Вторник, 27 Ноября 2007 года (14 Ноября 2007 по ст.ст.)
Седмица 27-я по Пятидесятнице, Глас первый
Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост.
+ Апостола Филиппа (I).
Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского (ок. 1360).
Прп. Филиппа Ирапского (1527).
Правоверного царя Иустиниана (565) и царицы Феодоры (548).
Новомч. Константина Идрийского (Афон) (1800) (Греч.).
Свт. Дифрига, еп Херефорда (Дубриция) и св. Гвента, пустынника о. Бэрдсей (550) (Кельт. и Брит.).
Св. Мало (Макулуса) Британского (VII) (Кельт. и Брит.).
Новомч. Пантелеимона отрока, в Малой Азии (Греч.).
Новосщмч. прот. Димитрия Беневоленского.
Богослужебные указания: [скрыть] Вторник. Ап. Филиппа. Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост. Свт. Григория Паламы. Прп. Филиппа Ирапского. Примечание. Указание Устава о Рождественском посте: «До́лжни есмы́ в се́й Четыредеся́тнице сохраня́ти в ко́ейждо седми́це три́ дни́, постя́щеся от еле́я и вина́ — понеде́льник, сре́ду и пято́к. То́чию а́ще случи́тся вели́кий святы́й, в того́ бо па́мять разреша́ем, и твори́м за любо́вь свята́го пра́здника, его́ ра́ди, е́же е́сть сего́ ме́сяца: 16, [17, 19, 23,] 25, [27, 28,] 30; деке́мврия — [3,] 4, 5, 6, 9, [10, 13,] 17, 20 де́нь. В те бо дни́, а́ще во вто́рник или в четверто́к, яди́м ры́бу. В понеде́льник же, в сре́ду и в пято́к разреша́ем то́чию на еле́й и вино́, ры́бы же не яди́м, кроме́ хра́ма. А́ще ли еди́ному от си́х во оби́тели хра́м, разреша́ем на ры́бу и вино́. Введе́ние же Богоро́дицы в ки́й-ли́бо де́нь случи́тся, а́ще в сре́ду или пято́к, разреша́ем и на ры́бы. От 20-го числа́, да́же до 25-го, а́ще и суббо́та и Неде́ля случи́тся, не разреша́ем на ры́бы» (Типикон, 14 ноября, 1-е «зри»). Составителями «Богослужебных указаний» дополнительно указаны памяти некоторых русских святых и полиелейная служба 13 декабря (выделено квадратными скобками).
Совершается полиелейная служба ап. Филиппа.
На великой вечерне «Блажен муж» — 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры апостола, глас 6-й — 8 (первые две стихиры — трижды, третья — дважды). «Слава» — апостола, глас тот же: «Великаго, Филиппе...», «И ныне» — догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажи́т...».
Вход. Прокимен дня. Паримии апостола — 31.
На стиховне стихиры апостола, глас 1-й. «Слава» — апостола, глас 2-й: «Ча́ши аромат...», «И ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «О, чудесе́ новаго...».
По Трисвятом — тропарь апостола, глас 3-й. «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Тя, хода́тайствовавшую...».
На утрене на «Бог Господь» — тропарь апостола, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Тя, хода́тайствовавшую...».
Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны апостола (по дважды).
Полиелей. Величание апостола и избранный псалом. Седален апостола по полиелее, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна — 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен апостола, глас 4-й: «Во всю зе́млю...». Евангелие — апостола. По 50-м псалме: «Слава» — «Молитвами апостола...». Стихира апостола, глас 6-й: «Премудрый ло́вче...».
Каноны: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и апостола на 8.
Библейские песни «Поем Господеви...».
Катавасия «Отверзу уста моя...».
По 3-й песни — седален апостола, глас 8-й. «Слава» — ин седален апостола, глас тот же, «И ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни — кондак и икос апостола, глас 8-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен апостола (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи.
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры апостола, глас 8-й и глас 2-й — 4. «Слава» — апостола, глас 3-й: «Рыб лови́тву...», «И ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же: «Богородице, Предстательнице всех...».
Великое славословие. По Трисвятом — тропарь апостола, глас 3-й. «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Тя, хода́тайствовавшую...».
На всех часах — тропарь и кондак апостола.
На Литургии блаженны апостола, песнь 3-я — 4 (со ирмосом) и песнь 6-я — 4.
По входе — тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы — тропарь храма, тропарь апостола. «Слава» — кондак апостола, «И ныне» — кондак храма.
В храме святого — тропарь храма, тропарь апостола; кондак храма. «Слава» — кондак апостола, «И ныне» — «Предстательство христиан...».
Прокимен, аллилуиарий и причастен — апостола.
Апостол и Евангелие — понедельника, дня (под зачало) и апостола.
На трапезе — мясопуст2.
1 По традиции, новозаветные паримии читаются при открытых царских вратах.
2 То есть «мясу отпу́ст» — конец вкушения мяса. См. Типикон, гл. 48, 13 ноября, 2-е «зри».