День Святой Троицы, Пятидесятница. Тропарь, глас 8.
Благословен еси, Христе Боже наш, / Иже премудры ловцы явлей, / низпослав им Духа Святаго, / и теми уловлей вселенную, / Человеколюбче, слава Тебе.
Кондак, глас 8.
Егда снизшед языки слия,/ разделяше языки Вышний,/ егда же огненныя языки раздаяше,/ в соединение вся призва;/ и согласно славим Всесвятаго Духа.
Богослужебные указания: [скрыть] Неделя 8-я по Пасхе. День Святой Троицы. Пятидесятница. Свт. Никифора исповедника, патриарха Константинопольского. Вмч. Иоанна Нового. Блгв. кн. Иулиании Новоторжской (службу зри 21 декабря). Сщмч. Еразма Охридского. Вся служба по Триоди.
Примечание. По афонской традиции1, в День Святой Троицы на праздничном аналое (в проскинитарии) – икона Пятидесятницы («Сошествие Святаго Духа на Апостолов»). Начиная с великой вечерни в сам день праздника (с коленопреклонными молитвами), на аналое находится икона Пресвятой Троицы. В Понедельник Святаго Духа вечером (перед вечерней) опять полагается икона Пятидесятницы, которая остается на аналое до отдания праздника в субботу.
На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 1-й и глас 2-й – 10 (первая и четвертая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 8-й: «Приидите, людие...».
Вход2. Прокимен дня. Паримии праздника – 3.
На литии стихиры праздника, глас 2-й. «Слава, и ныне» – праздника, глас 8-й: «Егда Духа Твоего...».
На стиховне стихиры праздника, глас 6-й. «Слава, и ныне» – праздника, глас 8-й: «Языцы иногда...».
Примечание. После стиха «Не отвержи мене от лица Твоего...» поется стихира, глас 6-й: «Царю Небесный...». По традиции, это песнопение принято петь всенародно.
По Трисвятом – тропарь праздника, глас 8-й: «Благословен еси, Христе Боже наш...» (трижды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды).
Полиелей. Величание праздника и избранный псалом. Седален праздника по полиелее, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4-й: «Дух Твой Благий...». Евангелие – Ин., зач. 65. «Воскресение Христово видевше...» не поется, но тотчас по прочтении Евангелия – псалом 50-й. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...», «И ныне» – «Молитвами Богородицы...». Стихира, глас 6-й: «Царю Небесный...».
Каноны: праздника 1-й, глас 7-й, со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды), и 2-й, глас 4-й, со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды).
Библейские песни «Поем Господеви...».
Катавасия после каждой песни – сначала ирмос 1-го канона (в первой песни – «Понтом покры...»), затем 2-го (в первой песни – «Божественным покровен...»).
По 3-й песни – седален праздника, глас 8-й: «Спасовы рачителие...». «Слава, и ныне» – тот же седален.
По 6-й песни – кондак праздника, глас 8-й: «Егда снизшед языки слия...», и икос, глас тот же: «Скорое и известное даждь утешение...».
На 9-й песни «Честнейшую» не поем. По традиции, припев к 9-й песни канона: «Апостоли, сошествие Утешителя зряще, удивишася, како в виде огненных язык явися Дух Святый»3.
По 9-й песни «Свят Господь Бог наш» не возглашается, но поется светилен праздника: «Всесвятый Душе...» (дважды). «Слава, и ныне» – ин светилен праздника: «Свет – Отец...».
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры праздника, глас 4-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Царю Небесный...».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 8-й (единожды). Ектении и отпуст: «Иже в видении огненных язык с Небесе низпославый Пресвятаго Духа на святыя Своя ученики и апостолы, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».
На часах – тропарь и кондак праздника.
На Литургии антифоны праздника.
Входный стих: «Вознесися, Господи, силою Твоею, воспоем и поем силы Твоя».
Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, прости» (см. примечание 6 января).
По входе – тропарь праздника. «Слава, и ныне» – кондак праздника.
Вместо Трисвятого – «Елицы во Христа...».
Прокимен, глас 8-й: «Во всю землю изыде вещание их...».
Апостол – Деян., зач. 3. Евангелие – Ин., зач. 27.
Задостойник – ирмос: «Радуйся, Царице...» (до отдания).
Причастен: «Дух Твой Благий наставит мя на землю праву».
После «Спаси, Боже, люди Твоя...» поем: «Видехом Свет Истинный...».
Отпуст праздника: «Иже в видении огненных язык...» (как на утрене).
По сложившейся давней богослужебной практике Русской Церкви, сразу по отпусте Литургии царские врата и завеса закрываются, и совершается великая вечерня, предваряемая 9-м часом.
