Богослужебные указания: [скрыть] Неделя мясопустная, о Страшном Суде. Глас 2-й. Собор новомучеников и исповедников Российских1. Сщмч. Игнатия Богоносца. Свтт. Герасима, Питирима и Ионы, епископов Великопермских.
Прп. Лаврентия, епископа Туровского, в Ближних пещерах. Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди и бденной службой Собора новомучеников и исповедников Российских (по 1-й Марковой главе Типикона под 30 января «...аще случится Триех святителей... в Неделю мытаре́ву, или блуднаго, или мясопустную»).
На великой вечерне «Блажен муж» — кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 2-й — 3, Триоди, глас 6-й — 4, и новомучеников, глас 5-й и глас 6-й — 4 (на ряду 6 стихир, две последние опускаются). «Слава» — Триоди, глас 8-й: «Егда поставятся...», «И ныне» — догматик, глас 2-й: «Прейде сень законная...».
Вход. Прокимен дня. Паримии новомучеников — 32.
На литии стихира храма и стихиры Триоди, глас 6-й и глас 8-й (без припевов, см. на хвалитех). «Слава» — новомучеников, глас 8-й: «Прииди́те, мучениколюбцы...», «И ныне» — Триоди, глас 7-й: «Господни разуме́вше заповеди...».
На стиховне стихиры воскресные, глас 2-й. «Слава» — новомучеников, глас тот же: «Новый до́ме Евфра́фов...», «И ныне» — Триоди, глас 8-й: «Увы мне, мрачная душе́...»3.
По Трисвятом — «Богородице Дево...» (дважды) и тропарь новомучеников, глас 4-й (единожды).
На утрене на «Бог Господь» — тропарь воскресный, глас 2-й (дважды). «Слава» — тропарь новомучеников, глас 4-й, «И ныне» — Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от века...».
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные4.
Полиелей. К двум полиелейным псалмам присоединяется псалом 136-й: «На река́х Вавилонских...». Величание новомучеников и избранный псалом. «Ангельский собор...». Ипакои гласа. Седален новомучеников по 1-м стихословии, глас 4-й: «Новомученицы Российстии...», ин седален новомучеников по 2-м стихословии, глас тот же: «Иже в земли...». «Слава» — полиелейный седален новомучеников, глас 6-й: «Мужайся, Христова Церковь...», «И ныне» — Богородичен, глас 8-й: «Яко Деву и Едину в жена́х...» (см. в Минее общей службу мучеников). Степенны и прокимен — гласа. Евангелие воскресное 2-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» — Триоди, глас 8-й: «Покаяния отверзи ми двери...», «И ныне» — Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасения стези́...». Глас 6-й: «Помилуй мя, Боже...» и стихира Триоди, глас тот же: «Множества содеянных...».
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Триоди на 6 и новомучеников на 4.
Библейские песни «Поем Господеви...».
Катавасия Триоди: «Помощник и Покровитель...».
По 3-й песни — кондак новомучеников, глас 3-й; седален новомучеников, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» — Триоди, глас 6-й: «Помышляю день страшный...».
По 6-й песни — кондак и икос Триоди, глас 1-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни — «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 2-й. «Слава» — светилен новомучеников, «И ныне» — светилен Триоди: «Страшный день суда...».
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры воскресные, глас 2-й — 4, и новомучеников, глас 8-й и глас 6-й — 4 (со славником и припевами своими; припевы см. на стиховне вечера); стих: «Воскресни́, Господи Боже мой...» и стихира Триоди, глас 1-й: «Предочи́стим себе, братие...». «Слава» — та же стихира, «И ныне» — «Преблагословенна еси...».
Великое славословие. По Трисвятом — тропарь воскресный: «Воскрес из гроба...».
Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» — стихира евангельская 2-я.
На часах — тропарь воскресный. «Слава» — тропарь новомучеников. Кондаки воскресный, Триоди и новомучеников читаются попеременно.
На Литургии блаженны гласа — 4, Триоди, песнь 3-я — 4, и новомучеников, песнь 6-я — 4.
По входе — тропари и кондаки:
В храме Господском и святого — тропарь воскресный, тропарь новомучеников; кондак воскресный. «Слава» — кондак новомучеников, «И ныне» — кондак Триоди.
В храме Богородицы — тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь новомучеников; кондак воскресный, кондак Триоди. «Слава» — кондак новомучеников, «И ныне» — кондак храма.
Прокимен — Недели мясопустной, и новомучеников, глас 7-й: «Бог нам Прибежище и Сила»5.
Аллилуиарий — Недели мясопустной, и новомучеников, глас 4-й: «Воззваша праведнии, и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их» (аллилуиарий мучеников общий; см. служебный Апостол).
Апостол и Евангелие — Недели мясопустной и новомучеников.
Причастен — воскресный: «Хвалите Господа...», и новомучеников: «Радуйтеся...»6.
Примечание.Начиная с понедельника и до Пасхи мясо в пищу не употребляется.
1 Согласно определению Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 года, службы новопрославленных новомучеников и исповедников Российских в дни их памяти по месяцеслову должны совершаться по службам, составленным в честь их и одобренным к церковному употреблению священноначалием Русской Православной Церкви. При отсутствии таковых служб служение отправляется по Минее общей сообразно с ликом (чином) данного святого. При этом, по изволению настоятеля, службы новых святых могут как соединяться (с применением надлежащих уставных предписаний) с остальными службами дня, так и совершаться в данный день отдельно (в таком случае другие службы дня поются в ин день, по указанию настоятеля, или совершаются на повечерии этого же дня; порядок пения канонов и стихир на повечерии см. 14 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста).
2 По традиции, новозаветные паримии читаются при открытых царских вратах.
3 Существует практика петь стихиры «Земле Русская...», «Церковь Русская...», «Соборе святых русских...», «Новый доме Евфрафов...» как одну стихиру (подряд, без стихов) на «Славу».
4 Если у святого, память которого пришлась на воскресный день, есть свой тропарь — на утрене на «Бог Господь» тропари поются обычным порядком, и на «И ныне» поется Богородичен воскресный по гласу тропаря святого; при этом Богородичен текущего гласа не поется на «Бог Господь» на «И ныне», а переносится на «Слава, и ныне» по 1-м стихословии, рядовой же Богородичен по 1-м стихословии в этом случае опускается. Однако если глас тропаря святого совпадет с гласом Недели, то Богородичен текущего гласа и Богородичен рядовой по 1-м стихословии остаются на своих местах (см. Типикон, гл. 52, «В Неделю на утрени, на “Бог Господь”»). В данном случае по первом стихословии на «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный 2-го гласа: «Вся паче смысла...».
5 См.: Минея-Январь. Ч. 2. М., 2002. С. 621.
6 В этот день совершается панихида по всем усопшим, в годину гонений за веру Христову пострадавшим (согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 января 1991 года на основании решения Поместного Собора 1917—1918 гг.).