Богослужебные указания: [скрыть] Среда 6-й седмицы по Пасхе. Отдание праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения. Прп. Феодосия Киево-Печерского. Мчч. Тимофея и Мавры. Печерской-Нерукотворной и Свенской-Печерской икон Божией Матери. Прпп. Иулиании и Евпраксии Московских. Совершается служба отдания праздника Пасхи1 (А). Приводим также устав соединения службы отдания Пасхи с полиелейной службой прп. Феодосия (по 5-й Марковой главе Типикона под 8 мая «...аще случится святаго апостола Иоанна Богослова в среду пред Вознесением, во отдание Пасхи») (Б).
А. Начало вседневной вечерни (и утрени) — как в 1-й день Пасхи. Иерей, облачившись в епитрахиль и фелонь, с пасхальным трисвещником и Крестом в левой руке, с кадилом в правой руке, после начального возгласа: «Благословен Бог наш...» (при открытых царских вратах), поет: «Христос воскресе...» (трижды). Певцы также трижды повторяют тропарь. Иерей поет стихи пасхального начала: «Да воскреснет Бог...». Певцы после каждого стиха: «Христос воскресе...». Затем читается 103-й псалом.
По предначинательном псалме — великая ектения и кафизма 9-я.
На «Господи, воззвах» стихиры Триоди, глас 2-й, глас 4-й, глас 5-й и глас 8-й — 6. «Слава, и ныне» — Триоди, глас 8-й: «Кто возглаголет силы Твоя...».
Входа нет. Прокимен дня. «Сподоби, Господи». Ектения: «Исполним вечернюю...», и молитва главопреклонения.
На стиховне стихира воскресная Триоди, глас 5-й: «Тебе, Воплощеннаго Спаса Христа...», и стихиры Пасхи (с их припевами). «Слава, и ныне» — «Воскресения день...» (в конце «Христос воскресе...» единожды).
По Трисвятом — тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезначальное Слово...». «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Радуйся, двере Господня...». Сугубая сокращенная ектения и прочее по обычаю. Отпуст после вечерни произносится без Креста (при закрытых царских вратах): «Воскресый из мертвых...», поминаются святой храма и дня.
Примечание. На повечерии во вторник вечера поется служба рядовых святых этого дня.
На утрене после возгласа: «Слава Святей...» и пасхального начала (как и на вечерне) сразу: «Слава в вышних Богу...» и шестопсалмие.
На «Бог Господь» — тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезначальное Слово...» (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Радуйся, двере Господня...».
Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении.
По 1-м стихословии — седальны воскресные. «Слава, и ныне» — Богородичен (см. в Неделю о слепом).
По 2-м стихословии — седален праздника Триоди, глас 5-й: «Отцу и Ду́хови Собезначальный...». «Слава, и ныне» — тот же седален.
«Воскресение Христово видевше...» (единожды). Псалом 50-й.
Каноны: Пасхи на 6 (ирмосы по дважды), Триоди (о слепом) на 4 и Триоди (предпразднства Вознесения) на 4.
Библейские песни «Поем Господеви...».
Катавасия Вознесения: «Спасителю Богу...».
По 3-й песни — кондак и икос праздника Триоди (см. в Неделю о слепом), глас 4-й; седален праздника Триоди, глас 1-й: «Воочи́л еси, Христе...». «Слава, и ныне» — предпразднства Вознесения, глас тот же: «Роди́лся еси...».
По 6-й песни — кондак и икос Пасхи, глас 8-й.
На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы Пасхи.
Примечание. «К тропаре́м же кано́нов слепа́го и предпра́зднства, глаго́лем стихи́ пе́сней» (см. Типикон, гл. 50, «В среду 6-я седмицы по Пасце»).
По 9-й песни — светилен Пасхи: «Плотию уснув...» (дважды). «Слава, и ныне» — светилен праздника Триоди (см. в Неделю о слепом): «Умныя мои очи...».
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех (от отметки «на 4») стихиры Триоди (о слепом), глас 2-й, глас 4-й и глас 5-й — 4 (см. во вторник вечером на «Господи, воззвах»), и стихиры Пасхи, глас 5-й (с их припевами). «Слава, и ныне» — «Воскресения день...» (в конце «Христос воскресе...» единожды).
Великое славословие. По Трисвятом — тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезначальное Слово...». «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Радуйся, двере Господня...». Ектении. Отпуст воскресный без Креста: «Воскресый из мертвых...».