В конце 9-го часаотверзается завеса. Перед великой вечерней полагается трезвон, как в великие праздники. Начальный возглас вечерни: «Благословен Бог наш...». Чтец: «Царю Небесный»4. Предначинательный псалом (читается). Иерей читает светильничные молитвы на солее перед царскими вратами. Ектения великая с прибавлением после прошения «О плавающих...» особых прошений (см., напр., в Цветной Триоди). Кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 4-й – 6: «Преславная днесь...» и др. (см. на хвалитех утрени). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Царю Небесный...».
Вход. Прокимен великий, глас 7-й: «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса», со стихами (по обычаю).
После прокимна диакон: «Паки и паки, приклоньше колена, Господу помолимся». Певцы: «Господи, помилуй» (трижды).
Иерей читает первую коленопреклонную молитву5.
1-я молитва: «Пречисте, Нескверне, Безначальне, Невидиме...». Присоединяется также молитва «Благословен еси, Господи, Владыко Вседержителю...». По окончании молитвы диакон: «Заступи, спаси, помилуй, возстави и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию», певцы: «Господи, помилуй» (единожды), диакон: «Пресвятую, Пречистую...», певцы: «Тебе, Господи». Иерей: «Твое бо есть, еже миловати...».
Ектения: «Рцем вси...». Возглас: «Яко Милостив...».
Диакон: «Паки и паки, приклоньше колена...». Певцы: «Господи, помилуй» (трижды).
Иерей читает вторую молитву.
2-я молитва: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, мир Твой подавый человеком...». Присоединяется также молитва «Господи, Господи, избавлей нас от всякия стрелы, летящия во дни...». По окончании молитвы диакон возглашает: «Заступи, спаси, помилуй, возстави...», певцы: «Господи, помилуй» (единожды), диакон: «Пресвятую, Пречистую...», певцы: «Тебе, Господи». Иерей: «Благоволением и благостию Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, с Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом...».
«Сподоби, Господи...».
Диакон: «Паки и паки, приклоньше колена...». Певцы: «Господи, помилуй» (трижды).
Иерей читает третью молитву.
3-я молитва: «Приснотекущий, Животный и Просветительный Источниче...». Присоединяется также молитва: «Боже Великий и Вечный...». И другая молитва: «Боже Великий и Вышний...». По окончании молитвы диакон: «Заступи, спаси, помилуй, возстави...», певцы: «Господи, помилуй» (единожды), диакон: «Пресвятую, Пречистую...», певцы: «Тебе, Господи». Иерей: «Ты бо еси Упокоение душ и телес наших, и Тебе славу возсылаем...». Царские врата затворяются.
Ектения: «Исполним вечернюю...», и молитва главопреклонения.
На стиховне стихиры праздника, глас 3-й: «Ныне в знамение всем...» и т. д. «Слава, и ныне» – праздника, глас 8-й: «Приидите, людие...».
По Трисвятом – тропарь праздника, глас 8-й: «Благословен еси, Христе Боже наш...» (единожды). На пение тропаря, по обычаю, отверзаются царские врата.
Возглашение: «Премудрость», и прочее по обычаю6.
Отпуст из открытых царских врат: «Иже от Отчих и Божественных недр истощивый Себе и с Небесе на землю сошедый, и наше все восприемый естество, и обоживый е, по сих же на Небеса паки возшедый и одесную седый Бога и Отца, Божественнаго же и Святаго, и Единосущнаго, и Единосильнаго, и Единославнаго, и Соприсносущнаго Духа низпославый на святыя Своя ученики и апостолы, и Сим просветивый убо их, теми же всю вселенную, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя и Пренепорочныя Святыя Своея Матере, святых славных, прехвальных богопроповедников и духоносных апостолов и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».
С 3 июня по 7 июня – попразднство Пятидесятницы.
8 июня – отдание праздника Пятидесятницы.
Сноски: 1 См.: Святогорский Устав церковного последования. М.; Афон, 2002. С. 183–184.
2 Перед входом на вечерне, по обычаю, предстоятель раздает священнослужителям цветы, с которыми совершается вся служба.
3 Этого припева нет в Цветной Триоди. Он указывается в нотной Цветной Триоди (М.: Синодальная тип., 1914) и в Служебнике (М., 2005).
4 Ср.: Типикон, гл. 50, «В Неделю вечера святыя 50-цы». По установившемуся обычаю, «Царю Небесный» в начале вечерни поет народ.
5 Все коленопреклонные молитвы иерей читает на коленях в царских вратах, лицом к народу; по установившейся практике, во время чтения молитв иерей держит в руках цветы.
6 После возгласа: «Премудрость» – певцы: «Благослови», иерей: «Сый благословен...», певцы: «Утверди, Боже...», иерей: «Пресвятая Богородице...», певцы: «Честнейшую Херувим...», иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...», певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови»; иерей произносит отпуст.