Воскресенье, 14 Января 2007 года (1 Января 2007 по ст.ст.)
Неделя 31-я по Пятидесятнице, Глас шестый
Святки, поста нет.Неделя по Рождестве Христовом и пред Богоявлением.
(+)Обрезание Господне.
Свт. Василия Великого, архиеп. Кесарии Каппадокийской (379).
Мч. Василия Анкирского (ок. 362).
Свт. Григория, еп. Назианзинского, отца свт. Григория Богослова.
Св. Емилии, матери свт. Василия Великого (IV).
Новосвщмч. Платона, еп. Ревельского и иже с ним: пресвитеров Михаила (Блейве) и Николая (Бежаницкого) (1919).
Мч. Феодота.
Прп. Феодосия Тригнийского, игумена.
Свт. Фульгенция, еп. Руснийского (Сев.Афр.).
Новомч. Петра Пелопонесского (Греч.).
Ангельския силы на гробе Твоем / и стрегущии омертвеша, / и стояше Мария во гробе, / ищущи Пречистаго Тела Твоего. / Пленил еси ад, не искусйвся от него; / сретил есй Деву, даруяй живот. / Воскресый из мертвых. Господи, слава Тебе.
Богородичен, глас тойже.
Благословенную нарекий Твою Матерь,/ пришел еси на страсть вольным хотением,/ возсияв на Кресте, взыскати хотя Адама,/ глаголя Ангелом:/ срадуйтеся Мне, яко обретеся погибшая драхма./ Вся мудре устроивый, Боже наш, слава Тебе.
Кондак, глас тойже.
Живоначальною дланию/ умершия от мрачных удолий/ Жизнодавец воскресив всех Христос Бог,/ воскресение подаде человеческому роду:/ есть бо всех Спаситель,/ воскресение и живот, и Бог всех.
Обрезание Господне. Тропарь, глас 1.
На Престоле огнезрачнем / в Вышних седяй со Отцем Безначальным и Божественным Твоим Духом. благоволил сей родитися на земли, от Отроковицы Неискусомужныя, Твоея Матере, Иисусе, / сего ради и обрезан был еси, яко Человек осмодневный. / Слава всеблагому Твоему совету, / слава смотрению Твоему, / слава снизхождению Твоему, Едине Человеколюбче.
Кондак, глас 3.
Всех Господь обрезание терпит/ и человеческая прегрешения яко Благ обрезует,/ дает спасение днесь миру,/ радуется же в вышних и Создателев иерарх / и светоносный, Божественный таинник Христов Василий.
Свт. Василия Великого, архиеп. Кесарии Каппадокийской. Тропарь, глас 1.
Во всю землю изыде вещание твое, / яко приемшую слово твое, / имже боголепно научил еси, / естество сущих уяснил еси, / человеческия обычаи украсил еси, / царское священие отче преподобне, / моли Христа Бога / спастися душам нашим.
Богослужебные указания: [скрыть] Неделя 31-я по Пятидесятнице, пред Богоявлением. Глас 6-й. Обре́зание Господне. Свт. Василия Великого, архиеп. Кесари́и Каппадоки́йской. Примечание. В Типиконе сказано: «А́ще случи́тся Обре́зание Госпо́дне и свята́го Васи́лия Вели́каго в Неде́лю, твори́м бде́ние» (см. Типикон, 1 января, 1-я Маркова глава). Вся служба показана в Минее и Типиконе. По Уставу, положено совершать перед всенощным бдением 9-й час и малую вечерню.
9-й час — по обычаю1 (на нем тропарь и кондак Рождества Христова — завершение дня отдания Рождества).
На малой вечерне2 открытия завесы царских врат не полагается. По Типикону, малую вечерню совершает один священник без диакона.
Иерей (перед царскими вратами): «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь». «Приидите, поклони́мся...» (трижды) и читает предначинательный псалом (103-й): «Благослови, душе́ моя, Господа...» (светильничные молитвы иереем не читаются), по окончании: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне». И сразу же поется «Господи, воззвах». (Великая ектения́ не произносится, кафизмы и малой ектении после нее не бывает. Каждение на «Господи, воззвах» не совершается.)
На «Господи, воззвах» стихиры воскресные, глас 6-й — 4 (первая стихира — дважды). «Слава» — святителя, глас 2-й: «Сущих извы́к естество...», «И ныне» — праздника (по выбору).
Входа нет. Чтец читает: «Свете Тихий». Иерей: «Вонмем». «Премудрость» и прокимен дня3. По окончании пения прокимна читается: «Сподоби, Господи», затем сразу без ектении поются стихиры на стиховне.
