Наставниче благочестия, / сиротствующих питателю, / скорбящих утешителю, недугующих врачу безмездный, / душею страждущих скорый помощниче, / теплый молитвенниче о всех ко Господу, / святителю отче Иоанне, / моли Христа Бога спастися душам нашим.
Прп. Силуана, схимника Печерского, в Дальних пещерах. Тропарь, глас 3.
Многаго ти ради воздержания и безмернаго пощения / приемый свыше благодать чудотворения / и к Богу велие дерзновение стяжавый, / постником удобрение, Силуане, / Тому молися, / да подаст нам мир и велию милость.
Богослужебные указания: [скрыть] Понедельник. Сщмч. Тимофея Прусского. Свт. Иоанна, митр. Тобольского. Аллилуия. Начало Петрова поста. Собор Сибирских святых. Свт. Василия, еп. Рязанского (службу зри 3 июля). Свт. Павла, митр. Тобольского. Прп. Силуана схимника, в Дальних пещерах. Примечание. Определяя состав и порядок богослужения седмичных дней малых постов периода пения Октоиха (Рождественского, Петрова и Успенского), Типикон различает дни, когда поется «Бог Господь», и дни, когда поется «Аллилуия». В определенные дни пение «Аллилуия» заменяет собою «Бог Господь», предшествуя пению Троичнов Октоиха (см. Типикон, гл. 51; гл. 48, 14 ноября). В последованиях этих дней сказано: «Аллилуия или тропарь». Но если аллилуйная служба совпадет с субботой или Неделей, то она отменяется (вообще, когда аллилуйная служба совпадает с субботой, то согласно Типикону, гл. 12, 1-е «зри», если святой не имеет тропаря, должна совершаться заупокойная служба, по 13-й главе). Кроме того, аллилуйная служба назначается в первый день Рождественского и Петрова поста. Таким образом, в 2008 году в период Петрова поста аллилуйные службы (по великопостному чину) назначаются Типиконом на 10 и 20 июня.
В настоящее время, когда богослужение малых постов ничем не отличается от богослужений седмичных дней периода пения Октоиха, представляется уместным возродить древний устав аллилуйных служб, покаянное содержание которых подготовит молящихся к достойной встрече великих праздников. Пожелание возродить аллилуйные службы периода малых постов было высказано и на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. Вот что говорил в своем докладе один из участников Собора, профессор-литургист священник В. Д. Прилуцкий: «Для усиления значения поста в жизни христианина наш богослужебный строй для постных дней назначает службы, выделяющиеся своими особенностями. Наиболее заметные из них – это пение Аллилуия и поклоны с молитвою Ефрема Сирина. На практике эти особенности блюдутся в отношении лишь великопостного богослужения. Службы других постов у нас ничем уже не отличаются от обычных, хотя по Уставу и эти службы имеют отличия, приближающие их к великопостному богослужению. Нам нигде не приходилось слышать богослужение с Аллилуия и молитвою Ефрема Сирина в будние дни Филиппова, Петровского (и Успенского. – Сост.) постов. Многие даже и не подозревают, почему на некоторые числа ноября и декабря положены первыми стихиры Богородице, и иногда поют эти стихиры, не применяя других положенных по Уставу особенностей для таких служб. И кто знает, не через это ли опущение уставных требований посты Филиппов и Петровский нарушаются у нас с большей легкостью, чем режим великопостный» (см.: Богословские труды. Сб. 34. С. 300).
При аллилуйной службе Литургия не совершается, подобно тому как это бывает в понедельник, вторник и четверг первых шести седмиц Великого поста.
По Уставу, совершается аллилуйная служба (Б). По благословению настоятеля, может совершаться служба с «Бог Господь» (служба сщмч. Тимофея не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха) (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Иоанна, митр. Тобольского, в соединении со службой сщмч. Тимофея (без праздничного знака) (В).
А.На вечерне кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 8-й – 3, и священномученика, глас 4-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Тьмами, Пречистая, обещахся...».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Архангела Гавриила...».
По Трисвятом – тропарь священномученика (общий), глас 4-й: «И нравом причастник...» (см. в Минее общей, гл. 16, л. 91 об.). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Воспитавшейся во храме...».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь священномученика (общий), глас 4-й: «И нравом причастник...» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Воспитавшейся во храме...».
Кафизмы 4-я и 5-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.
Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и священномученика на 4.
Библейские песни «Господеви поем...».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи.
По 3-й песни – седален священномученика, глас 5-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни – кондак священномученика (общий), глас 4-й: «Во святителех благочестно...» (см. в Минее общей, гл. 16, л. 94).
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха.
«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Небесная поют Тя...».
По Трисвятом – тропарь священномученика (общий), глас 4-й: «И нравом причастник...». «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Яко всех еси творений...».
На часах – тропарь и кондак священномученика.
На Литургии вседневные антифоны.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня, тропарь священномученика; кондак дня, кондак священномученика. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь дня, тропарь храма, тропарь священномученика; кондак дня, кондак храма, кондак священномученика. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Предстательство христиан...».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня.
Апостол и Евангелие – дня.
Б. 9-й час – по обычаю.
На вечерне кафизмы нет.
«Господи, воззвах» поется во глас Богородичных стихир Минеи, в данном случае – на глас 4-й.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Богородицы1, глас 4-й: «Осуждения избави...» и др. – 3, и священномученика, глас тот же – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Тьмами, Пречистая, обещахся...».
Входа нет. Читается «Свете Тихий». В воскресенье вечером всегда поется дневной прокимен, глас 8-й: «Се ныне благословите Господа, вси раби Господни», со стихом [в остальные седмичные дни (вторник – пятница), если случится аллилуйная служба, вместо дневного прокимна поется «Аллилуия», во глас 6-й, со стихами из Часослова; накануне первого дня Рождественского поста – прокимен дня]. Читается «Сподоби, Господи...». Ектения: «Исполним вечернюю...», и молитва главопреклонения.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Архангела Гавриила...».
По Трисвятом – тропари, глас 4-й: «Богородице Дево...» (поклон). «Слава» – «Крестителю Христов...» (поклон), «И ныне» – «Молите за ны...» (поклон), «Под Твое благоутробие прибегаем...» (без поклона). Чтец: «Господи, помилуй...» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Сый благословен...». Чтец: «Аминь». Настоятель или чтец: «Небесный Царю...». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего...» с 3 великими поклонами2. Конечное Трисвятое не читается3. Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Произносится великий отпуст, поются многолетны.
В Неделю вечера [и накануне 1-го дня Рождественского поста] служится малое повечерие. Порядок тропарей и кондаков малого повечерия следующий [тропари и кондаки малого повечерия накануне 1-го дня Рождественского поста см. 15 ноября]:
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дневной: «Небесных воинств...», тропари малого повечерия: «Боже отец наших...», «Иже во всем мире...». «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Молитвами, Господи, всех святых...».
В храме Архангелов – тропарь дневной: «Небесных воинств...», тропари малого повечерия: «Боже отец наших...», «Иже во всем мире...». «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Молитвами, Господи, всех святых...».
В храме Предтечи, апостолов и святого – тропарь дневной: «Небесных воинств...», тропарь храма, тропари малого повечерия: «Боже отец наших...», «Иже во всем мире...». «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Молитвами, Господи, всех святых...».
В конце малого повечерия вместо обычного возгласа: «Молитвами святых отец наших...» произносится – «Боже, ущедри ны...». После этого возгласа читается молитва прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего...» (с 16 поклонами). Конечное Трисвятое по «Отче наш». Иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Молитва: «Нескверная, Неблазная...», и прочее окончание повечерия по обычаю.
Полунощница совершается вседневная с молитвой прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего...» (с 16 поклонами).
На утрене после начального возгласа «Благословен Бог наш...» – Трисвятое по «Отче наш...», «Господи, помилуй» (12), «Слава, и ныне». «Приидите, поклонимся...» и псалмы 19-й и 20-й (каждение всего храма). Шестопсалмие, великая ектения, и поем «Аллилуиа» во глас Октоиха, и Троичны гласа (как Великим постом).
Кафизмы 4-я и 5-я. Малых ектений по кафизмах нет. Седальны Октоиха с Богородичнами их. (В службе этого дня отсутствует кондак священномученика, поэтому мученичен Октоиха на своем месте, т. е. в седальнах по 2-м стихословии, не поется, а переносится на 6-ю песнь канона, где исполняется вместо кондака.)
Псалом 50-й.
Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и священномученика на 4.
Библейские песни «Господеви поем...».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи.
