Готовися, Завулоне, / и красуйся, Неффалиме, / Иордане реко, стани, / подыми, взыграя, креститися грядуща Владыку. / Веселися, Адаме с праматерию, / не крыита себе, якоже в рай прежде, / ибо, наги видев вы, явися, / да облечет в первую одежду: / Христос явися, всю тварь хотя обновити.
Прп. Серафима Саровского. Тропарь, глас 4.
От юности Христа возлюбил еси, преподобне, / и Тому Единому поработати пламенне вожделел еси, / в пустыннем житии твоем непрестанною молитвою и трудом подвизался еси, / умиленным сердцем любовь Христову стяжав, / Небесным Серафимом в песнословии споборниче, / в любви притекающим к тебе Христу подражателю, / темже избранник возлюблен Божия Матере явился еси, / сего ради вопием ти: / спасай нас молитвами твоими, радосте наша, / теплый пред Богом заступниче, / Серафиме блаженне.
Богослужебные указания: [скрыть] Понедельник. Предпразднство Богоявления. Прп. Серафима Саровского. Свт. Сильвестра, папы Римского. Прав. Иулиании Лазаревской. Полиелейная или бденная служба прп. Серафима совершается вместе со службой предпразднства Богоявления. Служба свт. Сильвестра поется на повечерии1.
На великой вечерне2 «Блажен муж» — 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры на 8: предпразднства, глас 4-й — 3 (они помещены в службе свт. Сильвестра), и преподобного, глас 1-й — 5 (на ряду 6 стихир, одна из них опускается). «Слава» — преподобного, глас 8-й: «Приидите, верных собори...», «И ныне» — предпразднства, глас 6-й: «Грядет ко Иордану Христос...» (см. в службе свт. Сильвестра).
Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного — 3.
На стиховне3 стихиры предпразднства, глас 1-й, глас 2-й и глас 3-й (см. в службе свт. Сильвестра, со своими припевами). «Слава» — преподобного, глас 6-й: «Преподобне отче Серафиме...», «И ныне» — предпразднства, глас 3-й: «Приидите, вси вернии...» (см. в службе свт. Сильвестра).
По Трисвятом — тропарь преподобного, глас 4-й. «Слава, и ныне» — тропарь предпразднства, глас тот же (см. в службе свт. Сильвестра).
После пения тропарей на великой вечерне отверзаются царские врата. Диакон произносит: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен...». Певцы: «Утверди, Боже...». Иерей: «Пресвятая Богородице...». Певцы: «Честнейшую Херувим...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит великий отпуст4.
На малом повечерии поем праздничный трипеснец, глас 2-й, на 8 (ирмосы по дважды, тропари на 6), и затем ирмос оба лика вкупе.
Примечание. Если у трипеснца два ирмоса, то ирмос 1-го канона поется дважды, тропари же обоих канонов на 6, и затем ирмос 2-го канона оба лика вместе.
На утрене на «Бог Господь» — тропарь предпразднства, глас 4-й (дважды). «Слава» — тропарь преподобного, глас тот же, «И ныне» — тропарь предпразднства, глас тот же.
Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении.
По 1-м стихословии — седален преподобного, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» — седален предпразднства, глас 1-й.
По 2-м стихословии — седален преподобного, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» — седален предпразднства, глас 4-й5.
Полиелей. Величание6 преподобного и избра́нный псалом. Седален преподобного по полиелее, глас 7-й (дважды). «Слава, и ныне» — седален предпразднства (этот седален следует взять из утренней службы предпразднства по 1-м или 2-м стихословии). Степенна — 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4-й: «Честна́ пред Го́сподем смерть преподобных Его». Евангелие — Мф., зач. 43. По 50-м псалме: «Слава» — «Молитвами преподобнаго Серафима...». Стихира преподобного, глас 6-й: «Днесь, вернии...».
Каноны: предпразднства, глас 2-й: «Непроходимое волня́щееся море...», на 6 (ирмосы по дважды), и преподобного два канона, на 8.
Библейские песни «Поем Господеви...».
Катавасия праздника — «Глубины́ открыл есть дно...».
По 3-й песни — кондак и икос предпразднства, глас 4-й; седален преподобного, глас тот же (дважды). «Слава, и ныне» — седален предпразднства, глас 8-й: «Невидимый Боже...».
По 6-й песни — кондак и икос преподобного, глас 2-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется7. Светилен предпразднства. «Слава» — светилен преподобного, «И ныне» — светилен предпразднства.
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 8: предпразднства, глас 6-й — 4, и преподобного, глас 8-й — 4 (с припевами их вечерними, первая стихира — дважды)8. «Слава» — преподобного, глас 6-й: «Приидите, иноков...», «И ныне» — предпразднства, глас тот же: «Вся земля...».
Великое славословие. По Трисвятом — тропарь преподобного, глас 4-й. «Слава, и ныне» — тропарь предпразднства, глас тот же.