На стиховне стихира воскресная, глас 6-й: «Воскресение Твое, Христе Спа́се...», и стихиры святителя, глас 1-й и глас 2-й, со своими припевами (см. на стиховне великой вечерни). «Слава» — святителя, глас 6-й: «Излия́ся благодать...» (см. на литии), «И ныне» — праздника, глас 8-й: «Не устыде́ся Всеблагий Бог...»4 (см. на стиховне великой вечерни).
По Трисвятом — тропарь воскресный, глас 6-й. «Слава» — тропарь святителя, глас 1-й, «И ныне» — тропарь праздника, глас тот же.
По окончании пения тропарей иерей перед царскими вратами произносит малую сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже...» (четыре прошения). Возгла́с: «Яко Милостив и Человеколюбец...». Хор: «Аминь». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит малый отпу́ст, после чего хор поет многолетны.
На великой вечерне «Блажен муж» — кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 6-й — 3, праздника, глас 8-й — 3 (первая стихира — дважды), и святителя, глас 4-й — 4 (первая стихира — дважды). «Слава» — святителя, глас 8-й: «Премудрости рачи́тель быв...», «И ныне» — догматик, глас 6-й: «Кто Тебе́ не ублажи́т...».
Вход. Прокимен дня. Парими́и — 3. Сугубая ектения5. «Сподоби, Господи». Просительная ектения и молитва главопреклонения6.
На лити́и7 стихира храма и стихиры святителя, глас 3-й. «Слава» — святителя, глас 6-й: «Излия́ся благодать...», «И ныне» — праздника, глас 8-й: «Сходя́й Спас...».
На стиховне стихиры воскресные, глас 6-й. «Слава» — святителя, глас тот же: «Благодать чудес...», «И ныне» — праздника, глас 8-й: «Не устыде́ся Всеблагий Бог...».
По Трисвятом — тропарь святителя, глас 1-й (дважды), и «Богородице Дево...» (единожды).
Благословение хле́бов, пшеницы, вина и елея8.
Окончание великой вечерни на бдении по обычаю9.
На утрене на «Бог Господь» — тропарь воскресный, глас 6-й (дважды). «Слава» — тропарь святителя, глас 1-й, «И ныне» — тропарь праздника, глас тот же.
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные10.
Полиелей11. По Типикону, величание только святителя: «Величаем тя, святителю отче Василие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего». Величание поется с избра́нными стихами из псалмов Давидовых, поют попеременно оба хора (эти псалмы помещены в Следованной Псалтири и в Ирмологии)12. «Ангельский собор». Ипакои́ гласа. Седальны святителя по 1-м и 2-м стихословии (все по единожды), глас 5-й: «Яко царское украшение...», глас 1-й: «Василие премудре...», глас 8-й: «Неизреченныя премудрости...», глас 3-й: «Всю напоил еси вселенную...», и седален святителя по полиелее, глас 8-й: «Силою словес Божественных...». «Слава» — ин седален святителя по полиелее, глас тот же: «Благодать словес твоих...», «И ныне» — седален праздника, по выбору (см. по 1-м или 2-м стихословии). Степенны и прокимен — гласа. Евангелие воскресное 9-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» — «Молитвами апостолов...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...».
Каноны13: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), праздника на 4, и святителя на 614.
Примечание. Одно из основных требований Церковного Устава в отношении тропарей канона, как и в отношении стихир и других песнопений, состоит в том, что, если в службе песнопений меньше, чем на сколько их должно исполнить, то нельзя, пропев или прочитав все по одному разу, начать снова с первого весь ряд их и так повторять, пока не завершится назначенное Уставом число, но следует заранее рассчитать, сколько раз каждое песнопение должно быть повторено, и только пропев или прочитав каждое песнопение положенное число раз, переходить к следующему. Песнопение, исполненное соответствующее число раз, не может быть более повторяемо в том же ряду, если не будет на это нарочитых указаний Устава. Таким образом, если, например, при четырех песнопениях их нужно исполнить на 6, то нельзя сначала исполнить все песнопения по одному разу, а потом снова повторить еще раз первое и за ним второе, но должно сначала первое песнопение исполнить дважды, потом также дважды второе песнопение и затем по одному разу третье и четвертое (см. примечание свт. Афанасия (Сахарова) в Минее-Март, ч. 2, с. 215).
Библейские песни «Поем Го́сподеви...»15.
Катавасия — ирмосы канонов праздника Богоявления: «Глубины́ открыл есть дно...» и «Ше́ствует морскую...».
