Светлую воскресения проповедь / от Ангела уведевша Господни ученицы / и прадеднее осуждение отвергша, / апостолом хвалящася глаголаху: / испровержеся смерть, / воскресе Христос Бог, / даруяй мирови велию милость.
Богородичен, глас тойже.
Еже от века утаенное,/ и Ангелом несведомое таинство,/ Тобою, Богородице, сущим на земли явися Бог,/ в неслитном соединении воплощаемь,/ и Крест волею нас ради восприим,/ Имже воскресив первозданнаго,/ спасе от смерти душы наша.
Кондак, глас тойже.
Спас и Избавитель мой/ из гроба, яко Бог,/ воскреси от уз земнородныя,/ и врата адова сокруши,/ и яко Владыка воскресе тридневен.
От юности божественною распаляемь ревностию, / возлюбил еси чистое житие, / презрев мира сего красная и суетная, / последовал еси твоему Богомудрому учителю, преблаженному Сергию, / в труде и бдении, в посте и подвизе: / на Сторожи явлься безмолвия ради и стражи духовныя, / недремленным на Божественней стражи предстоянием / стяжал еси ум, зряй к Богу, / и демонския козни и обстояния прозираяй: / озарение Пресвятаго Духа в себе восприем, / яко звезда пресветлая возсиял еси верным. / Темже и премудр и светозарен предстоятель / и пастырь стаду твоему явился еси, / светом твоим просвещаяй и всех, / приходящих тебе верою, отче наш Савво, / и моли Христа Бога, да спасет души наша.
Богослужебные указания: [скрыть] Неделя 29-я по Пятидесятнице. Глас 4-й. Прор. Софонии. Прп. Саввы Сторожевского. Мч. Ангели́. Прп. Феоду́ла. Служба прор. Софонии не имеет праздничного знака, совершается вместе с воскресной службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения славословной службы прп. Саввы в соединении со службой прор. Софонии (без праздничного знака) и воскресной службой Октоиха (Б).
А. На великой вечерне «Блажен муж» — кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 4-й — 7, и пророка, глас тот же — 3. «Слава, и ныне» — догматик, глас тот же: «Иже Тебе ра́ди...».
Вход. Прокимен дня.
На литии стихира храма и Богородичные стихиры Павла Аморрейского, глас 8-й (см. в Октоихе, на «Господи, воззвах», без стихов). «Слава, и ныне» — его же стихира, глас тот же: «Радуйся, Богома́ти Пречистая...».
На стиховне стихиры воскресные, глас 4-й. «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «При́зри на моления...».
По Трисвятом — «Богородице Дево...» (трижды).
На утрене на «Бог Господь» — тропарь воскресный, глас 4-й (дважды). «Слава» — тропарь пророка, глас 2-й, «И ныне» — Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Вся, паче смыла...».
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные1.
Полиелей. «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен — гласа. Евангелие воскресное 7-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» — «Молитвами апостолов...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...».
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 3, Богородицы на 3 и пророка на 4.
Библейские песни «Поем Господеви...».
Катавасия «Христос раждается...».
По 3-й песни — кондак пророка, глас 4-й; седален пророка, глас 6-й. «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни — кондак и икос воскресные, глас 4-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни — «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 7-й. «Слава, и ныне» — Богородичен воскресного ексапостилария.
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры воскресные, глас 4-й — 8. «Слава» — стихира евангельская 7-я, «И ныне» — «Преблагословенна еси...».
Великое славословие. По Трисвятом — тропарь воскресный: «Воскрес из гроба...».
На часах — тропарь воскресный. «Слава» — тропарь пророка. Кондак только воскресный.
На Литургии блаженны гласа — 8.
По входе — тропари и кондаки:
В храме Господском — тропарь воскресный, тропарь пророка. «Слава» — кондак пророка, «И ныне» — кондак воскресный.
В храме Богородицы — тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь пророка; кондак воскресный. «Слава» — кондак пророка, «И ныне» — кондак храма.
