Земная, прельщающая очеса миролюбцев, / возненавидел еси, отче Богоносне Дионисие, / за уметы та вменив, / шествуя путем скорбным, / и в терпении добр воин Христов явился еси, / победив страсти мира, / был еси до кончины непоколебимый благочестия поборник./ Темже мы днесь, совершая священную память твою, / духовными тя песньми ублажаем и смиренно молим, / да, предстоя Престолу Господа Бога, / ходатайствуеши о спасении душ наших.
Богослужебные указания: [скрыть] Понедельник 6-й седмицы по Пасхе. Свтт. Епифания, еп. Кипрского, и Германа, патриарха Константинопольского. Прославление сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (службу зри 17 февраля). Прп. Дионисия Радонежского. Прп. Антония Радонежского. Служба свтт. Епифания, еп. Кипрского, и Германа, патриарха Константинопольского, не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Триоди (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы сщмч. Ермогена (см. в Минее 17 февраля) в соединении со службой Триоди (Б).
А. На вечерне кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: свт. Епифания, глас 5-й – 3, и свт. Германа, глас 1-й – 3. «Слава, и ныне» – праздника Триоди (о слепом), глас 2-й: «Слепый родивыйся…».
Примечание. При службе двух святых, у каждого из которых есть свои стихиры на «Господи, воззвах», поются стихиры святых на 6. «Слава» – святого (если есть), «И ныне» – праздника. Стихиры праздника Триоди, указанные на «Господи, воззвах», поются на стиховне. Стихиры на стиховне, помещенные в Триоди (и принадлежащие системе Октоиха), не поются.
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 5-й (см. на «Господи, воззвах»). «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Мимоходя Иисус от святилища…» (см. в стихирах на стиховне).
По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезначальное Слово…». «Слава» – тропарь святителей, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века…».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезначальное Слово…» (дважды). «Слава» – тропарь святителей, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века…».
Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). Псалом 50-й.
Каноны: праздника Триоди, глас 5-й: «Землю, на нюже не возсия…» (см. в Неделю о слепом), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), свт. Епифания на 4 и свт. Германа на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи.
По 3-й песни – кондак и икос праздника Триоди, глас 4-й (см. в Неделю о слепом)[43]; седален свт. Епифания, глас 8-й. «Слава» – седален свт. Германа, глас тот же, «И ныне» – седален праздника Триоди, глас тот же: «Всех Владыка и Творец…» (см. в Неделю о слепом, по 3-й песни канона).
По 6-й песни – кондак и икос святителей, глас 4-й[44].
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника Триоди: «Умныя мои очи…» (см. в Неделю о слепом). «Слава» – светилен святителей, «И ныне» – ин светилен праздника Триоди: «Мимоидый Спас наш…» (см. в Неделю о слепом).
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры Триоди, глас 5-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 2-й: «Все житие…».
«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 5-й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «Господи, мимоходя путем…».
По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезначальное Слово…». «Слава» – тропарь святителей, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века…».
На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь святителей. Кондак только праздника Триоди.
На Литургии блаженны от канона праздника Триоди (о слепом), песнь 1-я – 6 (со ирмосом).
По входе – тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь святителей; кондак храма святого. «Слава» – кондак святителей, «И ныне» – кондак праздника Триоди (о слепом).
Прокимен и аллилуиарий – праздника Триоди (см. на Литургии в Неделю о слепом) и святителей.
Апостол и Евангелие – дня и святителей.
Задостойник Пасхи.
Причастен Пасхи: «Тело Христово приимите...», и святителей.
Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Триоди (о слепом), глас 5-й – 3, и святителя, глас 3-й – 5. «Слава» – святителя, глас тот же: «Молитвами святителя Ермогена…» (см. последнюю стихиру на «Господи, воззвах»), «И ныне» – праздника Триоди, глас 2-й: «Слепый родивыйся…».
Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3.
На стиховне стихиры святителя, глас 6-й (со своими припевами)[45]. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Мимоходя Иисус от святилища…».
По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезначальное Слово…». «Слава» – тропарь святителя, глас 4-й: «Приспе день светлаго торжества...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...».
Примечание. О пении тропарей см. примечание 29 апреля (вариант Б).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезначальное Слово…» (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас 4-й: «Приспе день светлаго торжества...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...».
Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении.
По 1-м стихословии – седален святителя, глас 4-й: «Строителя земли…». «Слава» – ин седален святителя, глас тот же: «Светлую твою память...», «И ныне» – седален праздника Триоди, глас 5-й: «Прежде Креста Твоего, Щедре…» (см. в седальнах по 2-м стихословии)[46].
По 2-м стихословии – седален святителя, глас 4-й: «Явился еси…». «Слава» – ин седален святителя, глас тот же: «Притецем, вернии...», «И ныне» – седален праздника Триоди, глас 5-й: «Прежде Креста Твоего, Щедре…» (см. в седальнах по 2-м стихословии).
Полиелей. Величание святителя и избранный псалом: «Услышите сия вси языцы...»[48]. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя: «Уста моя возглаголют…». Евангелие святителя. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя…». Стихира святителя, глас 4-й: «Предстатель теплейший…».
Каноны: праздника Триоди, глас 5-й: «Землю, на нюже не возсия…» (см. в Неделю о слепом), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святителя на 8.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия Пасхи: «Воскресения день…».
По 3-й песни – кондак и икос праздника Триоди, глас 4-й (см. в Неделю о слепом); седален святителя, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас тот же: «Всех Владыка и Творец…» (см. в Неделю о слепом, по 3-й песни канона).
По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 6-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника Триоди (см. в Неделю о слепом).
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 6: праздника Триоди, глас 5-й – 3 (см. на стиховне утрени)[49], и святителя, глас 7-й – 3. «Слава» – святителя, глас тот же: «Приидите, ублажим…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 2-й: «Все житие…» (см. на хвалитех).
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезначальное Слово…». «Слава» – тропарь святителя, глас 4-й: «Приспе день светлаго торжества...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...».
На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь святителя. Кондаки праздника Триоди и святителя читаются попеременно.
На Литургии блаженны от канона праздника Триоди (о слепом), песнь 1-я – 4 (со ирмосом), и святителя, песнь 3-я (или 6-я)[50] – 4.
По входе – тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь святителя; кондак храма святого. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника Триоди (о слепом).
Прокимен и аллилуиарий – праздника Триоди (см. на Литургии в Неделю о слепом) и святителя.
Апостол и Евангелие – дня и святителя.
Задостойник Пасхи.
Причастен Пасхи: «Тело Христово приимите...», и святителя.
[43] См.: Типикон, 12 мая.
[44] Там же.
[45] Стиховные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае вовсе не поются.
[46] Седальны Триоди по 1-м стихословии, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.
[48] Пение Богородична, а не песнопения праздника допускается в службе вмч. Георгия, даже в дни Светлой седмицы (ср.: Типикон, 23 апреля, а также 2-ю Маркову главу под этим числом). Однако пение на «И ныне» седальна праздника Триоди предпочтительней пения Богородична Минеи.
[49] Хвалитные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.
[50] Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 719.