Деян., 22 зач., IX, 20-31. Ин., 52 зач., XV, 17 - XVI, 2. * Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 29 ноября - 4 декабря 1994 года установлено совершать в День Победы - 9 мая (26 апреля) особое ежегодное поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар. Тропарь, глас 4.
Приспе день светлаго торжества, / град Барский радуется, / и с ним вселенная вся ликовствует / песньми и пеньми духовными: / днесь бо священное торжество / в пренесение честных и многоцелебных мощей / святителя и чудотворца Николая, / якоже солнце незаходимое, возсия светозарными лучами, / разгоняя тьму искушений же и бед / от вопиющих верно: / спасай нас, яко предстатель наш великий, Николае.
Богослужебные указания: [скрыть] Пятница 5-й седмицы по Пасхе. Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар. Прор. Исаии. Мч. Христофора. Прп. Шио Мгвимского. Полиелейная или бденная служба свт. Николая совершается вместе со службой Триоди.
На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Триоди (самаряныни), глас 4-й – 3, и святителя, глас 8-й – 5 (первая и вторая стихиры – дважды). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Святителей удобрение…», «И ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «При студенце Иаковли…».
Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3.
На литии стихира храма и стихиры святителя, глас 2-й, глас 4-й и глас 8-й. «Слава» – святителя, глас 6-й: «Благий рабе…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Егда явился еси…» (см. на стиховне утрени).
На стиховне стихиры святителя, глас 4-й (со своими припевами)[26]. «Слава» – святителя, глас 6-й: «Человече Божий…», «И ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «Тако глаголет Господь…».
По Трисвятом: на всенощном бдении – тропарь святителя, глас 4-й (дважды) и «Богородице Дево…» (единожды); при полиелее – тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь…». «Слава» – тропарь святителя, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века…».
Примечание. О пении тропарей см. примечание 29 апреля (вариант Б).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь…» (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века…».
Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении.
По 1-м стихословии – седален праздника Триоди, глас 4-й: «От кладязя воды…». «Слава, и ныне» – тот же седален (см. в седальнах по 2-м стихословии)[27].
По 2-м стихословии – седален святителя, глас 4-й: «Удивил еси, Владыко…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас тот же: «От кладязя воды…» (см. в седальнах по 2-м стихословии), или Богородичен Минеи, глас тот же: «Нечистых помышлений...»[28].
Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 1-й: «Освящ себе житием…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 4-й: «От кладязя воды…» (см. по 2-м стихословии), или Богородичен Минеи, глас 1-й: «Безневестная Чистая…»[29]. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Честна пред Господем…». Евангелие святителя – Ин., зач. 35 (от полу). «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя…». Стихира святителя, глас 6-й: «Наследниче Божий…».
Каноны: праздника Триоди, глас 4-й: «Поразивый Египта…» (см. в Неделю самаряныни), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), и святителя (два канона) на 8.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия Пасхи: «Воскресения день…».
По 3-й песни – кондак и икос праздника Триоди, глас 8-й (см. в Неделю самаряныни); седален святителя, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 4-й: «Да радуется Небо…» (см. в Неделю самаряныни, по 3-й песни канона).
По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 3-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника Триоди: «В Самарию пришел еси…» (см. в Неделю самаряныни).
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех[30] стихиры святителя, глас 1-й и глас 2-й – 4. «Слава» – святителя, глас 5-й: «Вострубим трубою…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 6-й: «Источник живоначалия…» (см. на хвалитех).
Примечание. Допустимо стихиры на хвалитех петь следующим образом: стихиры праздника Триоди, глас 4-й – 3 (см. на стиховне утрени)[31], и святителя, глас 1-й и глас 2-й – 3. «Слава» – святителя, глас 5-й: «Вострубим трубою…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 6-й: «Источник живоначалия…» (см. на хвалитех).
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь…». «Слава» – тропарь святителя, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века…».
На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь святителя. Кондаки праздника Триоди и святителя читаются попеременно.
На Литургии блаженны от канона праздника Триоди (самаряныни), песнь 6-я – 4 (со ирмосом), и святителя, песнь 3-я – 4.
По входе: при всенощном бдении – тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы, тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника Триоди (самаряныни); при полиелее – тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь святителя; кондак храма святого. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника Триоди (самаряныни).
Прокимен и аллилуиарий – праздника Триоди (см. на Литургии в Неделю самаряныни) и святителя.
Апостол и Евангелие – дня и святителя.
Задостойник Пасхи.
Причастен Пасхи: «Тело Христово приимите...», и святителя.
[26] Стиховные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае вовсе не поются.
[27] Седальны Триоди по 1-м стихословии, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.
[28] Пение на «И ныне» седальна праздника Триоди предпочтительней пения Богородична Минеи.
[29] Пение Богородична, а не песнопения праздника допускается в службе вмч. Георгия, даже в дни Светлой седмицы (ср.: Типикон, 23 апреля, а также 2-ю Маркову главу под этим числом). Однако пение на «И ныне» седальна праздника Триоди предпочтительней пения Богородична Минеи.
[30] Хвалитные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.
[31] См. предыдущую сноску.