Преображение Господа нашего Иисуса Христа. Тропарь, глас 7.
Преобразился еси на горе, Христе Боже, / показавый учеником Твоим славу Твою, / якоже можаху: / да возсияет и нам грешным / свет Твой присносущный, / молитвами Богородицы, / Светодавче, слава Тебе.
Кондак, глас тойже.
На горе преобразился еси,/ и якоже вмещаху ученицы Твои/ славу Твою, Христе Боже, видеша:/ да егда Тя узрят распинаема,/ страдание убо уразумеют вольное,/ мирови же проповедят,/ яко Ты еси воистинну Отчее сияние.
Богослужебные указания: [скрыть] Среда. Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Бденная служба праздника Преображения Господня совершается по Минее.
На великой вечерне кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 4-й – 8 (каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Прообразуя Воскресение Твое…».
Вход. Прокимен дня. Паримии праздника – 3.
На литии стихиры праздника, глас 2-й. «Слава» – праздника, глас 5-й: «Приидите, взыдем на гору…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Закона и пророков…».
На стиховне стихиры праздника, глас 1-й. «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Петру, и Иакову, и Иоанну…».
По Трисвятом – тропарь праздника, глас 7-й (трижды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 7-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.
Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды).
Полиелей. Величание праздника и избранный псалом. Седален праздника по полиелее, глас 4-й: «Возшед со ученики…». «Слава, и ныне» – ин седален праздника по полиелее, глас 8-й: «Сокровенную молнию…». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен праздника, глас 4-й: «Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуетася». Евангелие – праздника. По 50-м псалме: «Слава» – «Всяческая днесь радости исполнишася: Христос преобразися пред ученики», «И ныне» – тот же стих. Стихира, глас 5-й: «Божества Твоего, Спасе…».
Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и 2-й на 8 (ирмосы по дважды).
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Крест начертав…».
По 3-й песни – седален праздника, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тот же седален.
По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 7-й.
На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припев праздника: «Величай, душе моя, на Фаворе преобразившагося Господа»[10].
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава» – тот же светилен, «И ныне» – тот же светилен.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры праздника, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 8-й: «Поят Христос Петра…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 7-й (единожды). Отпуст праздника: «Иже на горе Фаворстей преобразивыйся во славе, пред святыми Своими ученики и апостолы, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».
На часах – тропарь и кондак праздника.
На Литургии праздничные антифоны.
Входное: «Господи, посли Свет Твой и истину Твою, та мя настависта и введоста мя в гору святую Твою».
Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, прости» (см. примечание 6 января).
По входе – тропарь праздника. «Слава, и ныне» – кондак праздника.
Поется Трисвятое.
Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника.
Апостол и Евангелие – праздника.
Задостойник – припев: «Величай, душе моя…» и ирмос: «Рождество Твое нетленно явися…» (и до отдания).
По заамвонной молитве – по традиции, освящение винограда и плодов. Перед чтением молитвы – каждение плодов при пении тропаря праздника и на «Слава, и ныне» – кондака праздника.
Диакон: «Господу помолимся». Певцы: «Господи, помилуй». Иерей читает молитву Служебника «во причащении гроздия [винограда]»: «Благослови, Господи, плод сей лозный новый…». Певцы: «Аминь».
Диакон: «Господу помолимся». Певцы: «Господи, помилуй». Иерей читает молитву Служебника «о приносящих начатки овощей»: «Владыко, Господи Боже наш…». Певцы: «Аминь».
Примечание. Минея содержит еще две молитвы – «молитву на благословение гроздия»: «Боже, Спасителю наш, благоволивый виноград нарещи...», и «молитву над всяким плодом»: «Господи, Боже наш, положивый верующим в Тя...».
Иерей кропит святой водой приготовленные виноград и плоды, произнося: «Освящаются плод сей лозный и плоды сия, окроплением воды сея священныя, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» (трижды).
Певцы: «Аминь». «Буди имя Господне…» (трижды) и 33-й псалом. Отпуст Литургии – как на утрене.
На трапезе разрешается рыба.
Примечание. «На трапезе же разрешаем на рыбу, и елей, и вино, аще и среда или пяток. Подобает ведати, яко предание имамы от Святых Отец от спасительнаго сего праздника Преображения, снедати гроздие, идеже обретается. Благословение приемше от иерея. Принесену бывшу гроздию в церковь, и по анафоре раздроблену. Глаголется же и молитва на благословение гроздия. Внимай: Яко аще кто от братий снест гроздие прежде сицеваго праздника, то преслушания запрещение да приимет, и да не вкусит гроздие чрез весь август месяц, яко заповеданный устав презрев: яко да от сего навыкнут и прочии повиноватися уставу Святых Отец. Сие же запрещение бывает и блюдущим винограды братии. Гроздию же на трапезе по празднице сем, трижды в неделю подобает предлагатися братии: сиречь в понедельник, в среду, в пяток, да вкушают братия. Сей устав бывает и на смоквах, и над прочими овощьми, яве яко времена их, кое когда приспеет. Сия же глаголем кроме приносимых блюдущим смокви, и раздаемым: снедают бо сия» (Типикон, 6 августа).
С 7 по 12 августа – попразднство Преображения Господня.
13 августа – отдание праздника Преображения Господня.
[10] По традиции, 1-й припев запевает священник или диакон.