Свыше от Бога, преподобне, / благодать приял еси духовную, / и от Него убо познался еси, блаженне, / того ради и ты духом познал еси лучшая Его, / будущаго века пребывание, / и постнически испытався во своих обителех. / И ныне со ангели ликовствуя, / Спасу всех за ны молися, святе Димитрие, да вси вопием: / Слава Давшему ти крепость, / слава Венчавшему тя, / слава Действующему тобою всем исцеления.
Богослужебные указания: [скрыть] Вторник сырный. Иверской иконы Божией Матери (с 12 февраля). Свт. Московского Алексия, всея России чудотворца (с 12 февраля). Сщмч. Власия, еп. Севастийского. Прп. Димитрия Прилуцкого, Вологодского. Блгв. кн. Всеволода, во Святом Крещении Гавриила, Псковского. Мч. Георгия Софийского. На этот день переносятся со среды (12 февраля) полиелейные службы Иверской иконы Божией Матери и свт. Московского Алексия, всея России чудотворца (см. Типикон, 12 февраля, 1-е «зри»; 24 февраля, 4-я Маркова глава)[34].
Приводим порядок соединения службы Триоди со службами в честь Иверской иконы Божией Матери[36].
Примечание. Типикон не предусматривает совершения двух полиелейных служб, и в нем нет уставной главы, которая излагала бы подобное соединение, однако богослужебная практика допускает совершение такого типа богослужения (ср.: 25 января, вариант Б).
На вседневной[37] вечерне кафизма 6-я.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6[38]: Богородицы – 3 и святителя – 3. «Слава» – святителя, «И ныне» – Богородицы.
Вход[39]. Прокимен дня. Паримии Богородицы – 2 и святителя – 1. (Ектения сугубая: «Рцем вси...» не произносится.) «Сподоби, Господи...». Ектения просительная: «Исполним вечернюю молитву...», и молитва главопреклонения.
На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с припевами обычными). «Слава» – святителя, «И ныне» – Богородицы.
По Трисвятом – тропарь святителя. «Слава, и ныне» – тропарь Богородицы. Сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже...»[40], и отпуст.
На утрене на «Бог Господь» – тропарь Богородицы (дважды). «Слава» – тропарь святителя, «И ныне» – тропарь Богородицы.
Кафизмы 7-я и 8-я.
По 1-м стихословии малой ектении нет[41]. Седален Триоди, глас 8-й. «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же.
По 2-м стихословии малая ектения, возглас: «Яко Благ и Человеколюбец...». Седален святителя по 1-м стихословии, седален святителя по 2-м стихословии. «Слава, и ныне» – седален Богородицы.
Полиелей. Величания два – Богородицы и святителя. По полиелее седален Богородицы. «Слава» – седален святителя, «И ныне» – седален Богородицы. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен и Евангелие – Богородицы. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя…». Стихира по 50-м псалме – Богородицы.
Каноны:
1-я, 3-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я песни: Богородицы со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и святителя на 6.
2-я песнь: в начале поется ирмос 1-го трипеснца, глас 3-й: «Яко туча на троскот…», а в конце на катавасию ирмос 2-го трипеснца, глас 2-й: «Внемлите, людие…». Припев к тропарям: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», к Богородичну 1-го трипеснца: «Пресвятая Богородице, спаси нас».
8-я и 9-я песни: Богородицы и святителя на 6 (со ирмосом канона Богородицы)[42] и трипеснцы Триоди на 8.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия: по 1-й, 3-й, 4-й, 5-й, 6-й и 7-й песнях – «Отверзу уста моя...»; по 2-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы второго трипеснца.
По 3-й песни – кондак, икос и седален святителя. «Слава, и ныне» – седален Богородицы.
По 6-й песни – кондак и икос Богородицы.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя. «Слава, и ныне» – светилен Богородицы.
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы[43].
На хвалитех стихиры на 6: Богородицы – 3 и святителя – 3. «Слава» – святителя, «И ныне» – Богородицы.
Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает…» не произносится), и читается вседневное славословие[44]. Просительная ектения: «Исполним утреннюю молитву...», и молитва главопреклонения.
На стиховне стихиры Триоди, глас 3-й (с припевами обычными). «Слава» – святителя (см. напр., по 50-м псалме[46]), «И ныне» – Богородицы (см., напр., на литии).
«Благо есть» (единожды). Трисвятое. По «Отче наш» – тропарь святителя. «Слава, и ныне» – тропарь Богородицы. Сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже...»[47]. 1-й час и отпуст.
На часах – тропарь Богородицы. «Слава» – тропарь святителя. Кондаки святителя и Богородицы читаются попеременно.
На Литургии блаженны Богородицы, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и святителя, песнь 6-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь храма, тропарь Богородицы, тропарь святителя; кондак храма. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак Богородицы.
В храме Богородицы – тропарь Богородицы (Иверской иконы), тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак Богородицы (Иверской иконы).
В храме святого – тропарь Богородицы, тропарь храма, тропарь святителя; кондак храма. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак Богородицы.
Прокимен, аллилуиарий и причастен – Богородицы и святителя.
Апостол и Евангелие – дня, Богородицы (под зачало) и святителя.
[34] В храмах, освященных в честь Иверской иконы Божией Матери или свт. Московского Алексия, и в Богоявленском кафедральном соборе в Москве, где почивают мощи свт. Алексия, службы им не переносятся на вторник, а совершаются в среду сырной седмицы (см. Типикон, 12 февраля, 2-е «зри» и 28-я храмовая глава). Во вторник в таком случае совершается рядовая служба по Октоиху, Минее (сщмч. Власия, еп. Севастийского) и Триоди.
Празднование Дня тезоименитства Святейшего Патриарха Алексия II совершается во всех храмах в среду (12 февраля), независимо от переноса служб.
[36] Рядовая служба Минеи 11 февраля может быть перенесена на повечерие.
[37] См.: Типикон, 24 февраля, 3-я Маркова глава; ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 466.
[38] Ср.: Типикон, 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри».
[39] В Уставе (ср.: Типикон, 24 февраля, 3-я Маркова глава) о входе не упомянуто, но, по мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 466), «есть основание предполагать, что Типикон его подразумевает». Ср.: Типикон, 24 февраля, 12-я Маркова глава.
[40] После возгласа ектении «Яко милостив...» – обычное окончание: «Премудрость», певцы: «Благослови», иерей: «Сый благословен…», певцы: «Утверди, Боже…», иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас», певцы: «Честнейшую Херувим…», иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…», певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови», иерей произносит великий отпуст (на амвоне при затворенных царских вратах).
[41] Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 442, 466.
[42] Устав (см.: Типикон, 24 февраля, 3-я Маркова глава; 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри») не уточняет, сколько раз поется ирмос канона Минеи в песнях с трипеснцами. Согласно мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 442, 467), в данном случае ирмос канона Богородицы должен петься дважды.
[43] «Всякое дыхание...» перед хвалитными псалмами не поется, поскольку славословие на утрене читается (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 442, 467).
[44] См.: Типикон, 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри»; ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 442, 467.
[46] Ср.: Типикон, 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри».
[47] После возгласа ектении «Яко милостив...» – обычное окончание: «Премудрость», певцы: «Благослови», иерей: «Сый благословен…», певцы: «Утверди, Боже…», и читается 1-й час.