Богослужебные указания: [скрыть] Четверг 5-й седмицы. Прпп. Илариона Нового и Стефана чудотворца. Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах почивающего. Прп. Илариона Гдовского. Мч. Бояна, князя Болгарского. Литургия Преждеосвященных Даров. Вся служба по Триоди. Служба рядовых святых переносится на повечерие вторника (см. 27 марта; ср.: Типикон, гл. 49, «Неделя 4-я святых постов», «В туюжде Неделю вечера»).
Накануне в среду вечером совершается малоеповечерие без канонов и поклонов. Кондак Великого канона: «Душе моя, душе моя...».
Примечание. «Повечерие же глаголем малое в келлиях без поклонов. По Трисвятом кондак Андреева канона. Такожде и полунощницу» (Типикон, гл. 49, «В среду пятыя седмицы вечера»).
Полунощница безпоклонов.
Утреня. Примечание. «Клеплет в 4-й час нощи, и собравшимся нам в церковь, бывает начало от иерея, по обычаю, и глаголем: Царю Небесный: Трисвятое, и Отче наш:Господи, помилуй, 12. Слава, и ныне, Приидите, поклонимся, и прочия два псалма...» (Типикон, гл. 49-я, «В четверток пятыя недели святых постов»).
Иерей возглас: «Благословен Бог наш...». Чтец1: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный...», Трисвятое по «Отче наш...». Иерей: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся...» (трижды) и обычное двупсалмие.
Шестопсалмие. Великая ектения. «Аллилуия» и Троичны гласа. Стихословится 8-я кафизма. Малой ектении нет. Седальны Октоиха (из приложения Триоди), и читается первая половинаЖития прп. Марии Египетской2.
Чтец: «Житие преподобныя матере нашея Марии Египетския благослови, честный отче, прочести».
Иерей: «Еяже молитвами, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас».
Чтец: «Аминь». И читает житие.
(Если читает сам иерей, то он вначале глаголет: «Житие преподобныя матере нашея Марии Египетския. – Еяже молитвами, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас».)
По прочтении первой половины жития – «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – псалом 50-й.
Примечание. «Таже псалом 50-й. Песней не стихословим. И абие начинаем великий канон косно, и с сокрушенным сердцем и гласом, творение святаго Андрея Критскаго, Иеросолимскаго, глас 6-й. Ирмос: Помощник и покровитель: по дважды. Потом тропари, творяще на кийждо метания 3, и припевающе: Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Ведомо же буди: Егда един лик поет, тогда другий творит метания, благочиния ради» (Типикон, гл. 49, «В четверток пятыя недели святых постов»).
И тотчас3 Великий канон прп. Андрея Критского, с присовокуплением к каждой песни тропарей канона прп. Марии Египетской и по одному тропарю прп. Андрея Критского. В 4-й, 8-й и 9-й песнях – трипеснцы. Ирмосы Великого канона поются по дважды в начале песней, а по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – и на катавасию. Во 2-й и 3-й песнях – по два ирмоса (поются по единожды), на катавасию по 3-й песни поется второй ирмос. Ирмосы поются перед тропарями Великого канона, но не перед трипеснцами, с которых начинаются 4-я, 8-я и 9-я песни4.
Песни Священного Писания при пении канонов не стихословятся, но к тропарям Великого канона поется припев: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя», к тропарям канона прп. Марии Египетской: «Преподобная мати Марие, моли Бога о нас», к тропарям прп. Андрея Критского: «Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас». В заключение каждой песни – «Слава», «И ныне». К тропарям трипеснцев припев: «Святии апостоли, молите Бога о нас»; в конце их «Слава», «И ныне» не полагаются. Обычно читает тропари трипеснца чтец.
По 3-й песни и малой ектении – седален апостолов (Триоди), глас 8-й: «Светила богозрачная...», «Слава» – ин седален, глас тот же: «Апостольская двоенадесятице...», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Непостижимаго Бога...», и читаетсявторая половинаЖития прп. Марии Египетской.
По 6-й песни и малой ектении – кондак Триоди (Великого канона), глас 6-й: «Душе моя, душе моя...», и икос, глас тот же: «Христово врачевство...». После синаксария – блаженны Великого канона, глас 6-й5.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни и малой ектении – светилен гласа (см. Приложение Триоди). («Достойно есть» обычно не поется.)
