Богослужебные указания: [скрыть] Суббота мясопустная. Вселенская родительская суббота. Прп. Ефрема Сирина. Прп. Ефрема Печерского, еп. Переяславского. Прп. Ефрема Новоторжского. Прп. Феодосия То́темского. Совершаем память всех православных христиан, от века усопших, отец и братий наших. Служба по Октоиху и Триоди.
Примечание.Такая служба бывает и в субботу перед Троицей. Если же на этот день придется храмовый праздник, то поется служба храма, а субботняя заупокойная служба совершается только в особых храмах — «гробницах» (см. Типикон, гл. 49, «В субботу мясопу́стную...», 1-е «зри»).
На вечерне кафизма18-я.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха мученичны, глас 1-й — 3 (2-й: «Молитвами, Господи...», 3-й: «Еже на суди́щи...» и 4-й: «О, добрыя вашея купли...»), и Триоди, глас 8-й — 3. «Слава» — Триоди, глас тот же: «Пла́чу и рыдаю...», «И ныне» — догматик, глас 1-й: «Всемирную славу...».
Входа нет. Вместо прокимна — «Аллилуия», на 8-й глас, с заупокойными стихами: «Блажени, яже избрал...» и «Ду́ши их во благих...». «Сподоби, Господи...». Ектения: «Исполним вечернюю...», и молитва главопреклонения.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й (с заупокойными припевами, см. Триодь). «Слава» — Триоди, глас 6-й: «Начаток ми и состав...», «И ныне» — Богородичен Триоди, глас тот же: «Молитвами рождшия Тя, Христе...».
По Трисвятом — тропарь, глас 8-й: «Глубиною мудрости...». «Слава, и ныне» — Богородичен, глас тот же: «Тебе и сте́ну, и пристанище...». Ектения — «Помилуй нас, Боже...», и отпуст.
Примечание.В Триоди Постной сказано: «По отпущении вечерни творим в притворе панихиду за усопших и поем канон рядоваго гласа мертвым». Устав панихиды — тот же, что и в период пения Октоиха.
Наповечерии поется служба прп. Ефрема Сирина (этого дня) и сщмч. Игнатия Богоносца (с 29 января)1, а также канон мертвен Октоиха (без ирмосов)2. По «Достойно» — кондак, глас 6-й: «Со святыми упокой...».
Примечание.Сначала поются каноны рядовых святых, а потом канон из Октоиха — это особенность субботы, когда молитвословия святого предшествуют молитвословиям дня3. Такой последовательности канонов придерживается В. Розанов в книге «Богослужебный Устав...» (с. 636 и далее). Этим пособием в вопросе распределения канонов на повечериях периода Постной Триоди руководствуются «Богослужебные указания». Однако существуют доводы и в пользу пения заупокойного канона первым (см.: Типикон, 9-я Маркова глава под 24 февраля; Н. Сырников «Ключ к Церковному Уставу», л. 65 об.).
Примечание. Если по отпусте вечерни служилась панихида, то канон усопшим рядового гласа на повечерии не поется, ввиду того, что он уже пропет на панихиде, а совершаются службы рядовых святых.
На утрене «Аллилуия», глас 8-й, с заупокойными стихами: 1-й — «Блаже́ни, яже избрал и приял еси, Господи»; 2-й — «Память их в род и род»; 3-й — «Ду́ши их во благи́х водворя́тся».
Тропарь, глас 8-й: «Глубиною мудрости...» (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен, глас тот же: «Тебе и стену...».
Кафизма 16-я. Малая ектения (обычная, не заупокойная). Седальны Октоиха, глас 1-й (три мученична — 2-й: «Яко до́брии воини...», 3-й: «Ранами святых...»; затем глаголем стих: «Мно́ги скорби праведным...» или стих: «Дивен Бог во святых Своих...» и 4-й мученичен: «Мученики Христовы...»; потом другой стих: «Блаже́ни, яже избрал...» и покоин гласа: «Смертную державу...»). «Слава, и ныне» — Богородичен по 2-м стихословии: «Едина крепкая...».
Кафизма 17-я, разделяемая на две статии4́. Через северные и южные врата священник с диаконом выходят на середину храма к тетрапо́ду (панихидному столу).
Примечание. В приходских храмах существует практика выхода на чтение 17-й кафизмы и на ектению по 6-й песни канона через царские врата.
Первая статия́ начинается пением: «Блажени непорочнии...».
Примечание. Обычно иерей (со свечой в руке) читает стихи псалма, а певцы тихо поют припев: «Благословен еси, Господи...». Диакон в это время непрерывно кадит тетрапод.
После 91-го стиха певцы поют 92-й и 93-й: «Яко аще бы не закон Твой поучение мое был, тогда у́бо погибл бых во смирении моем»; «Во век не забуду оправданий Твоих, яко в них оживил мя еси» (каждый стих по трижды).
