Богослужебные указания: [скрыть] Среда сырная. Предпразднство Сре́тения Господня. Мч. Трифона. Совершается служба предпразднства Сретения вместе со службой Триоди и шестеричной службой мч. Трифона (по 5-й Марковой главе Типикона под 1 февраля: «Подобает ведати, аще случится предпразднство Сретения Господня в среду, или пяток сыропустныя недели»).
На вечерне кафизма 9-я.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: предпразднства, глас 4-й — 3, и мученика, глас 1-й — 3. «Слава» — мученика, глас 2-й: «Преобидел еси...», «И ныне» — предпразднства, глас тот же: «Днесь Симео́н...».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» — предпразднства, глас 2-й: «Священнаго Священная Дева...».
По Трисвятом — тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» — тропарь предпразднства, глас 1-й.
Ектения: «Помилуй нас, Боже...», и прочее1. Иерей — молитву прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко...»2 (с тремя великими поклонами)3. После третьего поклона — «Слава Тебе, Христе Боже...», и отпуст.
Совершается великое повечерие (на повечерии пение везде заменяется чтением). В конце повечерия (после «Слава в вышних Богу...») поется (без ирмосов) первый утренний трипеснец среды, глас 2-й, и трипеснцы четверга, глас 4-й и глас 2-й, из Триоди.
Примечание. Трипеснцы поются следующим образом: песнь 3-я первого трипеснца среды, песнь 4-я обоих трипеснцев четверга; в 8-й и 9-й песнях предваряет трипеснец среды.
По «Достойно...» и Трисвятомне поется, как Великим постом, «Господи Сил, с нами буди...», но — кондак предпразднства, глас 6-й.
Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Иже на всякое время...», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей — возглас: «Боже, ущедри ны...». Чтец: «Аминь». Иерей — молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Молитва: «Нескверная, Неблазная...», «И даждь нам, Владыко...», «Преславная Приснодево...», «Упование мое...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор или чтец: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей — отпуст малый (но не «Владыко Многомилостиве...»). Обычное прощение от настоятеля и ектения: «Помолимся о Великом Господине...», в конце которой иерей глаголет: «Рцем и о себе саме́х...». Хор: «Господи, помилуй» (трижды). Иерей: «Молитвами святых отец наших...». Хор: «Аминь».
Полунощница вседневная с тремя великими поклонами после «Честнейшую».
На утрене начало такое же, какое она имеет при непостовом богослужении4.
На «Бог Господь» — тропарь предпразднства, глас 1-й (дважды). «Слава» — тропарь мученика, глас 4-й, «И ныне» — тропарь предпразднства, глас 1-й.
Кафизмы 10-я и 11-я.
По 1-м стихословии — малая ектения и седален предпразднства.
По 2-м стихословии — малой ектении нет; седальны Триоди, глас 2-й. Псалом 50-й.
Библейские песни «Поем Господеви...».
Песнь 1-я — канон предпразднства со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), мученика на 4 (без ирмоса), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса).
Песнь 3-я — канон предпразднства со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), мученика на 2 (без ирмоса, три тропаря — из них первые два за один), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса), второй трипеснец Триоди на 45 (без ирмоса; первый трипеснец не поется, так как он уже «предпе́т на повечерии»).
На катавасию — ирмос 2-го трипеснца, глас 2-й: «Непло́дствовавший мой ум...».
По 3-й песни — малая ектения; кондак мученика, глас 8-й; седален мученика, глас 4-й, «Слава, и ныне» — седален предпразднства, глас 1-й.
Песнь 4-я — канон предпразднства со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), мученика на 4 (без ирмоса), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса).
Песнь 5-я — канон предпразднства со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), мученика на 4 (без ирмоса), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса).
Песнь 6-я — канон предпразднства со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), мученика на 4 (без ирмоса), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса).
На катавасию — ирмос канона Триоди, глас 4-й: «Якоже пророка Иону...».
По 6-й песни — малая ектения; кондак и икос предпразднства, глас 6-й.
Песнь 7-я — канон предпразднства со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), мученика на 4 (без ирмоса), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса).
Песнь 8-я — канон предпразднства со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), мученика на 2 (без ирмоса, три тропаря — из них первые два за один), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса), второй трипеснец Триоди на 4 (без ирмоса). «Хва́лим, благословим...».
На катавасию — ирмос 2-го трипеснца, глас 2-й: «В купине́ Моисею Девы чудо...».
На 9-й песни поем «Честнейшую».
Песнь 9-я — канон предпразднства со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), мученика на 2 (без ирмоса, три тропаря — из них первые два за один), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса), второй трипеснец Триоди на 4 (без ирмоса).
На катавасию — ирмос 2-го трипеснца, глас 2-й: «Преесте́ственно плотию заче́ншую...».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Малая ектения. Светилен мученика. «Слава, и ныне» — светилен предпразднства.
«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» — предпразднства, глас 2-й: «Зижди́тель Небесе́...».
«Благо есть...» (единожды)6. По Трисвятом — тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» — тропарь предпразднства, глас 1-й.
Ектения: «Помилуй нас, Боже...», и прочее7. Молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами), и тотчас без отпуста утрени читается 1-й час.
Примечание. На часах кафизм не положено. Ударов на каждом часе в колокол, как это бывает Великим постом, нет.
На всех часах — тропарь предпразднства. «Слава» — тропарь мученика. Кондак только предпразднства. Конечный возглас иерея — «Боже, уще́дри ны...», молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами)8.