«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. «Слава, и ныне», «Тебе слава подобает...», «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.
Ектения просительная: «Исполним утреннюю молитву...», и молитва главопреклонения.
Стихиры на стиховне Триоди, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Приими гласы раб Твоих...».
«Благо есть» (дважды)6. Трисвятое по «Отче наш». Иерей – возглас. Чтец: «Аминь». Тропарь: «В храме стояще...». «Господи, помилуй» (40). «Слава, и ныне» – «Честнейшую Херувим...». «Именем Господним...». Иерей перед царскими вратами: «Сый благословен...». Молитва: «Небесный Царю...». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина с тремя поклонами. Чтец: «Аминь», и тотчас без отпуста утрени читается 1-й час7.
1-й час читается без кафизмы. Тропарь 1-го часа: «Заутра услыши...» со стихами произносится чтецом в обычном порядке, но только без пения. По Трисвятом – кондак Триоди (Великого канона): «Душе моя, душе моя...». В конце – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Конечное Трисвятое и «Господи, помилуй» (12) не читаются. Непосредственно после поклонов священник произносит молитву: «Христе, Свете Истинный...». «Взбранной Воеводе...», отпуст великий и многолетны.
На 3-м часе – кафизма 9-я; на 6-м часе – кафизма 10-я; на 9-м часе – кафизма 11-я. На 6-м часе – тропарь пророчества (из Триоди), 1-й прокимен Триоди, чтение паримии Триоди, 2-й прокимен Триоди.
На всех часах – тропарь часа со стихами произносится чтецом в обычном порядке, но только без пения. Кондак Триоди (Великого канона): «Душе моя, душе моя...». Конечный возглас иерея – «Боже, ущедри ны...», молитва прп. Ефрема Сирина читается с тремя великими поклонами (а не с 16-ю).
На изобразительных – блаженны «поскору», без пения; по «Отче наш...» – кондак Триоди (Великого канона): «Душе моя, душе моя...». Изобразительны следует заканчивать следующим образом: после кондака – чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне» – «Честнейшую Херувим...». «Именем Господним...». Иерей: «Боже, ущедри ны...». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя поклонами). Чтец: «Аминь». Молитва: «Всесвятая Троице...». Иерей: «Премудрость». Певцы: «Достойно есть...» (до половины). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст: «Христос, Истинный Бог наш...». Певцы: «Господи, помилуй» (трижды). Многолетны, по традиции, не поются.
На вечерне, с которой начинается Литургия Преждеосвященных Даров, стихословится 12-я кафизма. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 28 февраля.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди, глас 8-й, глас 1-й и глас 6-й – 6 (первая стихира – дважды) и Минеи (с 29 марта, мчч. Марка епископа, Кирилла диакона и иных), глас 8-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Тя видящи, пригвождаема на Кресте...».
Вход с кадилом. Чтение паримий Триоди. По «Да исправится молитва моя...» и молитве прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами) – ектения: «Рцем вси...», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров.
Примечание. «В сий же четверток. Всю службу поем поскоро, труда ради бденнаго. Совершается же служба Преждеосвященных, в нейже приудостоившиися причащаются Святых Христовых Таинств. На трапезе же ядим елей и вино пием, труда ради бывшаго. Нецыи же уставы разрешати точию на вино попущают, на елей же не оставляют. Во Святыя же Горы Типице разсуждает: на святых мученик 40, на Предтечевы главы Обретение, в среду Крестопоклонную, на Великий канон и на Неседальное (т. е. Акафист Божией Матери в субботу 5-й седмицы. – Сост.) ясти два варения со елеем и испивати по две чаши вина» (Типикон, гл. 49, «В четверток 5-я недели святых постов. В сий же четверток»)8.Сноски: 1 «Иерей... входит во святый олтарь, и прием кадильницу, глаголет и молитву кадила. И став пред святою трапезою, кадит крестообразно, и возгласит: Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно, и во веки веков. И нам отвещавшим: Аминь. Таже учиненный чтец глаголет...» (Типикон, гл. 49, «Начало святаго и великаго поста», начало утрени).
