1-й лик: «Возбуди́л еси...», «О, Божественнаго...»;
2-й лик: «Магдалина Мария...», «О, Божественнаго...»;
1-й лик: «Ангел облиста́я...», «О, Пасха велия...»;
2-й лик: «Христос воскресе...», «О, Пасха велия...»;
1-й лик: «Днесь всяка тварь...», «О, Пасха велия...»;
2-й лик: «Днесь Владыка плени́ ада...», «О, Пасха велия...»;
1-й лик: «Величит душа моя Триипостаснаго...», «О, Пасха велия...»;
2-й лик: «Радуйся, Дево...», «О, Пасха велия...»;
1-й лик: «Величит душа моя Воскресшаго...», «Светися, светися...»;
2-й лик: «Величит душа моя волею страдавша...», «Светися, светися...».
Затем оба лика вкупе поют ирмос: «Светися, светися...», и тропарь: «Христос воскресе...» (трижды).
На 9-й песни каждение совершает не иерей, а диакон со свечой (при соборном служении — два диакона).
По 9-й песни — ексапостиларий: «Плотию уснув...» (трижды).
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры воскресные, глас 1-й — 4. Затем стихиры Пасхи со стихами, глас 5-й: «Да воскреснет Бог...». Последняя стихира заканчивается тропарем: «Христос воскресе из мертвых...», который входит в состав стихиры, после чего, в качестве тропаря в конец утрени, «Христос воскресе из мертвых...» поется еще три раза. Так заканчивается пение стихир Пасхи во всю Светлую седмицу на вечерне и утрене.
Во время пения стихир Пасхи священнослужители начинают христосоваться между собою в алтаре. По Уставу, «целова́ние настоя́теля с про́чими иере́и и диа́коны во свято́м алтаре́ быва́ет си́це: глаго́лет приходя́й: “Христо́с воскре́се!” О́ному же отвеща́вшу: “Вои́стину воскре́се!”».
По Уставу, священнослужители, похристосовавшись между собой в алтаре, исходят на солею и здесь христосуются с каждым из молящихся. Такой порядок мог быть соблюдаем в тех древних обителях, где в храме находилась лишь немногочисленная братия, или в тех домовых и приходских церквах, где бывало немного молящихся. Ныне же, при большом стечении богомольцев, наиболее соответственным будет, если предстоятель после христосования с сослужащими, выйдя с Крестом и трисвещником на солею, произнесет от себя краткое общее приветствие предстоящим и закончит его троекратным возглашением: «Христос воскресе!», с осенением Крестом и трисвещником на три стороны, а после этого возвратится в алтарь. Христосование с каждым в отдельности может быть после отпуста утрени, если после нее будет расход, или же после отпуста Литургии, если она следует непосредственно за утреней и часами. По той же причине многолюдства может быть достаточным, если христосоваться с мирянами будет один предстоятель, а не все священнослужители.
После троекратного возглашения предстоятелем «Христос воскресе!» певцы трижды неспешно поют весь тропарь: «Христос воскресе из мертвых...», чтобы предстоятель имел возможность отнести Святой Крест в алтарь, положить его на престол и выйти на амвон для чтения Огласительного слова свт. Иоанна Златоустого.
На амвоне поставляется аналой, как для проповеди. Предстоятель, выйдя из алтаря и став около аналоя, произносит: «Христос воскресе!», и затем читает слово, начиная, по Уставу, с его заглавия: «И́же во святы́х отца́ на́шего Иоа́нна, архиепи́скопа Константинопо́льскаго, Златоу́стаго, Сло́во Огласи́тельное, во святы́й и светоно́сный День пресла́внаго и спаси́тельнаго Христа́ Бо́га на́шего Воскресе́ния».
По окончании чтения певцы поют тропарь свт. Иоанна Златоуста, глас 8-й: «Уст твоих якоже светлость огня...», и произносится сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже...», затем — просительная ектения: «Исполним утреннюю молитву...», и молитва главопреклонения.