По 3-й песни — кондак праздника, глас 3-й, седален святителя, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» — седален праздника, глас 4-й: «Яко Сый бездна...».
По 6-й песни — кондак и икос святителя, глас 4-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни — «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 9-й. «Слава» — светилен святителя, «И ныне» — светилен праздника.
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы16.
На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 6-й — 4, и святителя, глас 5-й и глас 6-й — 4 (со славником и припевами своими, см. на стиховне вечера; пение стихир святителя начинать нужно со стихиры «Внутрь Небеснаго храма...»). «Слава» — стихира евангельская 9-я, «И ныне» — «Преблагословенна еси...».
Великое славословие17. По Трисвятом — тропарь воскресный: «Воскрес из гроба...».
Отпуст: «Воскресы́й из мертвых Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския, егоже и память ныне совершаем, и всех святых...» (святой храма и местные святые не поминаются).
На часах — тропарь воскресный. «Слава» — тропари праздника и святителя читаются попеременно. Кондаки праздника и святителя читаются попеременно18.
Литургия 1 января — свт. Василия Великого.
На Литургииблаженны гласа — 4, праздника, песнь 3-я — 4, и святителя, песнь 6-я — 4.
По входе — тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь святителя. «Слава» — кондак святителя, «И ныне» — кондак праздника.
Прокимен Недели пред Богоявлением, глас 6-й: «Спаси, Господи, люди Твоя...»; стих: «К Тебе, Господи...», и святителя, глас 1-й: «Уста моя возглаголют...».
Апостол и Евангелие — Недели пред Богоявлением, праздника и святителя19.
Аллилуиа́рий — Недели пред Богоявлением (глас 8-й, стих: «Боже, уще́дри ны...»), и праздника (глас тот же, стих: «Пасы́й Израиля...»).
Примечание. При пении Символа веры желательно разбивать текст на музыкальные колена в соответствии с членами Символа веры. Предпочтительнее петь так: «Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. / И воскресшаго в третий день по Писанием».
Вместо «Достойно есть» — «О Тебе радуется».
Причастен — «Хвалите Господа...» и «В память вечную...».
Отпуст см. выше, на утрене.
1 Далее на ряду о 9-м часе не упоминается, но по Уставу он неопустительно совершается перед вечерней или, когда положено, перед изобразительными.
2 Далее на ряду о малой вечерне не упоминается, но по Уставу она неопустительно совершается перед всенощным бдением, которое начинается великой вечерней.
3 Прокимен субботы вечера «Господь воцари́ся...» на малой вечерне произносится не с тремя стихами (как на великой вечерне), а с одним стихом: «Облече́ся Господь в силу и препоя́сася» (см. Типикон, 1 гл.).
4 В Типиконе эта стихира имеет другую редакцию — «Не устыде́ся Преблаги́й Бог...».
5 На великой вечерне сугубая ектения начинается с прошения «Рцем вси...» и произносится перед «Сподоби, Господи...» (после паримий или после прокимна). Если же вечерня вседневная, то сугубая ектения начинается с прошения «Помилуй нас, Боже...» и произносится в конце вечерни после пения тропарей.
6 Молитва главопреклонения на вечерне и утрене всегда следует за просительной ектенией, поэтому в дальнейшем после ектении она не указывается.
7 Церковный Устав не знает бдений без литии. Лития совершается при закрытых царских вратах в притворе храма. Вначале поется стихира храма, одна из самогласных по указанию настоятеля — из числа вечерних литийных стихир храмового святого (как правило, первая), либо та, которая поется по 50-м псалме на полиелейной утрене. В том случае, если храмовый святой не имеет указанных песнопений (например, шестеричная служба), может быть пропета стихира с «Господи, воззвах» или из другого цикла стихир. Если храм Господский или Богородичный, то найти означенные песнопения не составит труда, так как любой из двунадесятых праздников, равно как и праздник в честь великого святого, имеет литийные стихиры, а на утрене стихиру по 50-м псалме. В том случае, если служба совершается не в главном приделе (по которому храм получил свое название), а в боковом, петь нужно стихиру того праздника или святого, в честь которого освящен придел, где совершается всенощное бдение, а затем и Литургия. В соответствии с указаниями Типикона, после стихиры храма могут исполняться и другие песнопения, которые иногда даже могут заменять собой храмовую стихиру.