В храме святого — тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь пророка; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» — кондак пророка, «И ныне» — «Предстательство христиан...».
Прокимен, аллилуиарий и причастен — воскресные.
Апостол и Евангелие — дня.
Примечание. По расписанию рядовых евангельских чтений, учитывающему Воздвиженскую отступку, на Неделю 29-ю приходится рядовое Евангелие Недели 28-й — о званных на вечерю (Лк., 76 зач.), которое, по Уставу, положено читать в Неделю святых праотец, а на Неделю 31-ю, совпадающую в этом году с Неделей святых праотец, приходится Евангелие Недели 30-й. Поэтому в Неделю 29-ю следует прочесть Евангелие Недели 30-й (Лк., 91 зач.), а в Неделю 31-ю — Евангелие Недели 28-й (Лк., 76 зач.).
Б. На великой вечерне «Блажен муж» — кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 4-й — 4, преподобного, глас 6-й — 3, и пророка, глас 4-й — 3. «Слава» — преподобного, глас 6-й: «Еже по о́бразу...», «И ныне» — догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ради...».
Вход. Прокимен дня.
На литии стихира храма и стихиры преподобного, глас 4-й (см. на стиховне вечерни, без припевов). «Слава» — преподобного, глас 6-й: «Преподобне отче...» (см. славник на хвалитех утрени), «И ныне» — Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Творец и Изба́витель...».
На стиховне стихиры воскресные, глас 4-й. «Слава» — преподобного, глас 8-й: «Монахов множества...», «И ныне» — Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Безневе́стная Дево...».
По Трисвятом — «Богородице Дево...» (трижды).
На утрене на «Бог Господь» — тропарь воскресный, глас 4-й (единожды), тропарь преподобного, глас 8-й (единожды). «Слава» — тропарь пророка, глас 2-й, «И ныне» — Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Вся, паче смысла...».
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные2.
Полиелей. «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен — гласа. Евангелие воскресное 7-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» — «Молитвами апостолов...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...».
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмос единожды), Богородицы на 2, преподобного на 4 и пророка на 4.
Библейские песни «Поем Господеви...».
Катавасия «Христос раждается...».
По 3-й песни — кондак и икос преподобного, глас 2-й; кондак пророка, глас 4-й; седален пророка, глас 6-й. «Слава» — седален преподобного, глас 4-й, «И ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни — кондак и икос воскресные, глас 4-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни — «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 7-й. «Слава» — светилен преподобного, «И ныне» — Богородичен воскресного ексапостилария.
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 4-й — 4, и преподобного, глас 8-й — 4 (с припевами своими; припевы см. на стиховне вечера). «Слава» — стихира евангельская 7-я, «И ныне» — «Преблагословенна еси...».
Великое славословие. По Трисвятом — тропарь воскресный: «Воскрес из гроба...».
На часах — тропарь воскресный. «Слава» — тропари преподобного и пророка читаются попеременно. Кондаки преподобного и воскресный читаются попеременно.
На Литургии блаженны гласа — 6, и преподобного, песнь 3-я — 4.
По входе — тропари и кондаки:
В храме Господском — тропарь воскресный, тропарь преподобного, тропарь пророка; кондак преподобного. «Слава» — кондак пророка, «И ныне» — кондак воскресный.
В храме Богородицы — тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь преподобного, тропарь пророка; кондак воскресный, кондак преподобного. «Слава» — кондак пророка, «И ныне» — кондак храма.
В храме святого — тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь преподобного, тропарь пророка; кондак воскресный, кондак храма, кондак преподобного. «Слава» — кондак пророка, «И ныне» — «Предстательство христиан...».
Прокимен, аллилуиарий и причастен — воскресные и преподобного.
Апостол и Евангелие — дня и преподобного.
Примечание. См. предыдущее примечание.
1 По первом стихословии на «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный 4-го гласа: «Еже от века...».
2 По первом стихословии на «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный 4-го гласа: «Еже от века...».