Пятница, 27 Марта 2009 года (14 Марта 2009 по ст.ст.)
4-я седмица Великого поста, Крестопоклонная, Глас седьмый
Великий пост.
Прп. Венедикта Нурсийского (543).
Свт. Феогноста, митр. Киевского и всея России (1353).
Блгв. вел. кн. Ростислава-Михаила Мстиславича (1167).
Свт. Евсхимона исп., еп. Лампсакийского (IX).
Феодоровской-Комстромской иконы Божией Матери (1613).
Евр., 309 зач., III, 12-16. Мк., 6 зач., I, 35-44*. За упокой: 1 Сол., 270 зач., IV, 13-17. Ин., 16 зач., V, 24-30. * Если совершается служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная», то на утрене читается Евангелие от Луки, 4 зач., I, 39-49, 56, а на литургии - дня: Евр., 309 зач., III, 12-16. Мк., 6 зач., I, 35-44, и Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5-11. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28.
Богослужебные указания: [скрыть] Пятница 4-й седмицы. Прп. Венедикта. Феодоровской иконы Божией Матери. Себежской иконы Божией Матери, именуемой «Умиление». Литургия Преждеосвященных Даров. На великом повечерии в четверг вечером – канон Богородицы и служба прп. Венедикта (с этого дня).
Примечание. Стихиры Минеи (на «Господи, воззвах») не переносятся на повечерие, поскольку, согласно указаниям Постной Триоди, они поются на вечерне в четверг вечера (см. примечание 13 марта).
На утрене – кафизмы 13-я, 14-я и 15-я. Поется канон Креста и трипеснцы (ср.: 12 марта, примечание 1). По 9 песни – светилен гласа. Канон рядового святого поется на повечерии.
На 1-м часе кафизмы нет; на 3-м часе – кафизма 19-я; на 6-м часе – кафизма 20-я; на 9-м часе кафизмы нет.
На часах и на изобразительных – кондак Триоди (Креста), глас 7-й: «Не ктому пламенное оружие...».
В конце изобразительных совершается чин поклонения Кресту.
Примечание. Поклонение Кресту совершается не на 1-м часе, а по совершении часов, т. е. после того, как прочитаны будут присоединяемые к 9-му часу молитвословия из последования изобразительных. Таким образом, чин поклонения Кресту в пятницу следует совершать после молитвословий, которыми оканчиваются часы с изобразительными, т. е. после молитвы прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами), конечного Трисвятого, «Господи, помилуй» (12) и молитвы «Всесвятая Троице…». Именно это имеет в виду Триодь Постная, когда говорит: «И бывает крестопоклонение по отпетии часов по последнем Трисвятом» (чин поклонения Кресту см. 10 марта). Впрочем, также существует практика совершать поклонение Кресту после отпуста изобразительных[33] (ср.: Богослужебные указания на 1958 год. С. 82).
После поклонения иерей берет Честной Крест и вносит его в святой алтарь (через царские врата, в преднесении кадила и свечи), а оттуда в сосудохранительницу.
Далее обычное (для среды и пятка) окончание изобразительных. Иерей: «Премудрость». Певцы: «Достойно есть…» (до половины). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит отпуст: «Христос, Истинный Бог наш…». Певцы: «Господи, помилуй» (трижды). Многолетны, по традиции, не поются.
Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров см. 19 февраля.
На вечерне – кафизма 18-я.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди самогласен, глас 7-й: «Страстем поработив…» (дважды), мученичны Октоиха, глас тот же – 4 (1-й: «Мученицы тьму безбожия прогнаша...», 2-й: «Спасе, не постыди мене...», 3-й: «Слава Тебе, Христе Боже...», 4-й: «Святии мученицы...»), и стихиры Минеи, глас 8-й – 4 (мч. Агапия и иже с ним, с 15 марта; первая стихира – дважды). «Слава» – мертвен Октоиха, глас 7-й (см. в стихирах на стиховне в пяток вечера; по выбору), «И ныне» – догматик, глас тот же: «Мати убо…».
Вход с кадилом. «Свете Тихий». Чтение паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 4-й: «Пасый Израиля, вонми…», со стихом; прокимен 2-й паримии, глас тот же: «Радуйтеся Богу…», со стихом). «Да исправится молитва моя...», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров (по обычаю).
[33] «И по отпусте часов бывает поклонение Честному Кресту, поющим нам стихиры самогласны, якоже прежде изъявися: и взимается иереем Честный Крест, и относится во святый олтарь» (Типикон, 49-я глава, «В пяток же тоя [4-я] седмицы»).