8 «Благослове́нныя же и́мут хле́бы дарова́ния разли́чна: ре́кше (то есть. — Сост.), уставля́ют огне́вицу пию́щим с водо́ю, и тряса́вицу отго́нят, и всяк неду́г, и вся́ку боле́знь исцелева́ют: к сим же и мы́ши от жит отго́нят и и́на па́костящая прогоня́ют» (Типикон, гл. 2, 2-е «зри»).
9 На всено́щном бдении, после «Ныне отпущаеши», тропарей и молитвы на благословение хлебов, поется трижды: «Буди имя Господне...» и псалом 33-й: «Благословлю Господа...» до слов: «Не лишатся всякаго блага». Иерей, благословляя народ, произносит с амвона: «Благословение Господне на вас...». Хор: «Аминь», и начинается шестопсалмие. В Типиконе нет указаний на открытие царских врат при пении тропарей по «Ныне отпущаеши» (см. Типикон, гл. 23).
10 По первом стихословии на «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный 6-го гласа: «Благослове́нную нареки́й...».
11 Порядок совершения полиелея изложен во 2-й гл. Типикона, последнее «зри».
12 При пении избра́нного псалма в воскресные дни заключительное: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды) не поется. Сразу после последнего стиха избранного псалма — величание и тропари воскресные: «Ангельский собор...».
13 Обычно там, где строго соблюдаются церковные традиции, первый лик начинает в каноне всегда нечетные песни (1-ю, 3-ю, 5-ю, 7-ю и 9-ю), а второй лик — четные (2-ю, когда она бывает, 4-ю, 6-ю и 8-ю). Соответственно должны поступать и чтецы канона, если при антифонном его исполнении их будет два (см. примечание свт. Афанасия (Сахарова) в Минее-Март, ч. 2, с. 215).
14 В тех приходских храмах, где строгое соблюдение требований Устава представляется затруднительным, порядок исполнения канона подвергается изменению. Здесь уместно напомнить указание Поместного Собора 1917—1918 гг. (Отдел «О богослужении, проповедничестве и храме»): «Из каждой песни канона следует читать не менее четырех тропарей...» (Ученые записки Российского православного университета ап. Иоанна Богослова. Вып. 1. М., 1995. С. 86). Пение катавасии является обязательным.
15 По Церковному Уставу, канон на утрене в течение всего года, за исключением только Страстно́й и Пасхальной седмиц, должен соединяться с пением стихов библейских пророческих песней. К сожалению, это уставное требование ныне почти совсем забыто. Пророческие песни у нас стихословятся только в будничные дни Святой Четыредесятницы, а во все остальное время года тропари канона вместо стихов пророческих песней предваряются обычными молебными припевами (см. примечание свт. Афанасия (Сахарова) в Минее-Март, ч. 2, с. 216). Впрочем, в настоящее время в монастырских и приходских храмах проявляется стремление исполнять предписание Типикона о пении канона с библейскими песнями (помещены в Ирмологии). В тех храмах, где это предписание остается трудноисполнимым, допустимо пение канона с припевами — к канону Обре́зания: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», к канону свт. Василия Великого: «Святителю отче Василие, моли Бога о нас».
16 Хвалитные псалмы поются до соответствующей отметки, в данном случае «на 6». По Уставу, хвалитные псалмы должны петься, если есть стихиры на хвалитех. По установившейся практике, первые два стиха («Всякое дыхание...») поет хор, остальные дочитываются чтецом.
17 В современной редакции Типикона ничего не говорится об открытии царских врат на великое славословие (см. Типикон, гл. 23). Обычай открывать царские врата на великое славословие — отголосок древней практики, когда после великого славословия совершался вход с Евангелием и следовало чтение его (см., например, Устав Церковный 1641 года, 8 сентября, Маркова глава). Поскольку вход с Евангелием в конце великого славословия теперь не совершается, то наиболее правильно было бы открывать царские врата только к отпусту всенощного бдения, о чем указывается в старых редакциях Типикона (см.: М. Скабалланович. Толковый Типикон. Выпуск II. Гл. 2. С. 316). Обычай чтения Евангелия после великого славословия берет свое начало от Устава Великой церкви (см. Типикон, гл. 49, «Служба Великой субботы»).
18 На часах и Литургии кондак воскресный не полагается.
19 Типикон указывает читать только два Апостола и Евангелия (Недели пред Богоявлением и праздника), тем не менее, читать следует три — Недели пред Богоявлением, праздника и святителя. Чтение Апостола и Евангелия святителя необходимо по той причине, что один из назначенных прокимнов — святительский (см. также Типикон, 26 декабря, 1-я Маркова глава, 5-е «зри»).