Христос воскресе из мертвых, / смертию смерть поправ, / и сущим во гробех живот даровав.
Кондак, глас 8.
Аще и во Гроб снизшел еси, Безсмертне, / но адову разрушил еси силу / и воскресл еси, яко Победитель, Христе Боже, / женам мvроносицам вещавый: радуйтеся! / и Твоим апостолом мир даруяй, / падшим подаяй Воскресение.
Богослужебные указания: [скрыть] Понедельник Светлой седмицы. Сплошная седмица. Мц. Матроны Солунской. Сщмч. Иринея Сирмийского. Утреню и вечерню во все дни Пасхальной седмицы в монастырях иерей совершает в мантии, епитрахили и поручах, а в приходских храмах — в фелони, епитрахили и поручах.
Примечание. В некоторых храмах существует практика совершать во всю Светлую седмицу утреню не в алтаре, а на середине храма перед иконой Воскресения Христова.
Утреня. Сначала поются пасхальные часы за полунощницу, по отпусте которых предстоятель с Крестом, трисвещником и кадилом полагает начало утрени возгла́сом: «Слава Святей, и Единосущней...». Поется пасхальное начало — тропарь: «Христос воскресе из мертвых...» со стихами. Ектения великая.
Канон Пасхи: «Воскресения день...» с Богородичнами на 12 (ирмосы по дважды, тропари на 10). Припев: «Христос воскре́се из мертвых».
Примечание. С понедельника в конце каждой песни поются особые Богородичны (творение прпп. Феофана и Иосифа). В Цветной Триоди они помещены в последовании Недели жен-мироносиц, а в изданном особой книгой «Последовании во Святую и Великую Неделю Пасхи» печатаются в каноне на ряду в первый день Пасхи. О малых ектениях на каноне в Уставе не упомянуто, потому что с понедельника Пасхи в отношении ектений строй утрени обычный: ектении произносятся только по 3-й, 6-й и 9-й песнях. Катавасия по каждой песни — ирмос (единожды) и «Христос воскресе...» (трижды, скорым распевом). Каждение, по традиции, на 1-й, 4-й, 7-й и 9-й песнях канона (во всю Светлую седмицу).
Библейские песни не поются.
Катавасия «Воскресения день...».
По 3-й песни — ипакои Пасхи: «Предварившия утро...».
По 6-й песни — кондак Пасхи, глас 8-й: «Аще и во гроб...», и икос, глас тот же. «Воскресение Христово...» и «Воскрес Иисус от Гроба...» — по трижды.
В понедельник, вторник, среду, четверг и субботу 9-я песнь поется в следующем порядке:
Диакон: «Величит душа моя Воскресшаго...», 1-й лик: «Светися, светися...»;
2-й лик: «Величит душа моя волею страдавшаго...», «Светися, светися...»;
1-й лик: «Христос, новая Пасха...», «О, Божественнаго...»;
2-й лик: тот же припев и тропарь;
1-й лик: «Ангел вопия́ше...», «О, Божественнаго...»;
2-й лик: тот же припев и тропарь;
1-й лик: «Возбудил еси, уснув...», «О, Божественнаго...»;
2-й лик: «Магдалина Мария...», «О, Пасха велия...»;
1-й лик: «Ангел облиста́яй...», «О, Пасха велия...»;
2-й лик: «Христос воскресе...», «О, Пасха велия...»;
1-й лик: «Днесь всяка тварь...», «О, Пасха велия...»;
2-й лик: «Днесь Владыка плени́...», «О, Пасха велия...»;
1-й лик: «Величит душа моя Триипостаснаго...», Богородичен: «Согласно, Дево...»;
2-й лик: «Радуйся, Дево...», Богородичен: «Веселися и радуйся...»;
Оба лика вместе: «Величит душа моя Воскресшаго...», «Светися, светися...», и тропарь: «Христос воскресе из мертвых...» (трижды, скорым распевом).
По 9-й песни — ексапостиларий Пасхи: «Плотию уснув...» (трижды).
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры воскресные, глас 2-й — 4 и стихиры Пасхи, глас 5-й (с припевами своими). «Слава, и ныне» — Пасхи, глас 5-й: «Воскресения день...» — «Христос воскресе из мертвых...» (единожды). И далее «Христос воскресе из мертвых...» (трижды), как тропарь в конец утрени. Ектении и отпуст пасхальный с Крестом и трисвещником.
Часы Пасхи. Примечание. В «Правиле ко Святому Причащению» (М., 1893) говорится: «Ве́домо буди, яко во Светлую седмицу Пасхи вместо вечерних и утренних молитв поются часы Пасхи, вместо же канона Господу Иисусу и Пара́клисиса Богоматери чтется канон Пасхи с Богородичнами его, прочии же, по днем седмицы, опускаются». Последование ко Святому Причащению и молитвы по Причащении предваряются троекратным чтением тропаря: «Христос воскресе из мертвых...»; псалмы и Трисвятое по «Отче наш» (с тропарями после него) при этом не читаются.
Входные молитвы перед Литургией в Светлую седмицу принято совершать следующим образом. По обычном начальном возгласе «Благословен Бог наш...» читается «Христос воскресе из мертвых...» (трижды), ипакои и кондак Пасхи. Вместо покаянных тропарей «Помилуй нас, Господи, помилуй нас...» читаются тропари пасхальных часов: «Во гробе пло́тски...». «Слава» — «Яко Живоносец...», «И ныне» — Богородичен: «Вышняго освященное...». Затем: «Пречистому Образу Твоему покланя́емся, Благи́й...», «Милосердия сущи источник, милости сподоби нас, Богородице...». Молитва: «Господи, ниспосли́ руку Твою...»; псалом «Вниду в дом Твой...»1.
На Литургии антифоны Пасхи и прочее, как в первый день.
Вхо́дное Пасхи.
По входе — тропарь: «Христос воскресе из мертвых...» (единожды), ипакои: «Предварившия утро...». «Слава, и ныне» — кондак Пасхи.
Вместо Трисвятого — «Елицы во Христа...».
Прокимен, Апостол, аллилуиарий и Евангелие — дня.
Задостойник Пасхи.
Причастен — «Тело Христово...».
Отпуст — как в первый день Пасхи.
Во всю Пасхальную седмицу после утрени и 1-го часа указан в Уставе крестный ход. Во многих храмах он совершается в конце Литургии с пением канона Пасхи и чтением воскресных утренних Евангелий (по очереди).
При совершении крестного хода вокруг храма звон полагается только во время шествия, на время остановок звон прекращается.
Если на Пасхальной седмице случится храмовый праздник или местное празднование, то следует совершать службу с полиелеем, как показано в Типиконе под 23 апреля: «Аще ли случится великомученика Георгия во един от дней Светлыя недели», т. е. вечером должна быть одна вечерня без литии, утром — полиелей. Если желательно совершать накануне таких дней всенощное бдение, то в этом случае следует руководствоваться Марковой главой: «Аще случится Благове́щение Пресвятыя Богородицы в понедельник, во вторник или в среду Светлыя недели».
Во всю Пасхальную седмицу богослужение совершается по чину, указанному в понедельник Пасхи, но Евангелие на вечерне не читается, меняются стихиры и прокимны.
1 В некоторых храмах вместо псалма «Вниду в дом Твой...» многократно читается тропарь Пасхи.