Богослужебные указания: [скрыть] Неделя 8-я по Пасхе. День Святой Троицы. Пятидесятница. Мч. Иси́дора. Блж. Исидора Ростовского. Прп. Никиты, затворника Печерского, еп. Новгородского (службу зри 31 января). Вся служба по Триоди.
Примечание. По афонской традиции1 в День Святой Троицы на праздничный аналой кладется икона Пятидесятницы («Сошествие Святаго Духа на Апостолов»). Начиная с великой вечерни в сам день праздника (с коленопреклонными молитвами), на аналое находится икона Пресвятой Троицы. Этот образ в Понедельник Святаго Духа вечером (перед вечерней) опять заменяется на икону Пятидесятницы, которая остается на аналое до отдания праздника в субботу.
На великой вечерне «Блажен муж» — кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 1-й и глас 2-й — 10 (первая и четвертая стихира — дважды). «Слава, и ныне» — праздника, глас 8-й: «Прииди́те, людие...».
Вход2. Прокимен дня. Паримии праздника — 3.
На литии стихиры праздника, глас 2-й. «Слава, и ныне» — праздника, глас 8-й: «Егда Духа Твоего...».
На стиховне стихиры праздника, глас 6-й. «Слава, и ныне» — праздника, глас 8-й: «Язы́цы иногда...».
Примечание. После стиха «Не отве́ржи мене́ от лица Твоего...» поется стихира, глас 6-й: «Царю Небесный...». По традиции, это песнопение принято петь всенародно.
По Трисвятом — тропарь праздника, глас 8-й: «Благословен еси, Христе Боже наш...» (трижды).
На утрене на «Бог Господь» — тропарь праздника, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» — тот же тропарь.
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды).
Полиелей. Величание праздника и избранный псалом. Седален праздника по полиелее, глас 8-й. «Слава, и ныне» — тот же седален. Степенна — 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4-й: «Дух Твой Благи́й...». Евангелие — Ин., зач. 65. «Воскресение Христово видевше...» не поется, но тотчас по прочтении Евангелия — псалом 50-й. По 50-м псалме: «Слава» — «Молитвами апостолов...», «И ныне» — «Молитвами Богородицы...». Стихира, глас 6-й: «Царю Небесный...».
Каноны: праздника 1-й, глас 7-й, со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды), и 2-й, глас 4-й, со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды).
Библейские песни «Поем Господеви...».
Катавасия после каждой песни — сначала ирмос 1-го канона (в первой песни — «По́нтом покры́...»), затем 2-го (в первой песни — «Божественным покрове́н...»).
По 3-й песни — седален праздника, глас 8-й: «Спасовы рачи́телие...». «Слава, и ныне» — тот же седален.
По 6-й песни — кондак праздника, глас 8-й: «Егда снизшед язы́ки слия́...», и икос, глас тот же: «Скорое и известное даждь утеше́ние...».
На 9-й песни «Честнейшую» не поем. По традиции, припев к 9-й песни канона: «Апо́столи, соше́ствие Уте́шителя зря́ще, удиви́шася, ка́ко в ви́де о́гненных язы́к яви́ся Дух Святы́й»3.
По 9-й песни «Свят Господь Бог наш» не возглашается, но поется светилен праздника: «Всесвятый Ду́ше...» (дважды). «Слава, и ныне» — ин светилен праздника: «Свет — Отец...».
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры праздника, глас 4-й — 6 (каждая стихира — дважды). «Слава, и ныне» — праздника, глас 6-й: «Царю Небесный...».
Великое славословие. По Трисвятом — тропарь праздника, глас 8-й (единожды). Ектении и отпуст: «И́же в виде́нии о́гненных язы́к с Небесе́ низпосла́вый Пресвята́го Ду́ха на святы́я Своя́ ученики́ и апо́столы, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апо́стол, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».
На часах — тропарь и кондак праздника.
На Литургии антифоны праздника.
Входный стих: «Вознеси́ся, Господи, силою Твоею, воспое́м и пое́м силы Твоя».
Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, про́сти» (см. примечание 6 января).
По входе — тропарь праздника. «Слава, и ныне» — кондак праздника.
Вместо Трисвятого — «Ели́цы во Христа...».
Прокимен, глас 8-й: «Во всю зе́млю изы́де веща́ние их...».
Апостол — Деян., зач. 3. Евангелие — Ин., зач. 27.
Задостойник — ирмос: «Радуйся, Царице...» (до отдания).
Причастен: «Дух Твой Благи́й наставит мя на землю пра́ву».
После «Спаси, Боже, люди Твоя...» поем: «Видехом Свет Истинный...».
Отпуст праздника: «Иже в виде́нии огненных язык...» (как на утрене).
