Богослужебные указания: [скрыть] Неделя 31-я по Пятидесятнице, пред Богоявлением. Глас 6-й. Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Предпразднство Богоявления. Сщмч. Феопемпта, еп. Никомидийского, и мч. Феоны волхва. Прп. Синклитикии Александрийской. Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой предпразднства Богоявления и службой мучеников (без праздничного знака).
Примечание. Служба прп. Синклитикии может быть перенесена на повечерие в пятницу вечера (см. 4 января).
На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 6-й – 4, предпразднства, глас тот же – 3 (см. на стиховне вечера), и мучеников, глас 4-й – 3. «Слава» – предпразднства, глас 6-й: «Готовися, Иордане реко...», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажит...».
Вход. Прокимен дня.
На литии стихира храма[48] и стихиры предпразднства, глас 2-й (см. на стиховне утрени, без припевов). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 8-й: «Иоанне Крестителю...» (см. на стиховне утрени).
На стиховне стихиры воскресные, глас 6-й. «Слава, и ныне» – предпразднства, глас тот же: «Да возрадуется пустыня…» (см. на стиховне вечерни).
По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь предпразднства, глас 4-й (единожды).
Примечание. Канон предпразднства, положенный на повечерии под 5 января (глас 6-й: «Волною морскою...»), переносится на повечерие предыдущего дня (см. 4 января).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 6-й (дважды). «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас 4-й.
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные[49].
Непорочны[50] (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 9-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...».
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, предпразднства на 4 и мучеников на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия праздника Богоявления: «Глубины открыл есть дно…».
По 3-й песни – кондак и икос предпразднства, глас 4-й; ин кондак предпразднства, глас 2-й; седален мучеников, глас 1-й. «Слава, и ныне» – седален предпразднства, глас тот же: «Великий Дождь...».
По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 6-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 9-й. «Слава» – светилен предпразднства: «Яко виде...», «И ныне» – ин светилен предпразднства: «Из Девы возсиявый...».
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 6-й – 4, и предпразднства (см. на хвалитех утрени), глас тот же – 4 (с припевами своими; припевы см. в Минее в стиховнах вечерни или утрени). «Слава» – стихира евангельская 9-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси...».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба...»[51].
Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...».
Примечание. Чтение часов навечерия переносится на пятницу (3 января).
На 1-м и 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь предпразднства. Кондак предпразднства.
Примечание. Кондаки предпразднства читаются на 1-м и 6-м часах попеременно.
На 3-м и 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь предпразднства. Кондак воскресный.
Литургия свт. Иоанна Златоуста.
Блаженны гласа – 6, и предпразднства, песнь 3-я – 4.
На входе: «…Воскресый из мертвых…».
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь предпразднства; кондак воскресный. «Слава» – кондак предпразднства, «И ныне» – ин кондак предпразднства.
В храме Богородицы и святого – тропарь воскресный, тропарь предпразднства, тропарь храма; кондак воскресный, кондак предпразднства. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – ин кондак предпразднства.
Поется Трисвятое.
Прокимен и аллилуиарий – Недели пред Богоявлением[52].
Апостол и Евангелие – Недели пред Богоявлением.
Поется «Достойно есть...».
Причастен воскресный: «Хвалите Господа…».
Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...».
Примечание. «Подобает ведати: Яко аще случится навечерие святаго Богоявления в субботу или Неделю, пост не бывает[53]. Литургия же бывает Златоустаго во свое время по обычаю, якоже и всегда. И по отпущении Литургии в трапезу не ходим, но в притворе церковнем седшим нам, трапезарь дает по уломку хлеба коемуждо: или по малу хлебцу пшеничному, и мало смоквий и финик, и по единой чаше вина, яко да не наречется пост: ожидаем же вечерняго собора. Посем отшедше в келлии своя, безмолвствуем до времене вечерняго. Великаго же Василия Литургия совершается в самый праздник» (Типикон, 6 января, 2-е «зри»).
По установившейся церковной практике, сразу по окончании Литургии совершается 9-й час и великая вечерня праздника. По Уставу, богослужение должно начинаться «при часе же вечернем дне» (см. Типикон, 6 января). Таким образом, по мысли Типикона, великая вечерня совершается отдельно для того, чтобы обеспечить ей более торжественное служение. Бывает звон в великое, и потом во вся тяжкая.
По совершении 9-го часа иерей произносит начальный возглас вечерни: «Благословен Бог наш...». Чтец или хор: «Аминь». Чтец[54]: «Приидите, поклонимся...» (трижды).