Часы обычные (трехпсалмные). На часах — тропарь воскресный: «Собезначальное Слово...» и кондак праздника Триоди (о слепом): «Душевныма очи́ма...».
На Литургии после возгласа «Благословенно Царство...» — пасхальное начало (при открытых царских вратах).
Блаженны от канона Пасхи, песнь 3-я — 4 (со ирмосом), и песнь 6-я — 4.
По входе — тропарь воскресный. «Слава» — кондак праздника Триоди (о слепом), «И ныне» — кондак Пасхи: «Аще и во гроб...».
Прокимен Пасхи, глас 8-й: «Сей день, егоже сотвори́ Господь, возрадуемся и возвеселимся во-нь».
Аллилуиарий Пасхи, глас 4-й: «Ты, воскрес, уще́дриши Сиона».
Апостол и Евангелие — дня.
Задостойник Пасхи.
Причастен Пасхи: «Тело Христово...».
Окончание Литургии (после «Буди Имя Господне...» (трижды) и 33-го псалма) — как на самую Пасху.
Отпуст Пасхи с Крестом и трисвещником: «Христос, воскресы́й из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробе́х живот даровавый...» (поминаются свт. Иоанн Златоуст, святой храма и дня).
Примечание. «На трапе́зе быва́ет бра́тии утеше́ние вели́кое, си́речь: еле́ем, ры́бою и вино́м» (Типикон, гл 50, «В среду 6-я седмицы по Пасце, на утрени»).
Б. Начало великой вечерни (и утрени) — как в 1-й день Пасхи. Иерей, облачившись в епитрахиль и фелонь, с пасхальным трисвещником и Крестом в левой руке, с кадилом в правой руке, после начального возгласа: «Благословен Бог наш...» (при открытых царских вратах), поет: «Христос воскресе...» (трижды). Певцы также трижды повторяют тропарь. Иерей поет стихи пасхального начала: «Да воскреснет Бог...». Певцы после каждого стиха: «Христос воскресе...». Затем читается 103-й псалом.
По предначинательном псалме — великая ектения, и поется «Блажен муж» — 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди (о слепом), глас 2-й, глас 4-й, глас 5-й и глас 8-й — 6, и преподобного, глас 5-й — 4 (первая стихира дважды). «Слава» — преподобного, глас 8-й: «Прииди́те, стеце́мся...», «И ныне» — Триоди, глас тот же: «Кто возглаго́лет силы Твоя...».
Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного — 3.
На стиховне стихира воскресная Триоди, глас 5-й: «Тебе, Воплощеннаго Спаса Христа...», и стихиры Пасхи (с их припевами). «Слава» — преподобного, глас 8-й: «Монахов множества...», «И ныне» — «Воскресения день...» (в конце «Христос воскресе из мертвых...» единожды).
По Трисвятом — тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезначальное Слово...». «Слава» — тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ра́ди...».
Иерей (или диакон) — «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен...». Певцы: «Утверди, Боже...». Иерей: «Пресвятая Богородице...». Певцы: «Честнейшую Херувим...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст после вечерни произносится без Креста (в открытых царских вратах): «Воскресый из мертвых...», поминаются святой храма и дня.
Примечание. На повечерии во вторник вечера поется канон предпразднства Вознесения из Триоди (см. Типикон, 8 мая, 5-я Маркова глава) и служба рядовых святых этого дня.
На утрене после возгласа: «Слава Святей...» и пасхального начала (как и на вечерне) сразу: «Слава в вышних Богу...» и шестопсалмие.
На «Бог Господь» — тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезначальное Слово...» (дважды). «Слава» — тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ра́ди...».
Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении.
По 1-м стихословии — седальны воскресные. «Слава, и ныне» — Богородичен (см. в Неделю о слепом).
По 2-м стихословии — седален праздника Триоди, глас 5-й: «Отцу и Ду́хови Собезначальный...». «Слава, и ныне» — тот же седален.
Полиелей. Величание преподобного и избранный псалом. Седальны преподобного по 1-м и 2-м стихословии (глас 4-й: «Званию Господа...», и глас 8-й: «Слезными тече́ньми...»). «Слава» — седален преподобного по полиелее, глас 8-й: «От утро́бы освяще́н...», «И ныне» — праздника Триоди, глас 5-й: «Отцу и Духови Собезначальный...» (см. по 2-м стихословии). Степенна — 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4-й: «Честна́ пред Го́сподем...». Евангелие — Лк., зач. 24. «Воскресение Христово видевше...» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» — «Молитвами преподобнаго...». Стихира преподобного, глас 8-й: «На небо текущее...».