2 Текст жития см.: Богослужебные указания на 1999 год. С. 193–204; Богослужебные указания на 2000 год. С. 194–203; Минея-Апрель. Ч. 1. С. 12–18. Если Житие читается по Минее, то первая половина Жития оканчивается словами «...да обрящу дерзновение в День Суда» (с. 14). С нового абзаца, со слов «Родилась я в Египте...» до конца, – вторая половина Жития.
3 Обычно молитва «Спаси, Боже, люди Твоя...» не произносится.
4 По мнению В. Розанова, ирмосы трипеснцев вычитываются. По мнению свт. Афанасия (Сахарова), в подобных случаях ирмосы вообще не читаются и не поются, а приводятся в Триоди полностью для того, чтобы служить в качестве подобнов для пения последующих тропарей трипеснцев, т. к. в древности тропари канонов пелись на глас и подобен ирмоса; поются ирмосы лишь в тех случаях, когда стихословятся библейские песни или когда на то есть особое указание Типикона.
5 Пение блаженн с тропарями является особенностью утрени четверга Великого канона и утрени Великой Пятницы (с чтением 12-ти Евангелий), а потому ни в коем случае не должно опускаться.
6 Поскольку служба, согласно Уставу, завершается «поскору», допустимо и однократное чтение «Благо есть» (см. следующую сноску).
7 В связи с отсутствием в Типиконе определенных указаний о завершении утрени четверга 5-й седмицы св. Четыредесятницы, окончание утрени в богослужебных справочниках излагается по-разному.%Например, прот. К. Никольский (см. его «Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви», с. 594) считает, что утреня заканчивается как обычная великопостная, поскольку Типикон не приводит каких-либо специальных указаний. «Богослужебные указания на 1953 год» (с. 87) предписывают заканчивать утреню, как прот. К. Никольский (т. е. с сохранением обычных 16 поклонов), но после «Отче наш...» вместо тропаря «В храме стояще...» – кондак «Душе моя...». «Настольная книга священнослужителя» (т. IV, с. 544) предлагает окончание утрени по образцу «Богослужебных указаний на 1953 год», но с сокращением количества поклонов с молитвой прп. Ефрема Сирина с 16 до 3. В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 545–546) предлагает заканчивать утреню с чтением «Благо есть» единожды и с заменой «Господи, помилуй» (40) на сугубую сокращенную ектению, при этом по «Благо есть...» сохранять обычный тропарь «В храме стояще...», а поклоны с молитвой прп. Ефрема Сирина вовсе отменять.%Разногласия об окончании утрени связаны с разным толкованием слов Устава о совершении служб четверга 5-й седмицы «поскору». Термин «поскору», использующийся Типиконом также при изложении богослужения Благовещения в будний день поста и богослужения полиелейного святого «во един от дней постных», касается:%а) сокращения количества поклонов с молитвой прп. Ефрема на утрене, часах и изобразительных с 16 до 3;%б) отмены везде конечного Трисвятого;%в) исполнения поемых текстов на часах и изобразительных «без пения».%В «Богослужебных указаниях» излагается окончание утрени четверга 5-й седмицы в соответствии с традицией, сложившейся в уставных заметках «Православного церковного календаря». Однако вышеприведенными вариантами завершения утрени также можно руководствоваться, поскольку они отражают традиционную литургическую практику.
8 В Триоди Постной (л. 317) указания о посте содержатся в следующей редакции: «На трапезе же ядим елей и вино пием, труда ради бденнаго. В Студитове же Уставе повелевает сухо ясти всю тую неделю, паче иных, яко дние плача суть, а не праздника: в сих бо убо пети должно есть и Аллилуиа. Во Святыя же Горы Типице разсуждает, на святых мученик 40, на Предтечевы главы Обретение, и в среду Крестопоклонную, и на Великий канон, и на Неседальное (т. е. Акафист Божией Матери в субботу 5-й седмицы. – Сост.), ясти два варения с елеем, и испивати по две чаши вина. Сия же назнаменовахом любви вашей от обоих, да произволяяй спастися, благоугоднейшее пред Богом избирает».