По 3-й песни – седален священномученика, глас 5-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни – мученичен гласа Октоиха (в данном случае – 8-го гласа): «Светом Небесным...» (см. в седальнах по 2-м стихословии)4.
Примечание. Если в Минее у святого есть кондак, то он поется по 6-й песни канона, а мученичен Октоиха глаголется в составе седальнов по 2-м стихословии.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни поется «Достойно есть». Малая ектения и светилен Троичен гласа (как Великим постом).
«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие. Ектения: «Исполним утреннюю...», и молитва главопреклонения.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «Небесная поют Тя...».
«Благо есть» (единожды). Трисвятое. По «Отче наш» – тропарь: «В храме стояще...». «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Сый благословен...». Чтец: «Аминь». Молитва: «Небесный Царю...». Молитва прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами), и тотчас 1-й час.
Примечание. К часам, по Уставу, присоединяются междочасия (в отличие от Великого поста, когда вместо них на часах читаются кафизмы). Кафизм на часах не полагается.
Час 1-й. «Приидите, поклонимся...» (трижды) и обычные псалмы. По прочтении трех псалмов чтец произносит тропарь часа: «Заутра услыши глас мой...». Он же (но не певцы) повторяет этот тропарь просто, без пения. Стих 1-й: «Глаголы моя внуши, Господи...», и тропарь: «Заутра услыши...»; стих 2-й: «Яко к Тебе помолюся, Господи...», и тропарь: «Заутра услыши...», «Слава, и ныне» – Богородичен часа: «Что Тя наречем...». «Стопы моя направи...», «Да исполнятся уста моя...» (читаются без повторений), Трисвятое по «Отче наш». Иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», Богородичен: «Преславную Божию Матерь...» [в среду и пяток – Крестобогородичен: «Скоро предвари...»]. «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время...». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Боже, ущедри ны...». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь». Конечное Трисвятое по «Отче наш». Иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Иерей – молитву: «Христе, Свете Истинный...», и начинается междочасие 1-го часа.
Междочасие 1-го часа (см. Следованную Псалтирь): «Приидите, поклонимся...» (трижды) и обычные псалмы. По прочтении трех псалмов чтец: «Слава, и ныне», Трисвятое по «Отче наш». Иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», тропарь: «Помилуй нас, Господи...», «Слава» – ин тропарь: «Господи, помилуй нас...», «И ныне» – Богородичен: «Милосердия двери...». «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей – возглас: «Молитвами святых отец наших...», и молитва прп. Ефрема Сирина (с 3 поклонами). Чтец: «Аминь». Две молитвы: 1-я молитва: «Боже Вечный, Безначальный...», 2-я молитва: «Посылаяй свет...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит отпуст. Поются многолетны («Великаго господина...») и по обычаю: «Утверждение на Тя надеющихся...». Поется стихира храма, и бывает исхождение в притвор для заупокойной литии.
Час 3-й. Иерей в епитрахили, перед царскими вратами (завеса не открывается), совершив три поклона (поясных), произносит возглас: «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш...», «Царю Небесный...» и прочее последование 3-го часа, как обычно. По прочтении трех псалмов чтец читает тропарь часа: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа...». Он же (но не певцы) повторяет этот тропарь просто, без пения. Стих 1-й: «Сердце чисто созижди во мне, Боже...», и тропарь: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа...»; стих 2-й: «Не отвержи мене от Лица Твоего...», и тропарь: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа...», «Слава, и ныне» – Богородичен часа: «Богородице, Ты еси лоза истинная...». «Господь Бог благословен...», Трисвятое по «Отче наш». Иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», тропарь: «Благословен еси, Христе Боже наш...», «Слава» – ин тропарь: «Скорое и известное даждь утешение...», «И ныне» – Богородичен: «Надежда и Предстательство...». «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время...». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Боже, ущедри ны...» (но не «Молитвами святых отец наших...»). Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь». Молитва: «Владыко Боже Отче Вседержителю...», и начинается междочасие 3-го часа.
Междочасие 3-го часа. «Приидите, поклонимся...» (трижды) и обычные псалмы. По прочтении трех псалмов чтец: «Слава, и ныне», Трисвятое по «Отче наш». Иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», тропарь: «Боже отец наших...», «Слава» – ин тропарь: «Мученицы Твои, Господи...», «И ныне» – Богородичен: «Стена необоримая...». «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей – возглас: «Молитвами святых отец наших...», и молитву прп. Ефрема Сирина (с 3 поклонами). Чтец: «Аминь». Молитва: «Господи, Боже наш...», и тотчас 6-й час.
