Дево Безневестная / и Мати Всечистая, / приемши от Архангела благовещение, / со тщанием востекла еси в Горняя, / и целовавши южику Твою, всечестную Елисаветь, / Материю Господа от сия наречена была еси, / и возвеличила возвеличившаго Тя Господа:/ Благословенна Ты в женах, / и благословен Плод чрева Твоего.
Свт. Софрония, еп. Врачанского. Тропарь, глас 1.
Щитом веры вооружився, / мечем словесе безбожныя агаряны посекая, / стадо твое упасл еси на земли. / В Небесней же обители вселився, / Христа моли даровати народу нашему / мир и велию милость.
Прп. Софрония, затворника Печерского, в Дальних Пещерах. Тропарь, глас 1.
Пространна пути, ведуща в пагубу, / блаженне Софроние, угонзая, / затворился еси в темне месте пещернем, / идеже день и нощь в молитвах и слезах / и в ручном деле подвизаяся, / обрел еси вечный живот и наслаждение.
Богослужебные указания: [скрыть] Суббота Акафиста. Похвала Пресвятой Богородицы. Свт. Софрония Иерусалимского. Свт. Евфимия Новгородского. Свт. Софрония Врачанского. Мч. Епима́ха (службу зри 31 октября). Прп. Софрония, затворника Печерского, в Дальних пещерах. Служба по Триоди. Служба свт. Софрония Иерусалимского поется на великом повечерии во вторник вечером (см. 8 марта).
Накануне в пятницу вечером совершается малое повечерие в келлиях без канонов и поклонов. Кондак на повечерии: «Взбранной Воеводе...».
Примечание. «Кано́н ме́ртвен гла́са пое́м в гробни́це» (Типикон, 49-я гл., «В пяток 5-я седмицы вечера»).
Утреня1. По возгласе «Благословен Бог наш...», чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный...», Трисвятое по «Отче наш...». Иерей: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Прииди́те, поклони́мся...» (трижды) и обычные псалмы 19-й и 20-й (на которых совершается каждение всего храма).
Шестопсалмие. Великая ектения. «Бог Господь» на 8-й глас, медленно, особым распевом, и тропарь праздника: «Повеле́нное тайно...» (дважды). «Слава, и ныне» — тот же тропарь.
Стихословится 16-я кафизма. Малая ектения.
После нее протяжно и со сладкопением поется кондак Акафиста: «Взбранной Воеводе...».
Примечание. Акафист Божией Матери состоит из 12 икосов и 12 кондаков (всего 24, по числу букв греческого алфавита); после каждого икоса поется: «Радуйся, Невесто Неневестная», после каждого кондака: «Аллилуия». Акафист разделяется на четыре части, по 3 икоса и 3 кондака в каждой.
По установившейся практике, Акафист читается иереем на середине храма перед иконой Пресвятой Богородицы (если служит собор священников, 1-ю и 4-ю части Акафиста обычно читает предстоятель, а 2-ю и 3-ю — другие священники по старшинству). В начале каждой части Акафиста поется 1-й кондак «Взбранной Воеводе...», при этом отверзаются царские врата; священнослужители выходят через царские врата, которые остаются открытыми; по прочтении каждой части Акафиста священнослужители уходят в алтарь, и царские врата затворяются.
Во время пения 1-го кондака в начале 1-й и 4-й частей Акафиста предстоятель в сопровождении диакона со свечой совершает полное каждение храма, начиная с алтаря; при пении 1-го кондака в начале 2-й и 3-й частей Акафиста бывает малое каждение (при соборном служении его совершают прочие священники по старшинству, в сопровождении диакона; если нет собора священников, малое каждение может совершать диакон). Во время чтения Акафиста диакон непрерывно кадит перед аналоем с иконой2.
После пения 1-го кондака «Взбранной Воеводе...» читается 1-я часть Акафиста — с 1-го икоса по 4-й кондак. Затем снова поется: «Взбранной Воеводе...».
Стихословится 17-я кафизма. Малая ектения. Поется: «Взбранной Воеводе...». Читается 2-я часть Акафиста — с 4-го икоса по 7-й кондак, снова поется: «Взбранной Воеводе...». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» — псалом 50-й.
Примечание. В храме Похвалы Богородицы после второго чтения икосов и кондаков поется полиелей, как это указано в 49 гл. Типикона («В субботу 5-я седмицы постов»).
Каноны (в 1-й — 5-й песнях):
В храме Господском — канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и Богородицы Триоди на 6.
В храме Богородицы — канон Богородицы Триоди со ирмосом на 12 (ирмосы по дважды).
В храме святого — канон Богородицы Триоди со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и храма на 6.
Библейские песни в праздничной редакции: «Поем Господеви...».
Катавасия (в 1-й — 5-й песнях): «Отверзу уста моя...».
По 3-й песни и малой ектении поется кондак «Взбранной Воеводе...». Читается 3-я часть Акафиста — с 7-го икоса по 10-й кондак, в конце снова поется: «Взбранной Воеводе...». Седален Богородицы, глас 1-й: «Великий воин...», «Слава, и ныне» — тот же седален.
Продолжается пение канона. Начиная с 6-й песни, канон храма не поется, но к канону праздника Богородицы со ирмосом на 6 (ирмос по дважды) присоединяются два четверопеснца Триоди на 8, на катавасию — ирмос второго четверопеснца.
По 6-й песни и малой ектении поется кондак: «Взбранной Воеводе...». Читается 4-я часть Акафиста — с 10-го икоса по 13-й кондак, причем 13-й кондак: «О Всепетая Мати...» поется или читается трижды, после него снова читается 1-й икос: «Ангел предстатель...», и поется 1-й кондак: «Взбранной Воеводе...».
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Малая ектения. Светилен праздника Богородицы (трижды).
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры Богородицы Триоди, глас 4-й — 4 (первая стихира — дважды). «Слава, и ныне» — Триоди, глас тот же: «Язы́ка, егоже не ве́дяше...».
Великое славословие. По Трисвятом — тропарь праздника, глас 8-й (единожды).
Утреня заканчивается по праздничному чину. По отпусте утрени читается 1-й час. На нем, как и на прочих часах, тропарь и кондак праздника.
Литургия свт. Иоанна Златоустого.
Блаженны от канона Акафиста, песни 3-я (со ирмосом) и 6-я — 8.
По входе — тропарь праздника. «Слава, и ныне» — кондак праздника.
Прокимен, аллилуиарий и причастен — Богородицы.
Апостол и Евангелие — субботы 5-й Поста и Богородицы.
Примечание.«На трапе́зе яди́м два варе́ния с еле́ем и пие́м вино́, благодаря́ще Всесвяту́ю Влады́чицу на́шу Богоро́дицу о бы́вшем от Нея́ чудеси́» (Типикон, гл. 49, «В субботу 5-я седмицы постов»).
1 «Ко у́трени зна́менает в 4-й час но́щи, моле́бнаго ради после́дования Ака́фиста» (Типикон, гл. 49-я, «В субботу 5-я седмицы постов»).
2 В описании Типикона пение Акафиста несколько отличается от установившейся практики: первый кондак «Взбранной Воеводе...» поется «на среде» храма, кондаки и икосы «глаголются от иерея во святем олтаре», каждения на «Взбранной Воеводе...» совершает диакон (см. Типикон, 49-я гл., «В субботу 5-я седмицы постов»).