Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, / троическое явися поклонение, / Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, / возлюбленного Тя Сына именуя, / и Дух в виде голубине, / извествоваше словесе утверждение. / Явлейся Христе Боже, / и мир просвещей, слава Тебе.
Кондак, глас 4.
Явился еси днесь вселенней,/ и свет Твой, Господи, знаменася на нас,/ в разуме поющих Тя:/ пришел еси, и явился еси,/ свет неприступный.
Память праведнаго с похвалами, / тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: / показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, / яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. / Темже за истину пострадав, радуяся, / благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию, / вземлющаго грех мира / и подающего нам велию милость.
Богослужебные указания: [скрыть] Суббота по Богоявлении. Попразднство Богоявления1. Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Служба Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна славословная, совершается вместе со службой попразднства Богоявления.
На великой вечерне кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника, глас 2-й — 3, и Предтечи, глас 1-й — 3. «Слава» — Предтечи, глас 6-й: «Во пло́ти светильниче...», «И ныне» — праздника, глас тот же: «Бог Слово явися...» (догматик гласа не поется).
Вход. Прокимен великий, глас 7-й: «Бог наш на Небеси́ и на земли́...», со стихами (по обычаю).
Сугубая ектения. «Сподоби, Господи...». Просительная ектения и молитва главопреклонения.
На стиховне стихиры праздника, глас 4-й. «Слава» — Предтечи, глас тот же: «Яко Духа рачитель...», «И ныне» — праздника, глас тот же: «Прииди́те, подража́им...».
По Трисвятом — тропарь Предтечи, глас 2-й. «Слава, и ныне» — тропарь праздника, глас 1-й.
Отпуст праздничный (в открытых царских вратах): «Иже во Иордане...» (с упоминанием Предтечи).
На утрене на «Бог Господь» — тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» — тропарь Предтечи, глас 2-й, «И ныне» — тропарь праздника, глас 1-й.
Кафизмы 16-я и 17-я2. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й.
Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), праздника 2-й со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды) и Предтечи на 4.
Библейские песни «Поем Господеви...».
Катавасия — ирмосы обоих праздничных канонов.
По 3-й песни — кондак и икос праздника, глас 4-й; седален праздника, глас 8-й: «Иордан струя́ми...». «Слава, и ныне» — тот же седален.
По 6-й песни — кондак и икос Предтечи, глас 6-й.
На 9-й песни поем припевы праздника.
По 9-й песни — светилен Предтечи. «Слава, и ныне» — светилен праздника.
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры праздника, глас 1-й — 4. «Слава» — Предтечи, глас 6-й: «Ангел из неплодных...», «И ныне» — праздника, глас 2-й: «Днесь Христос на Иордан...».
Великое славословие. По Трисвятом — тропарь Предтечи, глас 2-й. «Слава, и ныне» — тропарь праздника, глас 1-й.
Отпуст: «Иже во Иордане...» (с упоминанием Предтечи).
На часах — тропарь праздника. «Слава» — тропарь Предтечи. Кондаки праздника и Предтечи читаются попеременно.
На Литургии блаженны праздника, песнь 3-я — 4 (обоих канонов, первого канона — со ирмосом) и Предтечи, песнь 6-я — 4.
На входе — «...во Иордане крести́выйся...».
По входе — тропарь праздника, тропарь Предтечи. «Слава» — кондак Предтечи, «И ныне» — кондак праздника.
Прокимен, аллилуиарий и причастен — праздника и Предтечи.
Апостол и Евангелие — субботы по Богоявлении, дня (под зачало) и Предтечи.
Задостойник праздника (и до отдания).
Отпуст: «Иже во Иордане...» (с упоминанием Предтечи).
1 В период с 7 по 13 января, в продолжение попразднства Крещения, службы совершаются только по Минее — попразднства и рядовых святых. Отпуст во все эти дни, за исключением 8 января (воскресенье), праздничный, полный: «Иже во Иордане креститися изволивый от Иоанна...» с поминовением свт. Иоанна Златоуста (на Литургии), святого храма, рядового святого и всех святых.
Некоторые особенности попразднства Богоявления: 1) На утрене по кафизмах произносятся ектении.
2) После 9-й песни «Достойно есть» не поется.
3) Существует обычай на 1-м часе вместо «Взбранной Воеводе» петь кондак праздника.
4) На Литургии по входе поется: «...спаси ны, Сыне Божий, во Иордане крести́выйся, поющия Ти: аллилуия» (за исключением воскресенья).
5) Дневные тропари в период предпразднства и попразднства двунадесятых праздников не поются, так как песнопения Октоиха отменяются.
6) Перед чтением Апостола вначале произносится прокимен праздника и затем святого, если есть, а дневной опускается. Таков же Устав пения аллилуиария и причастнов.
7) На Литургии во все дни задостойник — припев и ирмос 9-й песни, глас 2-й: «Недоумеет всяк язык...».
2 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12).