Прп. Николы Святоши, кн. Черниговского, Печерского чудотворца, в Ближних пещерах. Тропарь, глас 2.
Отечество и славу княжения твоего оставил, / Князю смирения, Христови, усердно последовал еси, / преподобне отче наш Николо; / тем приял еси от Него вечное царство и славу на Небеси, / идеже ликуя, поминай нас чтущих память твою верно.
Прп. Параскевы Сербской. Тропарь, глас 2.
Пустынное и безмолвное житие возлюбивши, / и во след Христа, Жениха твоего, усердно потекши, / и Того благое иго во юности твоей вземши, / Крестным знамением к мысленным врагом мужески вооружившися, / постническими подвиги, постом, и молитвами, и слезными каплями / углие страстей угасила еси, достославная Параскево: / и ныне в Небеснем чертозе / с мудрыми девами предстоящи Христу, / моли о нас почитающих честную память твою.
Богослужебные указания: [скрыть] Суббота. Мчч. Наза́рия, Герва́сия, Прота́сия и Келси́я. Прп. Николы Святоши Черниговского. Прп. Параскевы Сербской. Прп. Космы Яхромского (службу зри 18 февраля). Служба мучеников не имеет праздничного знака, совершается вместе с субботней службой Октоиха.
На вечерне кафизма 18-я.
На «Господи, воззвах» стихиры мучеников, глас 4-й — 6. «Слава» — мучеников, глас 8-й: «Жертвы словесныя...», «И ныне» — догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ра́ди...».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 4-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» — 2-й: «Жертвы одушевле́нныя...», 3-й: «Честна́ смерть святых...», 4-й: «Иму́ще дерзновение...»; припевы обычные со стиховны — см. Часослов). «Слава, и ныне» — Богородичен Октоиха, глас тот же: «Свеще́ неугаси́мая...» (см. в стихирах на стиховне).
По Трисвятом — тропарь мучеников, глас 4-й. «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...».
На утрене на «Бог Господь» — тропарь мучеников, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...».
Кафизмы 16-я и 17-я1. Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.
Каноны:
В храме Воскресения Христова — канон воскресный рядового гласа (с прошлой Недели) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды, тропари на 4: два воскресных тропаря, один Крестовоскресный и один Богородичен), мучеников на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.
Примечание. О пении канонов в храме Воскресения Христова в субботу см. Октоих, ч. 1, с. 699.
В храме Господском и Богородицы — канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), мучеников на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.
В храме святого — канон мучеников со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), храма на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.
Библейские песни «Поем Господеви...».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях — ирмосы мученичного канона Октоиха.
По 3-й песни — седален мучеников, глас 8-й. «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни — кондак и икос мучеников, глас 2-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни поется «Достойно есть». Светилен мучеников. «Слава» — ексапостиларий Октоиха, «И ныне» — Богородичен Октоиха.
«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 4-й (мученичны из числа стихир на хвалитех — 1-й: «Кто не ужасается...», 2-й: «Ангелом соприча́стницы...», 3-й: «Ка́ко вашим подвиго́м...»; припевы обычные со стиховны — см. Часослов). «Слава, и ныне» — Богородичен Октоиха, глас тот же: «Едина Чистая...» (см. в стихирах на хвалитех).
По Трисвятом — тропарь мучеников, глас 4-й. «Слава, и ныне» — Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Тя величаем, Богородице, вопиюще: Ты еси купина́...».
На часах — тропарь и кондак мучеников.
На Литургии блаженны Октоиха — 6.
По входе — тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы — тропарь храма, тропарь дня: «Апостоли, мученицы...», тропарь мучеников; кондак храма, кондак мучеников. «Слава» — «Со святыми упокой...», «И ныне» — «Яко начатки естества...».
В храме святого — тропарь дня: «Апостоли, мученицы...», тропарь мучеников; кондак мучеников. «Слава» — «Со святыми упокой...», «И ныне» — «Яко начатки естества...».
Прокимен, аллилуиарий и причастен — дня.
Апостол и Евангелие — дня.
1 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12).