По возгла́се: «Твое бо есть, еже миловати...», диакон: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен Христос, Бог наш...». Певцы: «Аминь», «Утверди, Боже...». Иерей, держа Крест и трисвещник, вместо «Слава Тебе, Христе Боже...» поет вместе с сослужа́щими: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», а певцы: «И сущим во гробе́х живот даровав». Все сослужащие выходят из алтаря, младшие впереди, и становятся по чину на солее. Предстоятель с Крестом в руках, обратясь к народу, произносит пасхальный отпуст: «Христос, воскресы́й из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробе́х живот даровавый, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец» (поминовения ликов святых и отдельных их имен Уставом не положено), и осеняет предстоящих Крестом и трисвещником на три стороны, громко произнося при каждом осенении: «Христос воскресе!». Молящиеся отвечают: «Воистину воскресе!», и, по древнему обычаю, осеняют себя крестным зна́мением (как и всегда при осенении Крестом). Певцы поют тропарь: «Христос воскресе из мертвых...» (трижды, быстро), и конечное — «И нам дарова́ живот вечный, покланя́емся Его тридневному Воскресению».
По отпусте утрени, согласно указанию Типикона, «целуем Честны́й Крест, держи́мый в руку́ настоятеля». Но если непосредственно за окончанием утрени следуют часы и Литургия, то целование Креста можно отнести к окончанию Литургии.
Пасхальные часы. По возгласе: «Благословен Бог наш...», певцы: «Христос воскресе из мертвых...» (трижды весь тропарь). «Воскресение Христово...» (трижды), ипакои́: «Предварившия утро...», кондак: «Аще и во гроб...», тропарь: «Во гробе пло́тски...», «Слава» — «Яко Живоносец...», «И ныне» — Богородичен: «Вышняго освященное Божественное селение...», «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне» — «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Молитвами святых отец наших...» Певцы: «Аминь», «Христос воскресе из мертвых...» (трижды). «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит обычный малый воскресный отпуст (по традиции, с Крестом): «Воскресы́й из ме́ртвых Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречи́стыя Своея́ Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилует и спасе́т нас, яко Благ и Человеколюбец».
Такой чин песнопений полагается совершать на Светлой седмице вместо 1-го, 3-го, 6-го и 9-го часа, полунощницы и повечерия. Во время пения часов перед Литургией (по окончании проскомидии) диакон со свечой совершает обычное каждение алтаря и всего храма.
Перед началом Литургии во дни Светлой седмицы и до отдания Пасхи священнослужители вместо «Царю Небесный» читают: «Христос воскресе из мертвых...» (трижды), и обычные стихи: «Слава в вышних Богу...» (дважды) и «Господи, устне́ мои отве́рзеши...».
После начального возгласа Литургии иерей, стоя пред престолом с Крестом и трисвещником в левой руке и кадилом в правой, а диакон на горнем месте со свечой, поют трижды: «Христос воскресе из мертвых...». Певцы повторяют: «Христос воскресе из мертвых...» (трижды). Иерей — 1-й стих: «Да воскреснет Бог...». Певцы: «Христос воскресе из мертвых...» (единожды), и прочее, как в начале утрени. В заключение священнослужители поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», а певцы: «И сущим во гробех живот даровав». Во время пения стихов с тропарем Пасхи совершается каждение алтаря, иконостаса и молящихся; при этом иерей приветствует молящихся возгласом: «Христос воскресе!». Стих: «Да воскреснет Бог...» предстоятель поет, кадя престол спереди; стих: «Яко исчезает дым...» при каждении южной стороны престола; стих: «Тако да погибнут грешницы...» — при каждении восточной стороны престола; стих: «Сей день...» — при каждении северной стороны престола.
Антифоны Пасхи.
Вхо́дное: «В це́рквах благослови́те Бога, Господа от источник Изра́илевых».
Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, про́сти» (см. примечание 6 января).
Певцы: «Христос воскресе из мертвых...» (единожды). Ипакои: «Предварившия утро...», «Слава, и ныне» — кондак: «Аще и во гроб...». Вместо Трисвятого — «Ели́цы во Христа крести́стеся, во Христа облеко́стеся. Аллилуиа».
Указанное начало Литургии, т. е. «Христос воскресе из мертвых...» со стихами (пасхальное начало), а также антифоны, входный стих, «Ели́цы во Христа крести́стеся...» и причастен «Тело Христово приими́те...» поются во всю Светлую седмицу, как в 1-й день Пасхи.