На 6-м часе послеБогородична часа: «Яко не и́мамы дерзновения...» — тропарь пророчества, глас 3-й: «Царю Святый...», «Слава, и ныне» — тот же тропарь. Иерей (или диакон): «Вонмем». Чтец — прокимен, глас 6-й: «Спаси, Господи, люди Твоя...»; стих: «К Тебе, Господи, воззову...»9. Иерей: «Премудрость». Чтец: «Пророчества Ио́илева чтение». Иерей: «Вонмем». Чтец читает паримию. По окончании чтения иерей: «Вонмем». Чтец — прокимен, глас 7-й: «Господь крепость людем Своим даст...»; стих: «Принесите Го́сподеви, сы́нове Божии...». После пения прокимна чтец: «Скоро да предварят ны...», и далее обычное последование часа. По молитве 6-го часа «Боже и Господи Сил...» — «Приидите, поклонимся...» (трижды) и 9-й час. После молитвы 9-го часа «Владыко, Господи Иисусе Христе, Боже наш...» начинаются изобразительны10.
Изобразительны читаются: «Благослови, душе́ моя, Го́спода...», «Слава» — «Хвали, душе́ моя, Господа...», «И ныне» — «Единородный Сыне...». Блаженны без пения: «Во Царствии Твоем...». «Слава, и ныне» — «Помяни нас, Господи...», «Помяни нас, Владыко...», «Помяни нас, Святый...», «Лик Небесный...», «Приступи́те к Нему...», «Лик Небесный...». «Слава» — «Лик святых Ангел...», «И ныне» — «Верую...», «Ослаби, остави...», «Отче наш». Иерей — возглас. Чтец: «Аминь», и читает кондаки.
Кондаки:
В храме Господском и святого — кондак храма. «Слава» — кондак мученика, «И ныне» — кондак предпразднства.
В храме Богородицы — кондак мученика. «Слава, и ныне» — кондак предпразднства.
Чтец: «Господи, помилуй» (40). «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...». Иерей: «Боже, уще́дри ны...». Чтец: «Аминь». Иерей — молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Чтец: «Аминь», и молитву: «Всесвятая Троице...», «Буди имя Господне...» (трижды), «Слава, и ныне», «Благословлю Господа...» (псалом 33-й). Иерей: «Премудрость». Хор: «Достойно есть...» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую Херувим...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст и, по традиции, многолетны.
Литургия в этот день не совершается.
1 После возгласа ектении «Яко милостив...» — обычный возглас: «Премудрость», хор: «Благослови», иерей: «Сый благословен...», и читается молитва «Небесный Царю...», после которой — 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина (см.: Никольский К., прот. «Пособие к изучению...». С. 170—172, 230—234, 326).
2 См. В. Розанов «Богослужебный Устав...». С. 446, сноска 3.
3 По установившейся церковной практике, земные поклоны иерей совершает на амвоне перед царскими вратами.
4 Во время двупсалмия иерей, как обычно, совершает полное каждение храма при закрытых царских вратах.
5 После Богородична трипеснца — еще дополнительный тропарь со стихом «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».
6 Сколько раз произносить «Благо есть...», Устав в данном случае умалчивает, но следует знать, что в обыкновенное время (и даже при постном богослужении периода пения Октоиха) Типикон назначает читать «Благо есть...» один раз, а в постные дни святой Четыредесятницы, когда нет особого праздника, — два раза (см. Типикон, 14 ноября, 4-е «зри», ср. с 49-й главой).
7 После возгласа ектении «Яко милостив...» — обычный возглас: «Премудрость», хор: «Благослови», иерей: «Сый благословен...», и читается молитва «Небесный Царю...», после которой — 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина (см.: Никольский К., прот. «Пособие к изучению...». С. 326).
8 На 1-м часеконечное Трисвятое и «Господи, помилуй» (12) не читаются. Непосредственно после трех поклонов с молитвой прп. Ефрема Сирина священник читает молитву часа: «Христе, Свете Истинный...». «Взбранной Воеводе...», отпуст великий и многолетны.
9 В Типиконе по поводу произношения прокимна перед паримиями на 6-м часе и на вечерне на великопостном богослужении сказано: «Чтец прокимен не глаголет, то́чию скажет: “Глас 6-й: Спаси, Господи, люди Твоя”... Чтец токмо скажет глас, прокимна же не глаголет...» (см. Типикон, «В туюжде среду сырную»). Эти места Типикона иногда толкуются как запрещающие чтецу произносить самое слово «прокимен». Такое толкование данного места Типикона неверно и является следствием забвения древней практики пения прокимнов вообще и отсюда возникшего неправильного понимания Устава. В древности произносивший прокимен клирик не только называл его гласовую принадлежность, но и пел его соответствующим напевом, так что лик повторял не только произнесенные слова, но и уже исполненный напев прокимна. В настоящее время эта традиция соблюдается в отдельных храмах при исполнении великих прокимнов, например, «Не отврати Лица Твоего...», или «Дал еси достояние...», или «Кто бог велий...» и др., когда иерей (диакон), назвав гласовую принадлежность прокимна, затем поет его традиционным для него напевом. В древности так исполнялись все прокимны — вечерние, утренние, литургийные и др. Только на великопостном богослужении, в соответствии с покаянным характером последнего, прокимны не исполнялись нараспев. В этом случае чтец только называл гласовую принадлежность прокимна, лик же пел его псалмодически, то есть держась одной высоты звука, подобно тому как поют «Достойно есть» в конце изобразительных, а в некоторых местах и «Отче наш» на Литургии Преждеосвященных Даров. Вот на такой-то способ исполнения прокимнов и указывает Типикон, когда говорит, что чтец «токмо скажет глас, прокимна же не глаголет». Слово «глаголет» или «глаголем» на языке Церковного Устава означает не только простую речь, но и пение, например: «Поем стихиру воскресну... глаголем же припевы сия...».
10 См. В. Розанов «Богослужебный Устав...». С. 448.