Примечание. Если 9-й час перед вечерней не совершался, то в начале вечерни должно быть прочитано обычное начало. Иерей: «Благословен Бог наш...». Чтец или хор: «Аминь». Чтец: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся…» (трижды).
Псалом 103-й (читается). (Священник во время предначинательного псалма по обычаю читает светильничные молитвы перед царскими вратами.) Ектения великая. «Блажен муж…» – 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 2-й – 8 (каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Приклонил еси главу…».
Вход с Евангелием. «Свете Тихий». Прокимен дня, глас 8-й: «Се ныне благословите Господа…», стих: «Стоящии во храме Господни...».
Чтение 13 паримий праздника. После 3-й паримии, по обычаю, отверзаются царские врата. Чтец возглашает: «Глас пятый», и сам поет тропарь: «Явился еси в мире…». По Уставу, как тропари, так и псаломские стихи следует петь. Но обычно, по установившейся практике, зафиксированной в Синодальных нотных изданиях, поются только последние слова тропаря. Поэтому исполнение этих тропарей со стихами совершается в следующем порядке:
Чтец возглашает тропарь: «Явился еси в мире, Иже мир сотворивый, да просветиши во тьме седящия», и сам поет: «Человеколюбче, слава Тебе».
Певцы поют окончание: «Человеколюбче, слава Тебе».
Чтец: «Боже, ущедри ны и благослови ны, просвети лице Твое на ны и помилуй ны. Познати на земли путь Твой, во всех языцех спасение Твое. Да просветиши во тьме седящия».
Певцы: «Человеколюбче, слава Тебе».
Чтец: «Да исповедятся Тебе людие, Боже, да исповедятся Тебе людие вси. Да возвеселятся и возрадуются языцы, яко судиши людем правотою и языки на земли наставиши. Да просветиши во тьме седящия».
Певцы: «Человеколюбче, слава Тебе».
Чтец: «Да исповедятся Тебе людие, Боже, да исповедятся Тебе людие вси. Земля даде плод свой. Благослови ны, Боже, Боже наш, благослови ны, Боже, и да убоятся Его вси концы земли. Да просветиши во тьме седящия».
Певцы: «Человеколюбче, слава Тебе».
Чтец: «Слава» – «Да просветиши во тьме седящия».
Певцы: «Человеколюбче, слава Тебе».
Чтец: «И ныне» – «Да просветиши во тьме седящия».
Певцы: «Человеколюбче, слава Тебе».
Чтец: «Явился еси в мире, Иже мир сотворивый, да просветиши во тьме седящия», и сам поет: «Человеколюбче, слава Тебе».
Затворяются царские врата. Так же исполняется тропарь по 6-й паримии. На клиросе поют завершающие его слова: «Токмо на седящия во тьме? Слава Тебе».
По окончании паримий отверзаются царские врата. Ектения малая. Возглас: «Яко Свят еси, Боже наш…». Трисвятое не поется. По возгласе тотчас диакон: «Вонмем». Иерей: «Мир всем». Чтец: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость». Чтец: Прокимен, глас 3-й: «Господь – Просвещение мое...».
Апостол – 1 Кор., зач. 143 (от полу).
Аллилуиарий, глас 6-й: «Отрыгну сердце мое...».
Евангелие – Лк., зач. 9.
После Евангелия царские врата затворяются. Сугубая ектения: «Рцем вси…», «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…», возглас: «Яко Благ и Человеколюбец...»; молитва главопреклонения и возглас: «Буди держава Царствия Твоего...».
По возгласе молитвы главопреклонения тотчас поются (обычно стихирным напевом) тропари, глас 8-й: «Глас Господень…», и прочие по ряду. В это время священнослужители исходят царскими вратами «на источники» или к сосуду с водой, установленному в притворе либо во дворе храма. Предстоятель (в предшествии свещеносца и диакона с кадилом и свечой) износит на главе с воздухом Святой Крест и полагает его на украшенном аналое около воды. Затем раздает свечи сослужащим и совершает обычное каждение окрест воды, кадит иконы и предстоящих.
По окончании тропарей диакон: «Премудрость», читаются три паримии, Апостол и Евангелие, произносится великая ектения с каждением и особыми прошениями, во время которой иерей тайно читает молитву: «Господи Иисусе Христе, Единородный Сыне...». Если освящение воды совершается одним иереем (без диакона), он может прочитать тайную молитву во время паримий.
