Понедельник, 19 Марта 2007 года (6 Марта 2007 по ст.ст.)
5-я седмица Великого поста, Глас седьмый
Великий пост.
Мчч. 42-х во Амморее: Константина, Аетия, Феофила, Феодора, Мелиссена, Каллиста, Васоя и прочих с ними (ок. 845).
Обретение Честного Креста и гвоздей св. царицею Еленою во Иерусалиме (326).
Прмчч. Конона и сына его Конона (270-275).
Прп. Аркадия Кипрского (ок. 361).
Икон Божией Матери: Ченстоховской, Шестоковской (XVIII) и "Благодатное небо" (XIV).
Мч. Авраамия Болгарского.
Прп. Фридолина, игумена, просветителя Верхнего Рейна.
Прп. Иова (в схиме Иисуса) Анзерского, Соловецкого (1720).
Богослужебные указания: [скрыть] Понедельник 5-й седмицы. Свв. 42-х мчч. Амморе́йских. Иконы Божией Матери, именуемой «Благодатное Небо». Вечерня. Подробное изложение порядка богослужения в Неделю вечера см. 5 февраля. Кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: 4 покаянные стихиры Октоиха 7-го гласа (две из вечерних стихир на стиховне, две из утренних), Триоди, глас 3-й и глас 7-й — 3, и мучеников, глас 4-й — 3. «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же: «Иже благочестно...».
Вход с кадилом. «Свете Тихий». Поется великий прокимен, глас 8-й: «Не отврати лица Твоего...», со стихами (по обычаю).
На стиховне стихиры Триоди, глас 7-й и глас 6-й. «Слава, и ныне» — Богородичен Триоди, глас 6-й: «Архангельски воспои́м вернии...».
Молитва прп. Ефрема Сирина читается с тремя великими поклонами (без малых). Окончание вечерни великопостное (см. 5 февраля).
На малом повечерии в Неделю вечером канон Богородицы опускается, так как накануне было всенощное бдение. Поется же служба мч. Конона (с 5 марта).
Полунощница, утреня и часы с изобразительными. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 6 февраля.
На утрене — кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. На 1-м часе — кафизмы нет; на 3-м часе — кафизма 7-я; на 6-м часе — кафизма 8-я; на 9-м часе — кафизма 9-я.
На вечерне1 — кафизма 10-я.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Триоди, глас 3-й и глас 8-й — 3, и мучеников, глас 2-й — 3 (с 9 марта, свв. 40 мучеников Севастийских)2. «Слава» — мучеников, глас тот же: «Терпя́ще настоя́щая...», «И ныне» — догматик, глас тот же: «Прейде сень законная...».
Вход с кадилом. «Свете Тихий»3. Чтение паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 4-й: «Настави мя, Господи, на путь Твой...», со стихом; прокимен 2-й паримии, глас тот же: «Любит Господь врата́ Сио́ня...», со стихом) и чтение трех паримий мучеников (с обычными возглашениями). «Сподоби, Господи». Ектения: «Исполним вечернюю молитву...», и молитва главопреклонения.
На стиховне стихиры Триоди, глас 7-й и глас 4-й. «Слава» — мучеников, глас 6-й: «В песнопе́ниих восхва́лим...», «И ныне» — Богородичен, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза́...» (см. Часослов, Богородичен 3-го часа).
По Трисвятом — тропарь мучеников, глас 1-й. «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, по гласу тропаря: «Гаврии́лу веща́вшу...».
Сугубая ектения и прочее4. Читается молитва прп. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами (без малых). После поклонов молитва: «Всесвятая Троице...», «Бу́ди имя Господне...» (трижды), «Слава, и ныне» — псалом 33-й: «Благословлю Господа...». Иерей (или диакон): «Премудрость». Певцы: «Достойно есть...». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим...» Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст великий и многолетны.
1 Вечерня начинается с «Приидите, поклонимся...» после молитвы прп. Ефрема Сирина в конце Изобразительных.
2 В связи с совпадением дня памяти святых Сорока́ мучеников Севастийских с четвергом 5-й седмицы св. Четыредесятницы, служба мучеников переносится на вторник 5-й седмицы (см. Типикон, 5-я Маркова глава под 9 марта: «Аще ли случится 40 мученик в четверток Великаго канона»).
3 На вечерне после «Свете Тихий» — обычное благословение: «Мир всем».
4 После возгласа ектении «Яко милостив...» — обычный возглас: «Премудрость», хор: «Благослови», иерей: «Сый благословен...», и читается молитва «Небесный Царю...», после которой — 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина (см.: Никольский К., прот. «Пособие к изучению...». С. 170—172, 230—234, 326).