На часах — тропарь предпразднства. «Слава» — тропарь преподобного. Кондаки чередуются: на 1-м и 6-м часах — предпразднства, на 3-м и 9-м часах — преподобного.
На Литургии блаженны предпразднства, песнь 3-я — 4 (со ирмосом)9, и преподобного, песнь 6-я — 4 (без ирмоса).
По входе — тропари и кондаки:
А. В храме10 Господском — тропарь предпразднства, тропарь преподобного. «Слава» — кондак преподобного, «И ныне» — кондак предпразднства.
Примечание.В период предпразднства и попразднства Крещения дневные тропари не поются, так как песнопения Октоиха отменяются.
В предпразднства и попразднства Господских праздников, во всю Пятидесятницу, в воскресные дни, в великие и средние Господские праздники тропарь и кондак Господского храма не поются.
Б. В храме Богородицы устав может быть двояким:
I. Тропарь предпразднства, тропарь храма, тропарь преподобного; кондак храма. «Слава» — кондак преподобного, «И ныне» — кондак предпразднства.
II. Тропарь предпразднства, тропарь храма, тропарь преподобного; кондак предпразднства. «Слава» — кондак преподобного, «И ныне» — кондак храма.
Примечание. В предпразднства и попразднства Богородичных двунадесятых праздников, в Богородичные великие, полиелейные и славословные праздники тропарь и кондак храма Богородицы не поются. Кондак храма Богородицы не поется и во всю Пятидесятницу.
В. В храме святого (если служился полиелей) — тропарь предпразднства, тропарь храма, тропарь преподобного; кондак храма. «Слава» — кондак преподобного, «И ныне» — кондак предпразднства.
Прокимен, аллилуиарий и причастен — преподобного.
Апостол и Евангелие — дня11 и преподобного.
Примечание. Если совершалось всенощное бдение, то тропарь и кондак храмового святого не поются, и рядовые Апостол и Евангелие переносятся на вторник (3 января).
1 О порядке пения служб на повечерии см. 14 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста.
2 Начало великой вечерни при полиелейной службе отличается от начала великой вечерни в составе бдения тем, что начальный возглас — «Благословен Бог наш...», а не «Слава Святей...» (иерей произносит возглас по окончании 9-го часа на амвоне, при закрытых царских вратах и открытой завесе), и тем, что 103-й псалом читается, а не поется.
3 Если в память прп. Серафима совершается всенощное бдение: На литии — стихира храма и стихиры преподобного. «Слава» — преподобного, «И ныне» — предпразднства.
На стиховне — стихиры предпразднства. «Слава» — преподобного, «И ныне» — предпразднства.
По Трисвятом — тропарь преподобного (дважды) и предпразднства (единожды). (См. Типикон, 21 декабря, служба свт. Московского Петра и 11 января, служба прп. Феодосия).
4 Такое окончание положено на великой вечерне, которая совершается отдельно от утрени. В случае, если вслед за великой вечерней совершается, по сложившейся богослужебной практике, полиелейная утреня, царские врата не отверзаются. После «Утверди, Боже...» иерей в алтаре пред престолом произносит возглас: «Слава Святей...», творя крест кадилом.
5 Так как в службе предпразднства содержатся четыре седальна по кафизмах, то возможен следующий порядок: по 1-м стихословии — 1-й седален предпразднства, «Слава» — преподобного, «И ныне» — 2-й седален предпразднства; по 2-м стихословии — седален преподобного (дважды), «Слава, и ныне» — 3-й седален предпразднства; по полиелее — седален преподобного (дважды), «Слава, и ныне» — 4-й седален предпразднства.
6 На полиелейной службе в седмичные и субботние дни на аналое полагается только икона святого или праздника, которому поется величание.
7 Песнопение «Достойно есть» по 9-й песни в конце канона не поется в предпразднства и попразднства двунадесятых праздников, во всю Пятидесятницу, в воскресные дни, а также в дни славословных святых и выше, у которых по каждой песни канона поется катавасия.
8 По Минее, на хвалитех стихиры поются на 6: предпразднства — 3 и преподобного — 3, но это указание неточно. Типикон в аналогичной полиелейной службе 21 декабря назначает не шесть, а восемь стихир: предпразднства — 4 и преподобного — 4, одна из стихир поется дважды. Петь стихиры следует согласно указанию Типикона (то есть на 8).
9 О пении блаженн см.: М. Скабалланович Толковый Типикон. Выпуск III. С. 18.
10 Храмом в Уставе, когда речь идет о службе в тот или иной день, всегда именуется тот придел, где совершается Литургия.
11 Апостольские чтения в седмицу 32-ю по Пятидесятнице (с 2 по 7 января) — рядовые 32-й седмицы, а евангельские чтения —33-й седмицы по причине Воздвиженской преступки 2006 года.