По окончании ектении возгласа не положено, но непосредственно после того, как певцы пропоют заключительное: «Тебе, Господи», иерей возглашает: «Велий еси, Господи…» (трижды) и читает молитву на освящение воды. При троекратном произнесении слов «Ты убо, Человеколюбче Царю…» священник каждый раз благословляет воду рукой[55], не погружая руку в воду. После молитвы с преклонением главы и возгласа иерей крестообразно благословляет воду Честным Крестом, погружая его «право» (то есть прямо), взяв Крест перстами обеих рук за концы перекладины, в вертикальном положении низводит в воду и крестообразно возводит. При этом иерей поет тропарь, глас 1-й: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…». Тропарь поется трижды, и совершаются три погружения Святого Креста в воду. По общепринятой практике, священнослужители поют только начало тропаря: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи», со слов же: «Троическое явися поклонение…» продолжают певцы. После этого предстоятель, держа Крест в левой руке, кропит крестообразно на четыре стороны (восток, запад, юг и север).
Затем молящимся, по Уставу, полагается, подходя к настоятелю, прикладываться ко Кресту и принимать окропление святой водой. На практике это удобнее делать после отпуста. Поэтому сразу после кропления на четыре стороны при пении на «Слава, и ныне» праздничной стихиры, глас 6-й: «Воспоим, вернии…» священнослужители входят в алтарь. Диакон: «Премудрость». Хор: «Благослови». Иерей: «Сый благословен…». Хор: «Аминь. Утверди, Боже…». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст (краткий праздничный) произносится из открытых царских врат: «Иже во Иордане креститися изволивый от Иоанна, нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».
По отпусте великой вечерни посреди церкви поставляется светильник, и около него изшедшие из алтаря священнослужители поют тропарь праздника, «Слава, и ныне» – кондак праздника. (Величание не поется.) Затем поются многолетны: «Великаго господина...», и во время целования Креста все окропляются святой водой.
Примечание. «Известно же буди всем о святей воде, яко нецыи суть отлучающе себе от святыя воды вкушения ради, не добре творят: ибо благодати ради Божия дана бысть на освящение миру и всей твари. Темже во всяких местех, и скаредных, и всюду кропится, яже и под ногами нашими суть: и где есть сих разум, еже не пити сея? но да увеси, яко не вкушения ради ястия нечистота в нас есть, но от скверных дел наших, очищени же от сих, пием без сомнения сию святую воду… Сего ради и в полунощи на праздник сей, вси почерпше в домы воду относят и соблюдают, и лето совершенно хранят, понеже днесь освящаются воды; и знамение бывает явственное, не растлевающуся вод оных естеству долготою времене, но лето совершенно, и два и три, множицею, днесь черпаемая вода цела и нова пребывает, и по толицем времени, ныне от источника взятой воде сравняется» (Типикон, 6 января, 1-е «зри»).
Примечание. На трапезе пост: «И пивше священную воду, входим в трапезу, и ядим совершенно, с древяномаслием и пием вино» (Типикон, 6 января, 2-е «зри»). «Сыра же и яиц и рыб никакоже дерзнем коснутися» (Типикон, 5 января, «зри»).
[48] Ср.: Типикон, 5 августа, Маркова глава.
[49] По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 6-го гласа: «Благословенную нарекий…».
[50] 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.
[51] На воскресной утрене в течение года по великом славословии поочередно поются два воскресных тропаря. Выбор тропаря зависит от гласа рядовой воскресной службы Октоиха: при воскресной службе 1-го, 3-го, 5-го и 7-го гласов поется тропарь, глас 1-й: «Днесь спасение миру бысть...», при воскресной службе 2-го, 4-го, 6-го и 8-го гласов – тропарь, глас 2-й: «Воскрес из гроба...» (ср.: Типикон, гл. 2-я; Часослов).
[52] Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 367.
[53] Это предписание Устава означает, что в сочельник Крещения, совпавший с субботой или воскресеньем, по совершении Литургии (до вечерни) разрешается немного подкрепиться пищей без масла. Ср.: Типикон, 5 января, «зри»: «По отпущении же Литургии ядим укрухи, и пием по единой чаши вина. Совершенно же ядим по отпусте вечерни, со елеем. Сыра же и яиц и рыб никакоже дерзнем коснутися».
[54] Согласно Уставу, «Приидите, поклонимся...» и предначинательный (103-й) псалом читается предстоятелем, по сложившейся практике – чтецом.
[55] «И сие убо священник глаголя трижды, и воду рукою благословляет на кийждо стих» (Минея-Январь. Ч. 1. С. 230). В архиерейском Чиновнике начало этого стиха имеет другую редакцию: «Сам убо, Человеколюбче Царю…» (Чиновник архиерейского священнослужения. Кн. 2. С. 54).