Прокимен, глас 8-й: «Сей день, его́же сотвори́ Господь, возрадуемся и возвеселимся во-нь», стих: «Испове́дайтеся Го́сподеви, яко Благ, яко в век милость Его». Апостол — Деян., зач. 1. «Аллилуиа», глас 4-й. Евангелие — Ин., зач. 14.
При соборном служении Евангелие, по традиции, читают на разных языках: на церковнославянском, русском, а также на древних, на которых распространялась апостольская проповедь — на греческом, латинском, и на современных языках, наиболее известных в данной местности. Обычно предстоятель читает на греческом или русском языке, протодиакон — на церковнославянском. Иереи читают Евангелие, стоя у престола на своих обычных местах, а предстоятель у горнего места, диакон — на амвоне, прочие же диаконы на различных местах, «ставше от святаго престола до западных врат церковных». Ради народа, стоящего в церковной ограде, один из диаконов или священник может читать Евангелие на паперти, обратясь лицом к народу; разумеется, он должен читать на церковнославянском или русском языке. Евангелие обычно делится на 3 статии́:
1-я статия — стихи 1—5;
2-я статия — стихи 6—13;
3-я статия — стихи 14—17.
Порядок чтения пасхального Евангелия на нескольких языках следующий. После того, как протодиакон испросит благословение: «Благослови, владыко, благовестителя...», предстоятель дает благословение: «Бог молитвами...», и возглашает: «Премудрость, про́сти, услышим святаго Евангелия». Все иереи и диаконы, заканчивая протодиаконом, по очереди повторяют это возглашение — каждый, по возможности, на том языке, на котором он будет читать Евангелие. Потом предстоятель произносит: «Мир всем». (Это возглашение никто из священнослужителей не повторяет.) Певцы отвечают: «И духови твоему». Предстоятель возглашает: «От Иоанна святаго Евангелия чтение», и затем все иереи и диаконы по очереди повторяют это, по возможности, на том языке, на котором будет прочтено Евангелие. После того как все священнослужители (последним — протодиакон) сделали это возглашение, певцы поют: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Предстоятель: «Вонмем»; то же — все священнослужители (последним — протодиакон), каждый на языке, на котором будет читать Евангелие. Предстоятель начинает 1-ю статию, за ним повторяют ее иереи и диаконы, и последним — протодиакон. В таком же порядке читаются 2-я и 3-я статии.
Во время чтения Евангелия в начале каждой статии по извещению из храма на колокольне производится так называемый «перебор», т. е. ударяют по одному разу во все колокола, от малых к большим. По окончании Евангелия — краткий трезвон. Когда протодиакон закончит 3-ю статию, певцы поют: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе».
Протодиакон отдает Евангелие предстоятелю. Прочие диаконы за ним входят в алтарь с Евангелиями и относят их на свое место.
Далее Литургия св. Иоанна Златоустого совершается по обычному чину.
На Литургиях самой Пасхи и всей Светлой седмицы священнослужители произносят, по традиции, приветствие: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» вместо: «Христос посреде́ нас» — «И есть и будет».
Вместо «Достойно» — «Ангел вопия́ше...» и «Свети́ся, светися...». Так до отдания Святой Пасхи, кроме Преполовения и его отдания.
Причастный стих: «Тело Христово приимите, Источника Безсмертнаго вкусите. Аллилуиа» (трижды).
Вместо песнопений «Благословен Грядый...», «Ви́дехом Свет истинный...» и «Да исполнятся...» поется по одному разу: «Христос воскресе из мертвых...». Так и во всю седмицу Пасхи.
По заамвонной молитве освящается артос. На солее, против царских врат, на уготованном столе или аналое полагают артос. Если приготовлено несколько артосов, то все они одновременно освящаются. Совершается каждение окрест аналоя. Диакон: «Господу, помолимся». Певцы: «Господи, помилуй».
Священник читает молитву на освящение артоса5 и затем окропляет артос святой водой, произнося: «Благословляется и освящается а́ртос сей окроплением воды́ сея́ священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь» (трижды). Аналой с артосом ставят на солее перед образом Спасителя, и на этом месте артос остается в течение всей Светлой седмицы. Его носят на ежедневных крестных ходах. Если освящено несколько артосов, то на аналое полагается только один артос, а прочие хранятся до Светлой субботы в алтаре. На крестных ходах всегда носится только один артос.
