Вторник, 2 Июня 2009 года (20 Мая 2009 по ст.ст.)
Седмица 7-я по Пасхе, Глас шестый
Попразднство Вознесения Господня.
Мчч. Фалалея, Александра и Астерия (ок. 284).
[.:] Обретение мощей святителя Алексия, митр. Московского и всея России, чудотворца (1431).
Блгв. кн. Довмонта, во св. крещении Тимофея, Псковского (1299).
Мч. Аскалона (ок. 287).
Прп. Фалассия мироточца, Ливийского.
Прпп. Никиты, Иоанна и Иосифа, Хиосских.
Св. Етелберта, короля и мученика (793) (Кельт. и Брит.).
Прп. Стефана, игумена Сербского (Греч.).
Прп. Додо, ученика прп. Давида Гареджийского (Греч.).
Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, / радость сотворивый учеником / обетованием Святаго Духа, / извещенным им бывшим благословением, / яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.
Кондак, глас 6.
Еже о нас исполнив смотрение,/ и яже на земли соединив небесным,/ вознеслся еси во славе, Христе Боже наш,/ никакоже отлучаяся,/ но пребывая неотступный,/ и вопия любящим Тя:/ Аз есмь с вами и никтоже на вы.
Обретение мощей святителя Алексия, митр. Московского и всея России, чудотворца. Тропарь, глас 2.
Яко сокровище пребогатое, многодетно в земли сокровенное, / честныя мощи твоя обретошася чудоточащия, / всеблаженне отче святителю Алексие: / от нихже врачевство приемлюще, обогащаемся / и Христа славословим, глаголюще: / слава прославляющему святыя Своя.
Богослужебные указания: [скрыть] Вторник 7-й седмицы по Пасхе. Попразднство Вознесения. Обретение мощей свт. Московского Алексия, всея России чудотворца. Мч. Фалалея. Блгв. кн. Довмонта, во Святом Крещении Тимофея, Псковского. Приводим порядок совершения полиелейной службы свт. Московского Алексия в соединении со службой попразднства Вознесения (Триоди).
На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры на 8: Триоди, глас 4-й – 3, и святителя, глас 1-й – 5 (первая и вторая стихиры – дважды). «Слава» – святителя, глас 8-й: «Приидите, Российстии собори…», «И ныне» – Триоди, глас 4-й: «Егда пришел еси…».
Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3.
На стиховне стихиры святителя, глас 5-й (со своими припевами), или стихиры Триоди, глас 2-й (со своими припевами)[62]. «Слава» – святителя, глас 6-й: «Неиздаема есть благодать…», «И ныне» – Триоди, глас 4-й: «Низшедшее естество…».
По Трисвятом – тропарь святителя (по выбору). «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 4-й.
Отпуст: «Иже во славе...».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя (по выбору), «И ныне» – тропарь праздника, глас 4-й.
Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении.
По 1-м стихословии – седален святителя, глас 8-й: «Наста светоносный день…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален Триоди, глас 2-й: «Свыше на землю…».
По 2-м стихословии – седален святителя, глас 4-й: «Приидите, торжествуем…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален Триоди, глас 3-й: «Превечное Слово…».
Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 8-й: «Проповедует, отче…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален Триоди (см. по 1-м или по 2-м стихословии), или Богородичен Минеи, глас 8-й: «Яко Деву…»[63]. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4-й: «Честна пред Господем…». Евангелие – Ин., зач. 35 (от полу). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя…». Стихира святителя, глас 8-й: «Всяк язык да подвижится…».
Каноны: праздника Вознесения 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святителя (два канона) на 8.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия Вознесения: «Спасителю Богу…».
По 3-й песни – кондак и икос Вознесения, глас 6-й; седален святителя, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 8-й: «Всед на облаки…» (см. в праздник Вознесения, по 3-й песни канона).
По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 8-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника: «Учеником зрящим Тя...» (см. в праздник Вознесения).
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 6: Триоди, глас 2-й – 3 (см. на стиховне утрени), и святителя, глас 8-й – 3. «Слава» – святителя, глас тот же: «На Небо ведущий путь…», «И ныне» – Триоди, глас 4-й: «Егда вознеслся еси…» (см. на стиховне утрени).
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя (по выбору). «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 4-й.
Отпуст: «Иже во славе...».
На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь святителя. Кондаки праздника и святителя читаются попеременно.
На Литургии блаженны 1-го канона праздника (Вознесения), песнь 6-я – 4 (со ирмосом), и святителя, песнь 3-я (или 6-я) – 4.
Примечание. В службе святителя в Минее указаны блаженны святого, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и песнь 6-я – 4. Такой вариант, согласно Уставу, возможен (ср.: Типикон, 25 мая), однако при подобном распределении тропарей на блаженнах пропускается рядовая песнь канона праздника.
На входе – «…вознесыйся во славе…».
По входе – тропарь праздника, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь святителя; кондак храма святого. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника.
Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника (см. на Литургии в праздник Вознесения) и святителя.
Апостол и Евангелие – дня и святителя.
Задостойник Вознесения.
Отпуст: «Иже во славе...».
[62] Ср.: Типикон, 21 декабря (свт. Петра) и 11 января (прп. Феодосия); Минея общая, «Изъявление вкратце...».
[63] Пение Богородична, а не песнопения праздника допускается в службе вмч. Георгия, даже в дни Светлой седмицы (ср.: Типикон, 23 апреля, а также 2-ю Маркову главу под этим числом). Однако пение на «И ныне» седальна праздника Триоди предпочтительней пения Богородична Минеи.