Вторник, 11 Декабря 2007 года (28 Ноября 2007 по ст.ст.)
Седмица 29-я по Пятидесятнице, Глас третий
Рождественский пост.
[.:] Прмч. и исп. Стефана Нового (767).
Мч. Иринарха и с ним святых семи жен (303).
Сщмч. митр. Серафима (Чичагова) (1937).
Свт. Феодора, архиеп. Ростовского (1394).
Мчч. Стефана, Василия, Григория, другого Григория, Иоанна и иных многих (VIII).
Мчч. Тимофея и Феодора, епп., Петра, Иоанна, Сергия, Феодора и Никифора, пресвитеров, Василия и Фомы, диаконов, Иерофея, Даниила, Харитона, Сократа, Комасия и Евсевия, монахов и Етимасия в Тибериополе.
Мч. Христоса в Константинополе (Греч.).
Богослужебные указания: [скрыть] Вторник. Прмч. Стефана Нового. Сщмч. митр. Серафима. Мч. Иринарха. Свт. Феодора, архиеп. Ростовского. Служба прмч. Стефана шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха (А). По благословению настоятеля, может совершаться славословная служба сщмч. Серафима (Чичагова) (Б)1.
А. На вечерне кафизма 6-я (которая не была прочитана на утрене понедельника).
Примечание. Если под понедельник (27 ноября) совершалось всенощное бдение, то кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» стихиры преподобномученика, глас 6-й — 6 (каждая стихира — дважды). «Слава» — преподобномученика, глас тот же: «От младе́нства Богу...», «И ныне» — Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Никто́же, притека́яй...».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 3-й. «Слава» — преподобномученика, глас 8-й: «Еже по о́бразу...», «И ныне» — Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Радуйся, вселенныя похвало́...».
По Трисвятом — тропарь преподобномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» — Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «К Богородице приле́жно...».
На утрене на «Бог Господь» — тропарь преподобномученика, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «К Богородице приле́жно...».
Кафизмы 7-я, 8-я и 9-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.
Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и преподобномученика на 6.
Библейские песни «Господеви поем...».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях — ирмосы канона Минеи.
По 3-й песни — кондак преподобномученика, глас 8-й; седален преподобномученика, глас 1-й. «Слава» — ин седален преподобномученика, глас тот же, «И ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни — кондак и икос преподобномученика, глас 3-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» — светилен преподобномученика, «И ныне» — Богородичен Минеи.
«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 3-й. «Слава, и ныне» — Богородичен Октоиха, глас тот же: «Без семене...».
По Трисвятом — тропарь преподобномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» — Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Тя величаем, Богородице, вопиюще: Ты еси купина́...».
На часах — тропарь преподобномученика. Кондаки преподобномученика читаются попеременно.
На Литургии блаженны Октоиха — 4 и преподобномученика, песнь 3-я — 4.
По входе — тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы — тропарь храма, тропарь дня, тропарь преподобномученика; кондак дня, кондак преподобномученика, ин кондак преподобномученика. «Слава» — «Со святыми упокой...», «И ныне» — кондак храма.
В храме святого — тропарь дня, тропарь храма, тропарь преподобномученика; кондак дня, кондак храма, кондак преподобномученика, ин кондак преподобномученика. «Слава» — «Со святыми упокой...», «И ныне» — «Предстательство христиан...».
Прокимен, аллилуиарий и причастен2 — дня и преподобномученика.
Апостол и Евангелие — дня и преподобномученика.
Примечание. Если под понедельник (27 ноября) совершалось всенощное бдение, то Апостол и Евангелие — понедельника, дня (под зачало) и преподобномученика.
Б.На вечерне кафизма 6-я (которая не была прочитана на утрене понедельника).
Примечание. Если под понедельник (27 ноября) совершалось всенощное бдение, то кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» стихиры священномученика, глас 1-й — 6 (каждая стихира — дважды). «Слава» — священномученика, глас тот же: «Це́ркве Росси́йския...», «И ныне» — догматик, глас тот же: «Всеми́рную сла́ву...».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры священномученика, глас 6-й (с припевами своими). «Слава» — священномученика, глас 4-й: «Ангели страда́нием...», «И ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же: «При́зри на моле́ния...».
По Трисвятом — тропарь священномученика, глас 5-й. «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Радуйся, две́ре Господня...».
На утрене на «Бог Господь» — тропарь священномученика, глас 5-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Радуйся, две́ре Господня...».
Кафизмы 7-я, 8-я и 9-я.
Примечание. При славословной службе (с пением Октоиха) стихословие третьей рядовой кафизмы на утрене не отменяется. По 1-м и 2-м стихословии — малые ектении и седальны священномученика (по дважды); по 3-м стихословии — малой ектении нет3, седальны Октоиха.
Псалом 50-й.
Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и священномученика на 6.
Библейские песни «Господеви поем...» (см. Типикон, 23 сентября, 1-е «зри»).
Катавасия «Христос раждается...».
По 3-й песни — седален священномученика, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни — кондак священномученика, глас 6-й4.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен священномученика (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи.
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры священномученика, глас 4-й — 4 (первая стихира — дважды). «Слава» — священномученика, глас 8-й: «О пресла́внаго чудесе́...», «И ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же: «О пресла́внаго чудесе́...».
Великое славословие. По Трисвятом — тропарь священномученика, глас 5-й. «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Радуйся, две́ре Господня...».
На часах — тропарь и кондак священномученика.
На Литургии блаженны священномученика, песнь 3-я — 4 (со ирмосом) и песнь 6-я — 4.
По входе — тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы — тропарь храма, тропарь священномученика. «Слава» — кондак священномученика, «И ныне» — кондак храма.
В храме святого — тропарь храма, тропарь священномученика; кондак храма. «Слава» — кондак священномученика, «И ныне» — «Предстательство христиан...».
Прокимен, аллилуиарий и причастен5 — дня и священномученика.
Апостол и Евангелие — дня и священномученика.
Примечание. Если под понедельник (27 ноября) совершалось всенощное бдение, то Апостол и Евангелие — понедельника, дня (под зачало) и священномученика.
1 Службу сщмч. Серафима можно совершать по Минее дополнительной (М., 2005), по разделу «Служба общая священномученику Российскому XX века единому, архиерею или иерею» (С. 368—379). Тропарь и кондак сщмч. Серафима см. на с. 125.
2 Причастны дня и преподобномученика совпадают.
3 «По конце кафизмы, Аллилуиа, яко обычай. Господи, помилуй, трижды, и Слава, и ныне, [вместо малой ектении. — Сост.] глаголет сам стихословля́яй» (Типикон, гл. 9-я).
4 Икос (глас 2-й) см. в общей службе в Минее дополнительной.
5 Причастны дня и священномученика совпадают.