Каноны: Пасхи (без Богородичнов) на 6 (ирмосы по дважды), преподобного на 4 и о слепом на 4.
Примечание. Тропари канона о слепом (в каждой песни) поются по дважды. «Слава» — Троичен, «И ныне» — Богородичен. Канон предпразднства Вознесения переносится на малое повечерие во вторник вечера (см. Типикон, 8 мая, 5-я Маркова глава).
Библейские песни «Поем Господеви...».
Катавасия Вознесения: «Спасителю Богу...».
По 3-й песни — кондак и икос преподобного, глас 3-й; ипакои Пасхи: «Предвари́вшия утро...». «Слава» — седален преподобного, глас 4-й, «И ныне» — седален праздника Триоди (о слепом), глас 1-й: «Воочи́л еси, Христе...».
По 6-й песни — кондак и икос Пасхи, глас 8-й.
На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы Пасхи.
Примечание. К тропарям канонов преподобного и о слепом «глаголем стихи песней» (ср. Типикон, гл. 50, «В среду 6-я седмицы по Пасце»).
По 9-й песни — светилен Пасхи. «Слава» — светилен преподобного, «И ныне» — светилен праздника Триоди: «Умныя мои очи...» (см. в Неделю о слепом).
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех (от отметки «на 4») стихиры преподобного, глас 2-й — 4 (первая стихира — дважды), и стихиры Пасхи, глас 5-й (с их припевами). «Слава» — преподобного, глас 6-й: «Преподобне отче...», «И ныне» — Пасхи: «Воскресения день...» (в конце «Христос воскресе...» единожды).
Великое славословие. По Трисвятом — тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезначальное Слово...». «Слава» — тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ра́ди...». Отпуст воскресный без Креста: «Воскресый из мертвых...».
Часы обычные (трехпсалмные). На часах — тропарь воскресный: «Собезначальное Слово...». «Слава» — тропарь преподобного. Кондаки Пасхи и преподобного — попеременно.
На Литургии после возгласа «Благословенно Царство...» — пасхальное начало (при открытых царских вратах).
Блаженны от канона Пасхи, песнь 3-я — 4 (со ирмосом), и преподобного, песнь 6-я — 4.
По входе — тропарь воскресный, тропарь преподобного. «Слава» — кондак преподобного, «И ныне» — кондак Пасхи.
Прокимен Пасхи, глас 8-й: «Сей день, егоже сотвори́ Господь, возрадуемся и возвеселимся во-нь», и преподобного.
Аллилуиарий Пасхи, глас 4-й: «Ты, воскрес, уще́дриши Сиона», и преподобного.
Апостол и Евангелие — дня и преподобного.
Задостойник Пасхи.
Причастен Пасхи: «Тело Христово...», и преподобного.
Окончание Литургии (после «Буди Имя Господне...» (трижды) и 33-го псалма) — как на самую Пасху.
Отпуст Пасхи с Крестом и трисвещником: «Христос, воскресы́й из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробе́х живот даровавый...» (поминаются свт. Иоанн Златоуст, святой храма и дня).
Примечание. «На трапе́зе быва́ет бра́тии утеше́ние вели́кое, си́речь: еле́ем, ры́бою и вино́м» (Типикон, гл. 50, «В среду 6-я седмицы по Пасце, на утрени»).
1 «В греческой Цветной Триоди, помимо того чинопоследования, какое имеется в славянской Триоди, дается и другое для вторника и среды настоящей седмицы, в котором во вторник полагается отдание Недели слепого, а в среду — отдание Пасхи. По этому чинопоследованию, служба отдания Пасхи на утрене и на Литургии во всем сходна с пасхальной службой. На вечерне положены стихиры на «Господи, воззвах» воскресные, глас 1-й, на 6. «Слава, и ныне» — «Всемирную славу...». На стиховне — стихира 1-го гласа «Страстию Твоею, Христе...», затем стихиры Пасхи. Отпуст вечерни пасхальный. Это чинопоследование положено для того, чтобы сообщить отданию Пасхи ту же торжественность, какую имеют все отдания великих праздников. Часы также положены пасхальные. О предпраздничном каноне Вознесения сказано, что он поется, когда изволит настоятель. Полагаем, что для приходских церквей допустимо принять это чинопоследование» [Из Православного календаря на 1929 год, изд. Митрополита Сергия (Страгородского)].