Затем малая заупокойная ектения (с кадилом). По возглашении: «Господу помолимся», певцы тихо: «Господи, помилуй» (40), во время тайной молитвы иерея: «Боже духо́в и всякия плоти...».
По возгласе: «Яко Ты еси Воскресение...» правый лик начинает петь вторую статию: «Твой есмь аз...». Диакон (или иерей с диаконом) совершает малое каждение (тетрапод окрест, иконостас, священника, хор, народ, местные иконы иконостаса, тетрапод спереди, то есть с западной стороны, и священника).
Примечание. Иерей читает псаломские стихи, до 175-го стиха. Певцы припевают: «Спа́се, спаси мя».
Последние стихи: 175-й и 176-й — «Жива́ будет душа моя и восхва́лит Тя, и судьбы́ Твоя помогут мне»; «Заблуди́х, яко овча́ погибшее: взыщи раба Твоего, яко заповедей Твоих не забых» — положено петь по трижды, и тотчас — тропари по Непорочных, глас 5-й: «Святых лик обре́те...», во время которых священник с диаконом совершают полное каждение всего храма.
Затем малая заупокойная ектения (с кадилом). По возгласе седален, глас 5-й: «Покой, Спасе наш...». «Слава, и ныне» — Богородичен, глас тот же: «От Девы возсия́вый...». Священник с диаконом входят в алтарь. Читается 50-й псалом.
Каноны: храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и Триоди на 8.
Библейские песни «Господеви поем...».
Катавасия «Песнь возсле́м...».
Поется 2-я песнь канона, на 8 (ирмос дважды, тропари на 6, припев к тропарям: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих», к последним тропарям — «Слава» и «И ныне»). В конце этой песни катавасия — тот же ирмос.
По 3-й песни — малая ектения (обычная). Седален Триоди, глас 5-й. «Слава» — тот же седален, «И ныне» — Богородичен Триоди, глас тот же.
По 6-й песни, во время пения катавасии, через северные и южные врата священник с диаконом выходят к тетраподу. У тетрапода произносится малая заупокойная ектения с кадилом. Кондак, глас 6-й: «Со святыми упокой...», и икос, глас тот же. Диакон (или иерей с диаконом) во время пения кондака совершает малое каждение (окрест тетрапода, иконостас и предстоящих). После пения кондака священник с диаконом входят в алтарь.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» обычно не поется5. Малая ектения (обычная, не заупокойная). Светилен Триоди. «Слава» — ин светилен Триоди, «И ныне» — Богородичен Триоди.
«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы6.
На хвалитех стихиры Триоди, глас 8-й — 4. «Слава» — Триоди, глас 2-й: «Яко цвет увядает...», «И ныне» — Богородичен Триоди, глас тот же: «Радуйся, Марие Богородице...».
«Тебе слава подобает...» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет...». Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры Октоиха (покойны) рядового гласа (в данном случае 1-го). «Слава» — Триоди, глас 6-й: «Болезнь Адаму бысть...», «И ныне» — Богородичен Триоди, глас тот же: «Ты еси Бог наш...».
По Трисвятом — тропарь, глас 8-й: «Глубиною мудрости...». «Слава, и ныне» — Богородичен, глас тот же: «Тебе и стену...».
Ектения сугубая. Диакон: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен...». Певцы: «Утверди, Боже...». Читается 1-й час, и бывает отпуст.
На часах — тропарь и кондак заупокойные.
На Литургии блаженны Триоди, песнь 3-я (со ирмосом) и 6-я — 8.
По входе — тропарь: «Глубиною мудрости...». «Слава» — кондак: «Со святыми упокой...», «И ныне» — Богородичен: «Тебе и стену...».
Прокимен заупокойный, глас 6-й: «Ду́ши их во благих водворятся», со стихом: «К Тебе, Господи, воздвиго́х душу мою...».
Апостол — дня и за упокой.
Аллилуиарий: «Блажени, яже избрал...», со стихом: «И память их в род и род».
Евангелие — дня и за упокой.
Поется «Достойно есть».
Причастен «Блажени, яже избрал...».
1 См. В. Розанов «Богослужебный Устав...» (с. 636). О порядке пения служб на повечерии см. 14 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста.
2 Канон мертвен, или покоин, за усопших, берется из Октоиха с утрени субботы текущего гласа.
3 Однако в отношении литургийных чтений периода пения Триоди порядок иной — от Недели мытаря и фарисея и до Недели всех святых по субботам Апостол и Евангелие читаются так: сначала чтение дня, затем святого (см. Типикон, гл. 49, 5-е «зри»).
4 17-ю кафизму Устав предписывает петь на 5-й глас.
5 Пение «Достойно есть» допустимо, так как в аналогичной службе Троицкой родительской субботы «Достойно есть» указано в Цветной Триоди.
6 В аналогичной службе в Троицкую родительскую субботу Триодь указывает петь «Всякое дыхание...» перед хвалитными псалмами.