6-й час. «Приидите, поклонимся...» (трижды) и обычные псалмы. По прочтении трех псалмов чтец произносит тропарь часа: «Иже в шестый день же и час...». Он же (но не певцы) повторяет этот тропарь просто, без пения. Стих 1-й: «Внуши, Боже, молитву мою...», и тропарь: «Иже в шестый день же и час...»; стих 2-й: «Аз к Богу воззвах...», и тропарь: «Иже в шестый день же и час...», «Слава, и ныне» – Богородичен часа: «Яко не имамы дерзновения...». «Скоро да предварят ны...», Трисвятое по «Отче наш». Иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», тропарь: «Спасение соделал еси...», «Слава» – ин тропарь: «Пречистому Образу Твоему...», «И ныне» – Богородичен: «Милосердия сущи источник...» [в среду и пяток – Крестобогородичен: «Препрославленна еси...»]. «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время...». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей – возглас: «Боже, ущедри ны...» (но не «Молитвами святых отец наших...»). Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь». Молитва: «Владыко Боже, Отче Вседержителю...» (см. последование 3-го часа; молитва: «Боже и Господи Сил...» читается на междочасии 6-го часа), и начинается междочасие 6-го часа.
Междочасие 6-го часа. «Приидите, поклонимся...» (трижды) и обычные псалмы. По прочтении трех псалмов чтец: «Слава, и ныне», Трисвятое по «Отче наш». Иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя...», «Слава» – ин тропарь: «Болезньми святых...», «И ныне» – Богородичен: «Молитвами, Господи, всех святых...». «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей – возглас: «Молитвами святых отец наших...», и молитву прп. Ефрема Сирина (с 3 поклонами). Чтец: «Аминь». Молитва: «Боже и Господи Сил...», и тотчас 9-й час.
9-й час. «Приидите, поклонимся...» (трижды) и обычные псалмы. По прочтении трех псалмов чтец произносит тропарь часа: «Иже в девятый час...». Он же (но не певцы) повторяет этот тропарь просто, без пения. Стих 1-й: «Да приближится молитва моя...», и тропарь: «Иже в девятый час...»; стих 2-й: «Да внидет прошение мое...», и тропарь: «Иже в девятый час...», «Слава, и ныне» – Богородичен часа: «Иже нас ради...». «Не предаждь нас до конца...», Трисвятое по «Отче наш». Иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», тропарь: «Видя разбойник...», «Слава» – ин тропарь: «Посреде двою разбойнику...», «И ныне» – Крестобогородичен: «Агнца, и Пастыря...». «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время...». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Боже, ущедри ны...». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами, т. к. есть междочасие). Чтец: «Аминь». Молитва: «Владыко Боже, Отче Вседержителю...» (см. последование 3-го часа; молитва: «Владыко Господи Иисусе Христе, Боже наш...» читается на междочасии 9-го часа), и начинается междочасие 9-го часа.
Междочасие 9-го часа. «Приидите, поклонимся...» (трижды) и обычные псалмы. По прочтении трех псалмов чтец: «Слава, и ныне», Трисвятое по «Отче наш». Иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», тропарь: «Просветивый земныя Крестом...». «Слава» – ин тропарь: «Яко разбойник...», «И ныне» – Крестобогородичен: «Нас ради Распятаго...». «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей – возглас: «Молитвами святых отец наших...», и молитву прп. Ефрема Сирина (с 3 поклонами). Чтец: «Аминь». Молитва: «Владыко Господи Иисусе Христе...», и тотчас изобразительны5.
Изобразительны. «Благослови, душе моя, Господа...». «Слава» – «Хвали, душе моя, Господа...», «И ныне» – «Единородный Сыне...», «Во Царствии Твоем...» (без пения). Блаженны гласа (см. Октоих). Прокимен, Апостол, аллилуиарий и Евангелие – дня. «Помяни нас, Господи...», «Помяни нас, Владыко...», «Помяни нас, Святый...» (без пения), «Лик Небесный поет Тя...», «Приступите к Нему...», «Лик Небесный...», «Слава» – «Лик святых Ангел и Архангел...», «И ныне» – «Верую во Единаго Бога...», «Ослаби, остави...», «Отче наш». Иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», и кондаки.
