Собезначальное Слово Отцу и Духови, / от Девы рождшееся на спасение наше, / воспоим, вернии, и поклонимся, / яко благоволи плотию взыти на крест, / и смерть претерпети, / и воскресити умершия / славным воскресением Своим.
Богородичен, глас тойже.
Радуйся, двере Господня непроходимая./ Радуйся, стено и покрове притекающих к Тебе./ Радуйся, необуреваемое пристанище и неискусобрачная,/ рождшая плотию Творца Твоего и Бога, / молящи не оскудевай о воспевающих,/ и кланяющихся Рождеству Твоему.
Кондак, глас тойже.
Ко аду, Спасе мой, сошел еси,/ и врата сокрушивый яко Всесилен,/ умерших яко Создатель совоскресил еси,/ и смерти жало сокрушил еси,/ и Адам от клятвы избавлен бысть,/ Человеколюбче, темже вси зовем:/ спаси нас, Господи.
Божиим Духом подвизаемь, / слез твоих тучами изсохшее напоил еси, / и безплотное в пустыни житие показал еси, / и еже из глубины сердца бодренными молитвами и постом / благодеяния труды уплодоносил еси, / и вселенную всю просветил еси сиянием чудес твоих, / отче наш Кирилле. / Моли Христа Бога, спастися душам нашим.
Богослужебные указания: [скрыть] Неделя о мытаре и фарисее. Глас 5-й. Попразднство Сретения. Прп. Исидора Пелусиотского. Блгв. кн. Георгия Владимирского. Прп. Кирилла Новоезерского. Начало Постной Триоди. В воскресные дни (до Недели ваий) служба совершается по Октоиху и Триоди, а Минея опускается (за исключением дней памяти святых, имеющих бдение или полиелей, праздников Сретения и Благовещения, а также их предпразднства и попразднства).
Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службами Триоди и попразднства Сретения (по 9-й Марковой главе Типикона под 2 февраля: «Аще случится попразднство Сретения Господня в Неделю фарисееву...»).
Служба прп. Исидора Пелусиотского поется «в пяток, на повечерии» (см.: Типикон, гл. 49-я, 1-е «зри»).
На великой вечерне «Блажен муж» - кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 5-й - 4, Триоди, глас 1-й - 3 (первая стихира – дважды), и праздника, глас 4-й – 3 (см. 4 февраля, в службе прп. Исидора Пелусиотского). «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Вседержителю Господи...», «И ныне» – догматик, глас 5-й: «В Чермнем мори...».
Вход. Прокимен дня.
На литии стихиры праздника, глас 2-й (см. 4 февраля, в службе прп. Исидора Пелусиотского, на стиховне вечерни, без припевов) и Триоди (см. на хвалитех). «Слава» - Триоди, глас 3-й: «Мытаря и фарисея...», «И ныне» - праздника, глас 7-й: «Свет во откровение языков...» (см. 4 февраля, в службе прп. Исидора Пелусиотского, на стиховне утрени).
На стиховне стихиры воскресные, глас 5-й. «Слава» - Триоди, глас тот же: «Отягченныма очима...», «И ныне» – праздника, глас 2-й: «Священнаго Священная Дева...» (см. 4 февраля, в службе прп. Исидора Пелусиотского).
По Трисвятом – «Богородице Дево...» (дважды) и тропарь праздника, глас 1-й (единожды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й (дважды). «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные1.
Непорочны. «Ангельский собор». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 5-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Покаяния отверзи ми двери...», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасения стези...». Глас 6-й: «Помилуй мя, Боже...» и стихира Триоди, глас тот же: «Множества содеянных...»2.
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, Триоди3 на 4 и праздника на 4.
Библейские песни «Поем Господеви...».
Катавасия праздника: «Сушу глубородительную...»4.
По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 1-й. «Слава»5 – седален Триоди, глас 4-й (по выбору), «И ныне» – седален праздника, глас 8-й: «Родился еси...» (см. 4 февраля, в службе прп. Исидора Пелусиотского).
По 6-й песни – кондак Триоди, глас 3-й: «Воздыхания принесем...», и икос Триоди, глас тот же: «Сами себе...». И читается пролог, затем синаксарий6.
Примечание. О кондаке Триоди, глас 4-й: «Фарисеева убежим высокоглаголания...», Типикон умалчивает.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 5-й. «Слава» - светилен Триоди: «Высокоречия убежим...», «И ныне» – светилен праздника: «Духом во святилищи...» (см. 2 февраля).
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 5-й - 4, и праздника, глас 2-й и глас 7-й - 4 (см. 4 февраля, в службе прп. Исидора Пелусиотского, на стиховне утрени, со славником и припевами своими). «Слава» - Триоди, глас 8-й: «От дел похваленьми...», «И ныне» – «Преблагословенна еси...».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение...».
Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...».
Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» поется евангельская стихира, в данном случае 5-я. При пении этой стихиры бывает исхождение в притвор, где читаются Оглашения прп. Феодора Студита, после чего поется тропарь прп. Феодора, глас 8-й: «Православия наставниче...» (без Богородична), и читается 1-й час, который заканчивается воскресным малым отпустом7.
Примечание. «Подобает ведати, яко стихиры вся 11 утренния евангельския, от сея настоящия Недели и даже до Всех святых, на литиях утренних поются в притворе, на «Слава, и ныне». Ведомо же буди, яко от сея Недели начинаем чести в притворе, по отпусте литии, Оглашения святаго отца нашего Феодора Студита. И аще тамо есть игумен, чтутся от него; аще же ни, то от екклисиарха, стоящим и со вниманием послушающим братиям. По скончании же чтения глаголем тропарь преподобнаго Феодора, глас 8-й: «Православия наставниче...» без Богородична, и совершенный отпуст» (Типикон, гл. 49, 3-е и 4-е «зри»).