По сложившейся давней богослужебной практике Русской Церкви, сразу по отпусте Литургии царские врата и завеса закрываются, и читается 9-й час.
В конце 9-го часаотверзается завеса. Перед великой вечерней полагается трезвон, как в великие праздники. Начальный возглас вечерни: «Благословен Бог наш...». Чтец: «Царю Небесный»4. Предначинательный псалом (читается). Иерей читает светильничные молитвы на солее перед царскими вратами. Ектения великая с прибавлением после прошения «О плавающих...» особых прошений (см., напр., в Цветной Триоди). Кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 4-й — 6: «Преславная днесь...» и др. «Слава, и ныне» — праздника, глас 6-й: «Царю Небесный...».
Вход. Прокимен великий, глас 7-й: «Кто бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса», со стихами (по обычаю).
После прокимна диакон: «Паки и паки, прекло́ньше колена, Господу помолимся». Певцы: «Господи, помилуй» (трижды).
Иерей читает первую коленопреклонную молитву5.
1-я молитва: «Пречисте, Нескверне, Безначальне, Невидиме...». Присоединяется также молитва «Благословен еси, Господи, Владыко Вседержителю...». По окончании молитвы диакон: «Заступи, спаси, помилуй, возстави и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию», певцы: «Господи, помилуй» (единожды), диакон: «Пресвятую, Пречистую...», певцы: «Тебе, Господи». Иерей: «Твое бо есть, еже миловати...».
Ектения: «Рцем вси...». Возглас: «Яко Милостив...».
Диакон: «Паки и паки, преклоньше колена...». Певцы: «Господи, помилуй» (трижды).
Иерей читает вторую молитву.
2-я молитва: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, мир Твой пода́вый человеком...». Присоединяется также молитва «Господи, Господи, избавле́й нас от всякия стрелы́, летящия во дни...». По окончании молитвы диакон возглашает: «Заступи, спаси, помилуй, возстави...», певцы: «Господи, помилуй» (единожды), диакон: «Пресвятую, Пречистую...», певцы: «Тебе, Господи». Иерей: «Благоволением и благостию Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, с Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом...».
«Сподоби, Господи...».
Диакон: «Паки и паки, преклоньше колена...». Певцы: «Господи, помилуй» (трижды).
Иерей читает третью молитву.
3-я молитва: «Приснотекущий, Животный и Просветительный Источниче...». Присоединяется также молитва: «Боже Великий и Вечный...». И другая молитва: «Боже Великий и Вышний...». По окончании молитвы диакон: «Заступи, спаси, помилуй, возстави...», певцы: «Господи, помилуй» (единожды), диакон: «Пресвятую, Пречистую...», певцы: «Тебе, Господи». Иерей: «Ты бо еси Упокоение душ и телес наших, и Тебе славу возсылаем...». Царские врата затворяются.
Ектения: «Исполним вечернюю...», и молитва главопреклонения.
На стиховне стихиры праздника, глас 3-й: «Ныне в зна́мение всем...» и т. д. «Слава, и ныне» — праздника, глас 8-й: «Прииди́те, людие...».
По Трисвятом — тропарь праздника, глас 8-й: «Благословен еси, Христе Боже наш...» (единожды). На тропарь, по обычаю, отверзаются царские врата.
Возглашение: «Премудрость», и прочее по обычаю.
Отпуст из открытых царских врат: «Иже от Отчих и Божественных недр истощи́вый Себе и с Небесе́ на землю соше́дый, и наше все восприе́мый естество, и обожи́вый е, по сих же на Небеса паки возше́дый и одесну́ю се́дый Бога и Отца, Божественнаго же и Святаго, и Единосущнаго, и Единосильнаго, и Единославнаго, и Соприсносущнаго Духа низпославый на святыя Своя ученики и апостолы, и Сим просвети́вый убо их, теми же всю вселенную, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя и Пренепорочныя Святыя Своея Матере, святых славных, прехвальных богопроповедников и духоносных апостолов и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».
С 15 мая по 19 мая — попразднство Пятидесятницы.
20 мая — отдание праздника Пятидесятницы.
1 См.: Святогорский Устав. Троице-Сергиева Лавра, 2002. С. 183—184.
2 Перед входом на вечерне, по обычаю, предстоятель раздает священнослужителям цветы, с которыми совершается вся служба.
3 Этого припева нет в Цветной Триоди. Он указывается в нотной Цветной Триоди (М., Синодальная тип., 1914) и в Служебнике (М., 2005).
4 По установившемуся обычаю, «Царю Небесный» в начале вечерни поет народ.
5 Все коленопреклонные молитвы иерей читает на коленях в царских вратах, лицом к народу; по установившейся практике, во время чтения молитв иерей держит в руках цветы.