Богослужебные указания: [скрыть] Вторник 4-й седмицы по Пасхе. Девяти мучеников Кизических. Прп. Мемнона чудотворца. Свт. Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского (с 30 апреля). Свт. Василия Острожского. Служба мучеников и преподобного не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Триоди (А).
По благословению настоятеля, на этот день может быть перенесена полиелейная служба[93] свт. Игнатия Брянчанинова (с 30 апреля) (Б).
А. На вечерне кафизма 6-я.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: мучеников, глас 8-й – 3, и преподобного, глас тот же – 3. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 5-й: «Взыде Иисус во Иерусалим…».
Примечание. При службе двух святых, у каждого из которых есть свои стихиры на «Господи, воззвах», поются стихиры святых на 6. «Слава» – святого (если есть), «И ныне» – праздника. Стихиры праздника Триоди, указанные на «Господи, воззвах», поются на стиховне. Стихиры на стиховне, помещенные в Триоди (и принадлежащие системе Октоиха), не поются.
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 1-й (см. на «Господи, воззвах»; первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «В притворе Соломонове…» (см. в стихирах на стиховне).
По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 3-й: «Да веселятся небесная…». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Тя, ходатайствовавшую…».
Примечание. Типикон умалчивает о тропаре мучеников, глас 8-й. В Минее синодального периода (см.: Минея-Апрель. Киев, 1893. Л. 139) этот тропарь также отсутствует.
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 3-й: «Да веселятся небесная…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Тя, ходатайствовавшую…».
Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). Псалом 50-й.
Каноны: праздника Триоди, глас 3-й: «Дивно, славно творяй чудеса…» (см. в Неделю о расслабленном), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), мучеников на 4 и преподобного на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (преподобного).
По 3-й песни – кондак мучеников, глас 2-й; седален мучеников, глас 1-й. «Слава» – седален преподобного, глас 8-й, «И ныне» – седален праздника Триоди, глас 3-й: «Глагол разслабленнаго…» (см. в Неделю о расслабленном).
По 6-й песни – кондак и икос праздника Триоди, глас 3-й (см. в Неделю о расслабленном).
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника Триоди: «Предста Человеколюбец…». «Слава, и ныне» – тот же светилен (см. в Неделю о расслабленном).
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры Триоди, глас 3-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Господи, разслабленнаго не купель исцели…».
«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 3-й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 5-й: «При овчей купели…».
По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 3-й: «Да веселятся небесная…». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Тя, ходатайствовавшую…».
На часах – тропарь воскресный. Кондак только праздника Триоди.
На Литургии блаженны от канона праздника Триоди (о расслабленном), песнь 9-я – 6 (со ирмосом).
По входе – тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы или храма святого; кондак храма святого. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – кондак праздника Триоди.
Прокимен и аллилуиарий – праздника Триоди (см. на Литургии в Неделю о расслабленном).
Апостол и Евангелие – дня.
Задостойник Пасхи.
Причастен Пасхи: «Тело Христово приимите...».
Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Триоди, глас 1-й – 3 (первая стихира – дважды), и святителя, глас 5-й – 5 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 4-й: «К правде вечней...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 5-й: «Взыде Иисус во Иерусалим...».
Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3.
На стиховне стихиры святителя, глас 6-й (со своими припевами)[94]. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «В притворе Соломонове…» (см. в стихирах на стиховне).
По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 3-й: «Да веселятся небесная…». «Слава» – тропарь святителя, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ради…».
Примечание. «Богослужебные указания на 1957 год» (с. 172) и «Богослужебные указания на 1958 год» (с. 143–144) приводят следующий порядок пения тропарей по «Ныне отпущаеши» и в конец утрени при полиелейном святом: тропарь воскресный (петый в предшествующее воскресенье), «Слава» – тропарь святого, «И ныне» – Богородичен воскресный, по гласу «Славы». Это вполне согласуется с Типиконом (гл. 50-я, «В понедельник 2-я седмицы Антипасхи...», «Подобает ведати, како поется от Недели Фомины...»). Однако В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 699, 715) указывает следующий порядок: тропарь святого. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, по гласу тропаря.
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 3-й: «Да веселятся небесная…» (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ради…».
Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении.
По 1-м стихословии – седален святителя, глас 2-й: «Молитвами и скорбьми…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 3-й: «Разслабление обретоша…» (см. в седальнах по 2-м стихословии)[95].
По 2-м стихословии – седален святителя, глас 8-й: «Рекл еси, отче…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 3-й: «Разслабление обретоша…» (см. в седальнах по 2-м стихословии).
Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 5-й: «Преподобне отче…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 3-й: «Разслабление обретоша…» (см. по 2-м стихословии). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен и Евангелие – святителя (см. в Минее общей). «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя…». Стихира святителя, глас 6-й: «Познал еси тайну…».
Каноны: праздника Триоди, глас 3-й: «Дивно, славно творяй чудеса…» (см. в Неделю о расслабленном), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), и святителя на 8.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия Пасхи: «Воскресения день…».
По 3-й песни – кондак и икос праздника Триоди, глас 3-й (см. в Неделю о расслабленном); седален святителя, глас тот же (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же: «Глагол разслабленнаго…» (см. в Неделю о расслабленном).
По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 8-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника Триоди: «Предста Человеколюбец…» (см. в Неделю о расслабленном).
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 6: праздника Триоди, глас 3-й – 3 (см. на стиховне утрени)[96], и святителя, глас 8-й – 3. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «Господи, разслабленнаго не купель исцели…» (см. на хвалитех).
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 3-й: «Да веселятся небесная…». «Слава» – тропарь святителя, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ради…».
На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь святителя. Кондаки праздника Триоди и святителя читаются попеременно.
На Литургии блаженны от канона праздника Триоди (о расслабленном), песнь 9-я – 4 (со ирмосом), и святителя, песнь 3-я (или 6-я)[97] – 4.
По входе – тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь святителя; кондак храма святого. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника Триоди.
Прокимен и аллилуиарий – праздника Триоди (см. в Неделю о расслабленном) и святителя (общие).
Апостол и Евангелие – дня и святителя (общие).
Задостойник Пасхи.
Причастен Пасхи: «Тело Христово приимите...», и святителя (общий).
[93] См.: Минея-Апрель. Ч. 2. М., 2002. С. 381–393.
[94] Стиховные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае вовсе не поются.
[95] Седальны Триоди по 1-м стихословии, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.
[96] Хвалитные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.
[97] Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 719.