Богослужебные указания: [скрыть] Неделя о блудном сыне. Глас 2-й. Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди и службой праздника Сретения Господня (по 2-й Марковой главе Типикона под 2 февраля: «Подобает ведати, аще случится праздник Сретения Господня в Неделю мытаря и фарисея, или блуднаго, или мясопустную, или сыропустную»).
На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 2-й – 3, Триоди, глас 1-й – 3 (первая стихира – дважды), и праздника, глас тот же – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – Триоди, глас 2-й: «О, коликих благ…», «И ныне» – праздника, глас 6-й: «Да отверзется дверь Небесная…».
Вход. Прокимен дня. Паримии праздника – 3.
На литии стихиры праздника, глас 1-й[7], глас 8-й: «Иждих блудно...», глас 6-й: «Отче Благий...». «Слава» – Триоди, глас 4-й: «Яко блудный сын…», «И ныне» – праздника, глас 5-й: «Ветхий деньми, младенствовав плотию...».
На стиховне стихиры воскресные, глас 2-й. «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Отеческаго дара…», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Иже на Херувимех...».
По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (трижды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные[8].
Полиелей. К двум полиелейным псалмам присоединяется псалом 136-й: «На реках Вавилонских…»[9]. Величание праздника и избранный псалом. «Ангельский собор». Ипакои гласа. Седален праздника, глас 1-й: «Лик Ангельский…» (см. по 1-м стихословии), ин седален праздника, глас тот же: «Сый со Отцем…» (см. по 2-м стихословии). «Слава, и ныне» – седален праздника по полиелее, глас 4-й: «Младенствуеши мене ради...». Степенны – гласа. Прокимен праздника, глас 4-й: «Помяну имя Твое во всяком роде и роде»; стих: «Отрыгну сердце мое слово благо, глаголю аз дела моя цареви». Евангелие – праздника (Лк., 8 зач.). «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы…», «И ныне» – тот же стих. Стихира праздника, глас 6-й: «Да отверзется дверь…».
Примечание. «Хотя Слава: Молитвами Богородицы..., И ныне: Молитвами Богородицы..., Помилуй мя, Боже... в Типиконе не указаны,... но не видим оснований к замене этих песнопений покаянными, тем более что стихира праздника поименована» (Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 405).
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Триоди на 4 и праздника на 6.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия праздника: «Сушу глубородительную…»[10].
По 3-й песни – кондак и икос Триоди, глас 3-й; седален Триоди, глас 1-й. «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 4-й: «На горе Синайстей...».
По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 1-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую». (Припевы праздника не поются.)
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 2-й. «Слава» – светилен Триоди (по выбору)[11], «И ныне» – светилен праздника: «Духом во святилищи...».
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 2-й – 4, и праздника, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды; с припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне вечера[12]). «Слава» – праздника, глас 6-й: «На руках старческих…», «И ныне» – «Преблагословенна еси…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».
Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...»[13].
Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 2-я.
На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондаки праздника и Триоди читаются попеременно.
На Литургии антифоны изобразительны.
Блаженны гласа – 4, Триоди, песнь 3-я – 4, и праздника, песнь 6-я – 4.
Входное: «Сказа Господь спасение Свое, пред языки откры правду Свою»[14].
Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, прости» (см. примечание 6 января).
По входе – тропарь воскресный, тропарь праздника. «Слава» – кондак Триоди, «И ныне» – кондак праздника.
Поется Трисвятое.
Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и праздника.
Апостол и Евангелие – Недели о блудном сыне и праздника.
Задостойник праздника – припев: «Богородице Дево, упование христианом…», и ирмос: «В законе сени…» (задостойник поется на Литургии до отдания праздника Сретения).
Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...».
С 3 по 6 февраля – попразднство Сретения.
7 февраля – отдание праздника Сретения[15].
Примечание. В седмицу мясопустную «Аллилуия» не поется (т. е. постовое богослужение не совершается); одна из кафизм утрени (третья) переносится на вечерню. Не поются междочасие и канон молебный ко Пресвятой Богородице на повечерии; повечерие положено малое[16]. Точно так же – и в седмицу сырную, кроме среды и пятницы (см.: Типикон, гл. 49-я, «Неделя… блуднаго сына», «зри»).
Примечание. «Ведомо же да есть, яко последование прилучающихся святых в субботу, и в Неделю мясопустную, поется в мимошедших повечериях. Такожде о субботе и Недели сыропустной творим: или како настоятель изволит, кроме аще где случится великаго святаго память» (Триодь Постная, «Неделя… блуднаго сына», «зри»).
[7] Хвалитная (и литийная) стихира Триоди, глас 4-й: «Яко блудный сын...», поется на литии на «Славу».
[8] По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 2-го гласа: «Вся паче смысла...».
[9] «Полиелей: обычныя два псалма. Припеваем же к сим и третий псалом: На реках Вавилонских со Аллилуиею красною» (Типикон, гл. 49-я, «Неделя, в нюже чтется священное и святое Евангелие, притчи блуднаго сына»).
[10] В Триоди Постной в Неделю о блудном сыне на утрене назначена катавасия «Моисейскую песнь…» (см.: Триодь Постная, ч. 1, л. 10, на обороте), но такое указание (без каких-либо оговорок) не охватывает всех возможных совпадений Триоди Постной с праздниками Минеи: ведь Неделя о блудном сыне может случиться в период с 18 января по 22 февраля, когда праздники Минеи следуют один за другим. Итак, если Неделя о блудном сыне случится с 18 января по 9 февраля (включительно), то катавасия – «Сушу глубородительную землю…». Если Неделя о блудном сыне случится с 10 по 22 февраля (включительно), то катавасия – «Моисейскую песнь…», которая и указана в последовании Триоди Постной, тогда как про другую ничего не говорится.
[11] Расширительно толкуя схематичные указания Устава относительно богослужебных текстов по 9-й песни канона, можно считать допустимым следующий порядок исполнения песнопений: ексапостиларий воскресный 2-й, светилен Триоди: «Богатство, еже ми дал еси...». «Слава» – ин светилен Триоди: «Расточих богатство...», «И ныне» – светилен праздника: «Духом во святилищи...».
[12] Припевы к двум последним хвалитным стихирам – праздника. Стих 1-й: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, / по глаголу Твоему, с миром»; стих 2-й: «Свет во откровение языков / и славу людей Твоих Израиля».
[13] Из-за совпадения Сретения Господня с воскресным днем отпуст праздничный: «Иже во объятиих праведнаго Симеона носитися изволивый нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш...» не произносится, поскольку заменяется воскресным отпустом: «Воскресый из мертвых...». В седмичные дни попразднства Сретения произносится праздничный отпуст: «Иже во объятиих...».
[14] См.: Типикон, 2 февраля, 2-я Маркова глава. «Приидите, поклонимся... Воскресый из мертвых...» не поется, кроме архиерейских богослужений (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907. С. 380–381).
[15]«Аще ли случится праздник Сретения Господня в Неделю блуднаго, или в понедельник, или во вторник мясопустныя недели, отдается праздник в пяток тояже недели» (см.: Типикон, 9 февраля, 2-я Маркова глава, 2-е «зри», «Указ о празднице Сретения Господня, аще в кой день Сретение будет, или в кой день случится отдание его»).
[16] Службы святых, память которых приходится на мясопустную субботу и на Неделю мясопустную, могут быть перенесены, по усмотрению настоятеля, на повечерия дней мясопустной седмицы (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 631–636). О порядке пения служб на повечерии см. 25 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста.