Се Жених грядет в полунощи, / и блажен раб, егоже обрящет бдяща: / недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. / блюди убо душе моя, / не сном отяготися, / да не смерти предана будеши, / и Царствия вне затворишися, / но воспряни зовущи: / Свят, Свят, Свят еси Боже, / Богородицею помилуй нас.
Богослужебные указания: [скрыть] Великий Понедельник. Прпп. отцов, во обители св. Саввы убиенных. Прп. Евфросина Синозерского. На вечерне — кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» стихиры Триоди, глас 8-й — 6, те же, что пелись на стиховне в Неделю ваий (каждая стихира — дважды). «Слава» — Триоди, глас 8-й: «Радуйся и веселися...», «И ныне» — Триоди, глас тот же: «На Херуви́мех Носимый...».
Вход. «Свете Тихий». Прокимен дня (а не великий), глас 8-й: «Се ныне благословите Го́спода...». Читается: «Сподоби, Господи». Ектения: «Исполним вечернюю...», и молитва главопреклонения.
На стиховне стихиры самогласны Триоди, глас 2-й, глас 3-й и глас 7-й. «Слава» — Триоди, глас 2-й: «От ве́твий и ва́ий...», «И ныне» — Триоди, глас 3-й: «Страшно еже впа́сти в ру́це Бога Жи́ва...».
«Ныне отпущаеши». Трисвятое по «Отче наш». По возгласе иерея певцы поют тропари, глас 4-й: «Богородице Дево...» (поклон). «Слава» — «Крестителю Христов...» (поклон), «И ныне» — «Молите о нас, святии апостоли...» (поклон)1. Затем — «Под Твое благоутробие...» (без поклона). Чтец: «Господи, помилуй» (40). «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...». Иерей: «Сый благословен...». Чтец: «Небесный Царю...». Иерей: «Господи и Владыко живота моего...» (с тремя поклонами). После третьего поклона — «Слава Тебе, Христе Боже...» и отпуст: «Гряды́й Господь на вольную Страсть, нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец» (во всю Страстную седмицу святые храма и дня на отпустах суточных служб не поминаются), после этого хор поет многолетны: «Великаго Господина...».
Повечерие малое, с пением трипеснца св. Андрея Критского (1-я, 8-я и 9-я песни). Ирмосы по дважды, тропари — сколько есть (без повторений). В заключение каждой песни опять тот же ирмос.
По 1-й песни — «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» — седален, глас 4-й: «Смоковницы осуждение...».
Перед катавасией 8-й песни поется: «Хва́лим, благослови́м, покланя́емся Го́сподеви...».
По катавасии 9-й песни («Достойно есть» не поется) и Трисвятом — вместо обычных тропарей и кондаков — кондак Триоди, глас 8-й: «Иаков рыда́ше...» (см. на утрене Великого Понедельника), «Господи, помилуй» (40), молитва: «Иже на всякое время...» и далее по великопостному чину с молитвой прп. Ефрема Сирина (16 поклонов). Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш...» (а не «Грядый Господь на вольную Страсть...») и прощение от священника по обычаю, ектения: «Помолимся...».
Утреня. Начало обычное. По великой ектении поем «Аллилуия», глас 8-й. Тропарь, глас тот же: «Се Жених грядет в полу́нощи...». «Слава» — тот же тропарь, «И ныне» — тот же тропарь.
Кафизмы 4-я, 5-я и 6-я и седальны Триоди после каждой из них (малых ектений нет).
Примечание. В Страстную седмицу Псалтирь прочитывается полностью только один раз: в первые три дня (понедельник, вторник и среду) на утрене читаются три кафизмы, на часах (3-м и 6-м) — две, на 1-м и 9-м часах кафизм не бывает. На вечернях стихословится 18-я кафизма. В Великую Субботу на утрене поется 17-я кафизма (Непорочны) с похвала́ми (см. Постную Триодь, ч. 2, л. 395).
«И о сподобитися нам...». Иерей отверзает царские врата и читает Евангелие в алтаре (у престола) — Мф., зач. 84 (конец — в зачале 88: «И дастся язы́ку, творящему плоды его...»). После окончания Евангелия царские врата затворяются.
Псалом 50-й. «Спаси, Боже, люди Твоя...», «Господи, помилуй» (12), возглас: «Милостию и щедротами...». Певцы: «Аминь».
Трипеснец Триоди, глас 2-й. Ирмосы по дважды, тропари на 12. Библейские песни не стихословятся в течение Страстной и Светлой седмиц. К тропарям припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». (Этот припев — во всю Страстную седмицу.) После каждой песни на катавасию — ирмос трипеснца (оба лика вместе).
По 1-й песни — малая ектения. Возглас: «Ты бо еси Царь мира...». Кондак дня, глас 8-й: «Иаков рыда́ше...», и икос, глас тот же: «На рыдание ныне приложи́м рыдание...». Поется ирмос 8-й песни: «Устрашися отроко́в...».
На 9-й песни — каждение («Честнейшую» не поем).
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Малая ектения. Возглас: «Яко Тя хвалят...». Ексапостиларий «Чертог Твой...». «Слава» — тот же, «И ныне» — тот же.
«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех самогласны Триоди, глас 1-й и глас 5-й — 4 (каждая стихира — дважды). «Слава, и ныне» — Триоди, глас 5-й: «Господи, грядый ко страданию...».
Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает...» не произносится), и читается вседневное славословие.
Стихиры на стиховне Триоди, глас 5-й и глас 8-й (с обычными дневными припевами). «Слава, и ныне» — Триоди, глас 8-й: «Вторую Еву...».
Чтец: «Благо есть...» (дважды). Трисвятое по «Отче наш». По возгласе чтец — тропарь: «В храме стоя́ще славы Твоея...», «Господи, помилуй» (40). «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...». Иерей пред царскими вратами: «Сый благословен...». Чтец: «Небесный Царю...». Молитва прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь», и без отпуста утрени читает 1-й час.
1-й час по великопостному чину. Кафизмы нет. Тропарь часа: «Зау́тра услыши...» (со стихами). По «Отче наш» — кондак Триоди: «Иаков рыдаше...». Отпуст краткий: «Гряды́й Господь на вольную Страсть...» (святые храма и дня не поминаются).
Часы, изобразительны и вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров. Часы 3-й, 6-й и 9-й совершаются по великопостному чину с великопостными тропарями и поклонами. На 3-м часе — кафизма 7-я; на 6-м часе — кафизма 8-я; на 9-м часе кафизмы нет. На часах и изобразительных по «Отче наш» — кондак Триоди: «Иаков рыдаше...».
Особенности часов в первые три дня Страстно́й седмицы В понедельник, вторник и среду Страстной седмицы на 3-м, 6-м и 9-м часах читается Четвероевангелие. Перед чтением 3-го часа посреди церкви поставляется украшенный аналой, отверзаются царские врата, и иерей, в преднесении свечи и кадила, выносит на середину храма Евангелие. (Иерей должен быть облачен в епитрахиль и фелонь.) Положив Евангелие на аналой, за которым ставится возжженный светильник, иерей произносит возглас на начало часов. Затем священник с диаконом кадит окрест Евангелия, потом алтарь, иконостас, настоятеля, лики, молящихся и весь храм. Во время чтения псалмов 6-го часа совершается малое каждение, т. е. кадится Евангелие (окрест), иконостас, настоятель, лики и народ (с амвона). На 9-м часе совершается полное каждение храма, как и на 3-м часе.
Вынесенное Евангелие остается на середине храма на время чтения всех часов, иерей стоит перед ним и здесь же по обычаю произносит тропари часов и молитву прп. Ефрема Сирина с поклонами.
Евангельские чтения начинаются на 3-м и 9-м часах после Богородична часа, а на 6-м — после паримии и 2-го ее прокимна. Всех евангельских чтений — 9. Евангелие от Матфея читается в два приема, т. е. на 3-м и 6-м часах в понедельник. Евангелие от Марка также в два приема — в понедельник на 9-м часе и во вторник на 3-м. Евангелие от Луки читается в три приема, т. е. во вторник на 6-м и 9-м часах и в среду на 3-м. Евангелие от Иоанна читается не полностью, а до 1-го Евангелия Страстей («Ныне прославися Сын Человеческий...») — первое чтение в среду на 6-м часе и второе на 9-м.
Перед первым чтением евангелиста диакон произносит возглас: «И о сподобитися нам слышанию святаго Евангелия...». Певцы: «Господи, помилуй» (трижды). Диакон: «Премудрость, про́сти, услышим святаго Евангелия». Иерей: «Мир всем». Певцы: «И духови Твоему». Иерей: «От (имя рек) святаго Евангелия чтение». Певцы: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Диакон: «Вонмем». Иерей читает Евангелие, в конце певцы: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Перед вторым или третьим чтением того же евангелиста возглас: «И о сподобитися нам слышанию святаго Евангелия...» не произносится, но только: «Премудрость, про́сти, услышим святаго Евангелия». Перед чтением нового евангелиста означенные молитвословия повторяются, т. е. со слов: «И о сподобитися нам...», и далее порядок тот же.
После чтения Евангелия на 9-м часе иерей уносит Евангелие в алтарь. Царские врата и завеса закрываются.
По указанию Типикона, Евангелия от Матфея, Марка и Иоанна делятся каждое на две части, а Евангелие от Луки — на три (см. Типикон, гл. 49, «Во святый и великий понедельник на утрени», 2-е «зри»). В соответствии с этим указанием они могут быть разделены, например, так:
Понедельник На 3-м часе — Мф., зач. 1—66 (1, 1 — 16, 12).
На 6-м часе — Мф., зач. 67—116 (16, 13 — 28, 20).
На 9-м часе — Мк., зач. 1—39 (1, 1 — 9, 16).
Вторник На 3-м часе — Мк., зач. 40—71 (9, 17 — 16, 20).
На 6-м часе — Лк., зач. 1—38 (1, 1 — 8, 39).
На 9-м часе — Лк., зач. 39—82 (8, 40 — 16, 18).
Среда На 3-м часе — Лк., зач. 83—114 (16, 19 — 24, 53).
На 6-м часе — Ин., зач. 1—26 (1, 1 — 7, 36).
На 9-м часе — Ин., зач. 27—46 (7, 37 — 13, 32).
Если Евангелия первых трех евангелистов прочитаны ранее2, то Евангелие от Иоанна на Страстной седмице следует читать приблизительно в таком порядке:
Понедельник На 3-м часе — Ин., зач. 1—7 (1, 1 — 2, 25).
На 6-м часе — Ин., зач. 8—12 (3, 1 — 4, 46).
На 9-м часе — Ин., зач. 13—18 (4, 47 — 6, 13).
Вторник На 3-м часе — Ин., зач. 19—25 (6, 14 — 7, 13).
На 6-м часе — Ин., зач. 26—30 (7, 14 — 8, 30).
На 9-м часе — Ин., зач. 31—34 (8, 31 — 9, 38).
Среда На 3-м часе — Ин., зач. 35—38 (9, 39 — 10, 42).
На 6-м часе — Ин., зач. 39—41 (11, 1 — 12, 18).
На 9-м часе — Ин., зач. 42—46 (12, 19 — 13, 32).
Изобразительны — обычным великопостным порядком. После «Отче наш» — кондак Триоди: «Иаков рыдаше...». Отпуст краткий: «Гряды́й Господь на вольную Страсть...». Святые храма и дня на отпусте не поминаются. (Изобразительны в Понедельник и Вторник Страстной седмицы могут завершаться и обычным малым отпустом.)
Вечерняс Литургией Преждеосвященных Даров по обычному чину.
Кафизма 18-я.
На «Господи, воззвах» стихиры Триоди, глас 1-й, глас 5-й и глас 8-й — 10. «Слава, и ныне» — Триоди, глас 8-й: «Вторую Еву...».
Вход с Евангелием. «Свете Тихий». Чтение двух паримий (1-й прокимен, глас 6-й: «Благословит тя Господь от Сиона, и у́зриши благая Иерусалима»; стих: «Блажени вси боящиися Господа, ходя́щии в путе́х Его». 2-й прокимен, глас 6-й: «Благослови́хом вы во имя Господне»; стих: «Мно́жицею бра́шася со мною от юности моея»).
По «Да исправится молитва моя...» и молитве прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами) диакон исходит с Евангелием через царские врата на амвон. Диакон (или иерей): «Премудрость, про́сти, услышим...» и т. д. (если нет диакона, священник читает Евангелие у престола). Евангелие — Мф., зач. 98. Ектения: «Рцем вси...», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров. Отпуст краткий: «Гряды́й Господь на вольную Страсть...» (святые храма и дня на отпусте не поминаются).
Примечание. «На трапе́зе же яди́м сухояде́ние, и сим удовля́емся. И я́коже в 1-ю седми́цу свята́го сего́ поста́, си́це и в сия́ дни: в Вели́кий Понеде́льник, во Вто́рник и в Сре́ду пости́тися подоба́ет» (Типикон, Великий Понедельник вечера, 2-е «зри»). «Ве́дати бо подоба́ет, я́ко и Шесты́й Вели́кий Собо́р повеле́ спаси́тельныя Стра́сти дни в посте́ и моли́тве и умиле́нии се́рдца сотворя́ти ве́рным. В полу́нощи же Вели́кия Суббо́ты оставля́ти пост, боже́ственным евангели́стом, Матфе́ю и Луце́, о́вому у́бо по́зде в суббо́ту глаго́ланием, о́вому же у́тром глубо́ким ме́длемое на́м но́щи напису́ющим» (Типикон, Великий Понедельник вечера, 3-е «зри»).
Великое повечерие (в понедельник вечером) с тропарями обычными.
По «Слава в вышних Богу...» — трипеснец, творение прп. Андрея Критского, глас 8-й (песни 2-я, 8-я и 9-я), ирмосы по дважды, тропари без повторений. Катавасия — ирмос трипеснца (2-я песнь имеет два ирмоса, поэтому первый ирмос поется дважды в начале, а на катавасию — второй ирмос).
По 2-й песни — «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» — седален, глас 2-й: «Милосердием дви́жим, Христе...».
Перед катавасией 8-й песни поется: «Хва́лим, благослови́м, покланя́емся Го́сподеви...».
По катавасии 9-й песни («Достойно есть» не поется) и Трисвятом — кондак Триоди, глас 2-й: «Час, душе́, конца помысливши...» (см. на утрене Великого Вторника).
После кондака — «Господи Сил, с нами бу́ди...» и прочее по обычаю. Молитва прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Молитва: «Владыко Многомилостиве...» по обычаю. Чин прощения и ектения: «Помолимся...».
1 Песнопения «Богородице Дево...», «Крестителю Христов...», «Молите о нас, святии апостоли...» и «Под Твое благоутробие...» вечером во все Недели святой Четыредесятницы и в Неделю ваий поются «со сладкопением», а в дни Страстной седмицы — «поско́ру глаголются» (см. Типикон, гл. 49, «В Неделю ваий вечера», 1-е «зри»).
2 См. об этом 15 февраля, в среду 2-й седмицы Великого поста.