Кондаки (в понедельник):
В храме Господском – кондак храма, кондак дневной: «Архистратизи Божии...», кондак Минеи (если есть). «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Предстательство христиан...».
В храме Богородицы – кондак дневной: «Архистратизи Божии...», кондак Минеи (если есть). «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – кондак дневной: «Архистратизи Божии...», кондак храма, кондак Минеи (если есть). «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Предстательство христиан...».
Примечание. Если на утрене кондак святого отсутствовал, то на изобразительных он также не глаголется.
Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей – возглас: «Боже, ущедри ны...», и молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь». Конечное Трисвятое по «Отче наш», «Господи, помилуй» (12). Молитва: «Всесвятая Троице...». «Буди имя Господне...» (трижды), «Слава, и ныне» – псалом 33-й: «Благословлю Господа...» (весь до конца). Иерей (или диакон): «Премудрость». Хор: «Достойно есть...». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую Херувим...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст. Поются многолетны.
Литургия в этот день не совершается. Вечерня бывает в свое время.
В.На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры на 8: святителя, глас 4-й – 5, и священномученика, глас тот же – 3. «Слава» – святителя, глас 7-й: «Святителей украшение...», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Мати убо...».
Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3.
На стиховне стихиры святителя, глас 5-й. «Слава» – святителя, глас 8-й: «Святителю Христов Иоанне...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневестная Дево...».
По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава» – тропарь священномученика (общий), глас 4-й: «И нравом причастник...» (см. в Минее общей, гл. 16, л. 91 об.), «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от века...».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителя, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь священномученика (общий), глас 4-й: «И нравом причастник...», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от века...».
Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны святителя (по дважды).
Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Небесную дверь и кивот...». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Честна пред Господем...». Евангелие святителя. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя Иоанна...». Стихира святителя, глас 6-й: «Преподобне отче...».
Каноны: Богородицы со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), святителя на 6 и священномученика на 4.
Библейские песни «Поем Господеви...».
Катавасия «Отверзу уста моя...».
По 3-й песни – кондак священномученика (общий), глас 4-й: «Во святителех благочестно...» (см. в Минее общей, гл. 16, л. 94)6; седален святителя, глас 6-й. «Слава» – седален священномученика, глас 5-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 2-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры святителя, глас 8-й – 4. «Слава» – святителя, глас 6-й: «Днесь святитель Иоанн...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза...».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава» – тропарь священномученика (общий), глас 4-й: «И нравом причастник...», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от века...».
На часах – тропарь святителя. «Слава» – тропарь священномученика. Кондак только святителя.
На Литургии блаженны святителя, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь святителя, тропарь священномученика; кондак святителя. «Слава» – кондак священномученика, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь храма, тропарь святителя, тропарь священномученика; кондак храма, кондак святителя. «Слава» – кондак священномученика, «И ныне» – «Предстательство христиан...».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – святителя.
Апостол и Евангелие – дня и святителя.
Сноски: 1 Богородичные стихиры входят в состав служб, на которых поется «Аллилуия», и поются первыми.
2 Три великих поклона полагаются здесь в понедельник (т. е. в воскресенье вечером) и в 1-й день Рождественского поста (т. е. накануне 1-го дня поста вечером); в остальные седмичные дни (вторник – пятница), если случится аллилуйная служба,– 16 поклонов.
3 Конечное Трисвятое отменяется из-за сокращения (с 16-ти до 3-х) количества поклонов. В прочие дни при совершении аллилуйного богослужения конечное Трисвятое произносится.
4 По мнению В. Розанова (см.: его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 490–491), мученичен по 6-й песни канона предваряется стихом: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев», который также заимствуется из седальнов по 2-м стихословии.
5 Изобразительны, по традиции, совершаются при открытой завесе царских врат.
6 Кондак священномученика, глас 4-й (общий): «Во святителех благочестно...» (см. в Минее общей, гл. 16, л. 94) в богослужении данного дня (при соединении со службой свт. Иоанна, митр. Тобольского) может быть опущен (ср.: Типикон, 23 июля, служба мчч. Трофима, Феофила и иже с ними). В таком случае, в порядке пения тропарей и кондаков по входе на Литургии на «Славу» должен петься кондак святителя.