На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондаки Триоди и праздника читаются попеременно.
На Литургии блаженны гласа - 4, Триоди, песнь 6-я - 4, и праздника, песнь 4-я – 4.
На входе – «...Воскресый из мертвых...».
По входе – тропари и кондаки:
Примечание: Порядок пения тропарей и кондаков в 9-й Марковой главе Типикона под 2 февраля излагается без учета посвящения храма: тропарь воскресный, тропарь праздника. «Слава» – кондак Триоди, «И ныне» – кондак праздника. Согласно общему уставу, в храме святого может петься тропарь и кондак храма. Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 423, 428–431.
В храме Господском и Богородицы – тропарь воскресный, тропарь праздника. «Слава» – кондак Триоди, «И ныне» – кондак праздника.
В храме святого – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь храма; кондак Триоди. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак праздника.
Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и праздника.
Примечание. 9-я Маркова глава Типикона под 2 февраля умалчивает о прокимне, аллилуиарии и причастне праздника, но в соответствии с общим уставом они должны петься. Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 425.
Апостол и Евангелие – Недели о мытаре и фарисее.
Примечание.«Вестно буди, яко от днесь чтется Апостол и Евангелие, по субботам, прежде ряд субботы, потом святаго, до Недели Всех святых» (Типикон, гл. 49, 5-е «зри»). По мнению В. Розанова, это указание Типикона означает, что с Недели о мытаре и фарисее «начинаются периоды пения двух Триодей, в которые общим правилом служит чтение Апостола и Евангелия сначала дневных, а потом святого. Исключение из этого общего правила 48 гл. Типикона указывает в Сырную субботу, если случится Обретение главы Предтечи... В субботу пред Неделею блудного сына также нет никакого основания начинать с дневных чтений, потому что поются песнопения сначала Месячной Минеи, а потом Октоиха» (Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 341).
Задостойник праздника.
Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...».
Сноски: 1 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 5-го гласа: «Радуйся, двере Господня...».
2 Положенная здесь воскресная стихира, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...» отменяется, так как она заменяется особой стихирой Триоди, глас 6-й: «Множества содеянных...».
3 В тех храмах, где предписание о соединении канона с пением библейских пророческих песней остается трудноисполнимым, допустимо стихи из песней Священного Писания заменять особыми припевами, сообразуясь с содержанием канонов. Каноны воскресных дней периода пения Постной Триоди, выражающие покаянные чувства, можно петь с припевом: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя» (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 406–407). Канон в Неделю Торжества Православия с припевом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», а канон в Неделю Крестопоклонную с припевом: «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному».
4 В Триоди Постной в Неделю о мытаре и фарисее на утрене назначена катавасия «Отверзу уста моя...» (см.: Триодь Постная, ч. 1, л. 3, на обороте), но такое указание (без каких-либо оговорок) не охватывает всех возможных совпадений Триоди Постной с праздниками Минеи (ср.: Типикон, гл. 19): ведь Неделя о мытаре и фарисее может случиться в период с 11 января по 15 февраля, когда праздники Минеи следуют один за другим. Итак, если Неделя о мытаре и фарисее случится с 11 по 14 января (попразднство или отдание праздника Богоявления Господня), то катавасия – «Глубины открыл есть дно...». Если Неделя о мытаре и фарисее случится с 15 января по 9 февраля(включительно), то катавасия – «Сушу глубородительную землю...». Если Неделя о мытаре и фарисее случится с 10 по 15 февраля (включительно), то катавасия – «Отверзу уста моя...», которая и указана в последовании Триоди Постной, тогда как про другие ничего не говорится.
5 Расширительно толкуя схематичные указания Устава относительно богослужебных текстов по 3-й песни канона, можно считать допустимым следующий порядок исполнения песнопений: кондак и икос праздника, глас 1-й; седален Триоди, глас 4-й. «Слава» – ин седален Триоди, глас тот же, «И ныне» – седален праздника, глас 8-й: «Родился еси...» (см. 4 февраля, в службе прп. Исидора Пелусиотского).
6 «Сице долженствует пролог прежде яко обычай читати, потом же синаксарий Триоди, даже до Недели всех святых» (Типикон, гл. 49, 2-е «зри»).
7 Этот чин полагается совершать во все воскресные дни годичного богослужебного круга (за исключением праздника Святой Пасхи, когда читается Огласительное слово святого Иоанна Златоуста). При исхождении в притвор, согласно Типикону (ср.: 2 гл.), поется «стихира самогласна, яко обычай», под которой подразумевается храмовая стихира (ср.: Скабалланович М. Толковый Типикон. Вып. 2. С. 322–323) или стихира святого (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 40), которая в определенные дни года должна заменяться евангельской стихирой.
Дополнением к этому чину является помазание елеем; при этом чин, видоизменяясь, принимает следующую форму: после выхода в притвор с пением стихиры совершается лития – кадится праздничная икона в притворе, читается литийная молитва «Владыко Многомилостиве...», совершается помазание елеем от лампады святого, затем читаются Оглашения прп. Феодора Студита, поется тропарь прп. Феодора, глас 8-й: «Православия наставниче...», без Богородична, и совершается 1-й час, который заканчивается малым отпустом.
Такую форму чин принимает только тогда, когда в воскресный день случится великий святой, имеющий по Уставу всенощное бдение с литией, равно как и храмовый святой, а также полиелейный святой, у которого помазание елеем указывается в Типиконе (ср.: Типикон, 27 января). Во всех других случаях помазания елеем в воскресные дни не положено. Таким образом, по мысли Типикона, помазание елеем назначается не Недели ради, а ради памяти великого святого, случившегося в этот день (ср. 3-ю главу Типикона с главами 2, 4, 5 и 7).