Богослужебные указания: [скрыть] Суббота. Мчч. Сергия и Вакха. Прп. Сергия Обнорского. Прп. Мартиниана Белоезерского (службу зри 12 января). Служба мчч. Сергия и Вакха шестеричная, совершается вместе с субботней службой Октоиха.
На вечерне кафизма 18-я.
На «Господи, воззвах» стихиры мучеников, глас 6-й — 6 (каждая стихира — дважды). «Слава» — мучеников, глас 4-й: «Сергий и Вакх...», «И ныне» — догматик, глас 3-й: «Како не дивимся...».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 3-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» — 2-й: «Ве́лия Креста Твоего...», 3-й: «Велия мученик Твоих...», 4-й: «Пророцы, и Апостоли...»; припевы обычные со стиховны — см. Часослов). «Слава» — мучеников, глас 8-й: «Укрепи́ся Христовых му́ченик...», «И ныне» — Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Чистая Дево...».
По Трисвятом — тропарь мучеников, глас 5-й. «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас 3-й: «Тя, хода́тайствовавшую...».
На утрене на «Бог Господь» — тропарь мучеников, глас 5-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Радуйся, две́ре Господня...».
Кафизмы16-я и 17-я1. Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.
Каноны:
В храме Воскресения Христова — канон воскресный рядового гласа (с прошлой Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), мучеников на 6 и Октоиха (мученичный) на 4.
Примечание. О пении канонов в храме Воскресения Христова в субботу см. Октоих, ч. 1, с. 699.
В храме Господском и Богородицы — канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), мучеников на 6 и Октоиха (мученичный) на 4.
В храме святого — канон мучеников со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), храма на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.
Библейские песни «Поем Господеви...».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях — ирмосы мученичного канона Октоиха.
По 3-й песни — седален мучеников, глас 8-й. «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни — кондак и икос мучеников, глас 2-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни поется «Достойно есть». Светилен мучеников. «Слава» — ексапостиларий Октоиха, «И ныне» — Богородичен Октоиха.
«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры мучеников, глас 1-й и глас 4-й — 4 (первая стихира — дважды). «Слава» — мучеников, глас 3-й: «Коль добро́...», «И ныне» — Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Без се́мене зачала́ еси...».
«Тебе слава подобает...» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 3-й (мученичны из числа стихир на хвалитех — 1-й: «Святых мученик...», 2-й: «Царей и мучи́телей...», 3-й: «Силы святых ангел...»; припевы обычные со стиховны — см. Часослов). «Слава» — мучеников, глас 2-й: «Ви́дящи дре́вле...», «И ныне» — Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Прииди́те, Матерь Света...».
По Трисвятом — тропарь мучеников, глас 5-й. «Слава, и ныне» — Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «От Девы возсия́вый...».
На часах — тропарь и кондак мучеников.
На Литургии блаженны мучеников, песнь 3-я — 4 (со ирмосом) и блаженны Октоиха — 4.
По входе — тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы — тропарь храма, тропарь дня: «Апостоли, мученицы...», тропарь мучеников; кондак храма, кондак мучеников. «Слава» — «Со святыми упокой...», «И ныне» — «Яко начатки естества...».
В храме святого — тропарь дня: «Апостоли, мученицы...», тропарь мучеников; кондак мучеников. «Слава» — «Со святыми упокой...», «И ныне» — «Яко начатки естества...».
Прокимен, аллилуиарий и причастен2 — мучеников и дня.
Апостол и Евангелие — мучеников и дня.
1 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12).
2 Причастны мучеников и дня совпадают.