По прочтении молитвы певцы вместо «Буди имя Господне...» поют: «Христос воскресе из мертвых...» (трижды), и вместо псалма 33-го тот же тропарь — 12 раз и «мно́жае, до́ндеже анафо́ра (анти́дор) от игумена раздастся». Священник вместо «Слава Тебе, Христе Боже...» поет тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», певцы: «И сущим во гробе́х живот даровав». Остальное все, включая отпуст, как на утрене. На отпусте не поминаются ни святой храма, ни дневные святые, ни составитель Литургии. Так и во всю Пасхальную седмицу.
Царские врата (главного алатаря и всех приделов) остаются открытыми во всю Светлую седмицу, не затворяют их и на время причащения священнослужителей. Также остаются открытыми северные и южные врата главного алтаря и всех приделов.
Вечерня в 1-й день Пасхи. Поется 9-й час по пасхальному чину.
По окончании 9-го часа иерей, облаченный во все священнические одежды, став пред престолом с кадилом в правой руке, с Крестом и трисвещником в левой, творит крест кадилом и возглашает: «Благословен Бог наш...». Певцы: «Аминь». Иерей: «Христос воскресе из мертвых...» (трижды), певцы — тот же тропарь (трижды). Иерей — стихи: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази́ Его...» и прочее, как в начале Литургии. Ектения великая.
На «Господи, воззвах»6 стихиры воскресные, глас 2-й — 6. «Слава» — Триоди, глас тот же: «Спасительную песнь поюще...», «И ныне» — догматик, глас 2-й: «Пре́йде сень законная...».
Вход с Евангелием. «Свете Тихий». Прокимен великий, глас 7-й: «Кто бог велий, яко Бог наш...», со стихами. По исполнении прокимна иерей, став в царских вратах лицом к народу, читает Евангелие7. Чтение предваряется возглашением: «И о сподобитися нам...», и прочее. Евангелие — Ин., зач. 65: «Сущу по́зде в день той...».
По прочтении Евангелия ектения сугубая: «Рцем вси...». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю...», и молитва главопреклонения.
На стиховне поется одна стихира воскресная, глас 2-й: «Воскресение Твое, Христе Спасе...», затем стихиры Пасхи, глас 5-й, со стихами: «Да воскреснет Бог...». «Слава, и ныне» — Пасхи, глас 5-й: «Воскресения день...» — «Христос воскресе из мертвых...» (единожды, как окончание стихиры). И трижды тропарь «Христос воскресе из мертвых...».
По исполнении стихир и тропаря — «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен...». Певцы: «Утверди, Боже...». Иерей поет: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Певцы: «И сущим во гробе́х живот даровав». Иерей с Крестом в руке и, по обычаю, с трисвещником произносит отпуст: «Христос, воскресый из мертвых...», и прочее, как в конце утрени.
Затем совершается последование пасхальных часов за малое повечерие. 1 После возгласа краткой сугубой ектении: «Яко Милостив и Человеколюбец...» — хор: «Аминь». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит отпу́ст, после чего хор поет «Господи, помилуй» (3).
2 Существует обычай нести иконы таким образом, чтобы тот, кто смотрит на приближающийся крестный ход, видел их расположенными также, как в алтаре (запрестольный Крест — справа, образ Божией Матери — слева).
3 Этот порядок указан в Цветной Триоди (М., 1914) и в кн. «Последование во Святую и Великую Неделю Пасхи» (М., 2003).
4 Святая и Великая Неделя Пасхи открывает ряд евангельских литургийных зачал от Иоанна, простирающийся до Недели Пятидесятницы.
5 См. в Требнике или в кн.: Последование во Святую и Великую Неделю Пасхи и во всю Светлую седмицу. М., 2003. С. 54—55.
6 Во время пения «Господи, воззвах» один или два диакона со свечами в левой руке совершают обычное каждение всего храма.
7 По Уставу, «чтет Евангелие настоятель во олтари» (т.е. у престола).