Собезначальное Слово Отцу и Духови, / от Девы рождшееся на спасение наше, / воспоим, вернии, и поклонимся, / яко благоволи плотию взыти на крест, / и смерть претерпети, / и воскресити умершия / славным воскресением Своим.
Богородичен, глас тойже.
Радуйся, двере Господня непроходимая./ Радуйся, стено и покрове притекающих к Тебе./ Радуйся, необуреваемое пристанище и неискусобрачная,/ рождшая плотию Творца Твоего и Бога, / молящи не оскудевай о воспевающих,/ и кланяющихся Рождеству Твоему.
Кондак, глас тойже.
Ко аду, Спасе мой, сошел еси,/ и врата сокрушивый яко Всесилен,/ умерших яко Создатель совоскресил еси,/ и смерти жало сокрушил еси,/ и Адам от клятвы избавлен бысть,/ Человеколюбче, темже вси зовем:/ спаси нас, Господи.
Положение честного пояса Пресвятой Богородицы. Тропарь, глас 8.
Богородице Приснодево, человеков покрове, / ризу и пояс пречистаго Твоего телесе, / державное граду Твоему обложение даровала еси, / безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи, / о Тебе бо и естество обновляется и время. / Темже молим Тя мир граду Твоему даровати / и душам нашим велию милость.
Богослужебные указания: [скрыть] Неделя 14-я по Пятидесятнице. Глас 5-й. Положение честного пояса Пресвятой Богородицы. Славословная служба Положения честного пояса Пресвятой Богородицы совершается вместе с воскресной службой Октоиха.
На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 5-й – 6, и Богородицы, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – Богородицы, глас 2-й: «Яко венцем пресветлым…», «И ныне» – догматик, глас 5-й: «В Чермнем мори…».
Вход. Прокимен дня.
На литии стихира храма и стихиры Богородицы, глас 4-й: «Подала еси...», «Честным венцем...» (см. первые две стихиры на стиховне вечера, без припевов). «Слава, и ныне» – Богородицы, глас тот же: «Препояши силою...» (см. третью стихиру на стиховне вечера).
На стиховне стихиры воскресные, глас 5-й. «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 2-й: «Смысл очистивше и ум...».
По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й (дважды). «Слава, и ныне» – тропарь Богородицы, глас 8-й.
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные[48].
Непорочны. «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 3-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2 и Богородицы (Минеи) оба канона (пояса) на 8.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Крест начертав…».
По 3-й песни – кондак и икос Богородицы, глас 4-й, ин кондак Богородицы, глас 2-й; седален Богородицы, глас 4-й. «Слава, и ныне» – ин седален Богородицы, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 5-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 3-й. «Слава, и ныне» – светилен Богородицы.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 5-й – 4, и Богородицы, глас 4-й и глас 2-й – 4 (со славником и припевами своими; припевы см. на стиховне вечера). «Слава» – стихира евангельская 3-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».
На 1-м и 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Богородицы. Кондак Богородицы.
Примечание. Кондаки Богородицы читаются на 1-м и 6-м часе попеременно.
На 3-м и 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Богородицы. Кондак воскресный.
На Литургии блаженны гласа – 6 и Богородицы, песнь 3-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь воскресный, тропарь Богородицы (пояса); кондак воскресный. «Слава» – кондак Богородицы (пояса), «И ныне» – ин кондак Богородицы (пояса).
В храме святого – тропарь воскресный, тропарь Богородицы (пояса), тропарь храма; кондак воскресный, кондак Богородицы (пояса). «Слава» – кондак храма, «И ныне» – ин кондак Богородицы (пояса).
Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и Богородицы (пояса).
Апостол и Евангелие – дня и Богородицы (пояса).
СНОСКИ
[48] По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 5-го гласа: «Радуйся, двере Господня…».