Свт. Ионы, митр. Московского и всея России, чудотворца. Тропарь, глас 3.
Ярем Господень измлада восприим, / и Того стопам невозвратным желанием последовал еси, / и освященнаго подвига достигл, / святительства паству приим и чудес от Бога дары прият, / с верою приходящим к раце мощей твоих / подаеши различным недугом исцеление неоскудно, / отче наш Ионо, святителю Христов, /моли Христа Бога даровати нам велию милость.
Прпп. Григория и Кассиана Авнежских . Тропарь, глас 8.
Православия наставницы, / благочестия и чистоты учителие, / Церкви Вологодстей богодарованное украшение, / преподобнии отцы наши Григорие и Кассиане, / молите Милостиваго Бога, / да вашим предстательством подаст благодать и мир стране нашей / и душам нашим спасение.
Патриархов великое удобрение,/ святителем красото, монахом правило, / пустынником славу, милости подателя, разсуждения светильника, / сошедшеся, вернии, восхвалим, / кротости учителя, Божественнаго рачителя, / премудраго архипастыря, великаго святителя и отца, / Ефрема, Патриарха Сербскаго, / звезду, темныя люди просвещающую / и вся верныя озаряющую. / Темже, притекающе к раце мощей его, / любовию целуем я и вопием: / святе святый, непрестай молити Христа Бога / спастися душам нашим.
Свт. Михаила, митр. Киевского. Тропарь, глас 4.
Днесь пророчествие во апостолех Первозваннаго исполнися: / се бо на сих горах возсия благодать и вера умножися. / И иже неверием обветшавший / Божественною купелию отродишася / и быша людие обновления, / царское священие, язык свят, Христово стадо, / емуже ты первый пастырь явился еси, / яко первее Крещением послуживый. / И ныне, предстоя Владыце Христу Богу, / моли всем сыном русским спастися: / имаши бо дерзновение яко иерарх Божий и священнослужитель.
Познан быв от пелен освящен / и явлься благодатей исполнен, / чудесы мир озарил еси / и демонов множество отгнал еси, / священнодетелю Феодоре, / темже о нас молися Господеви.
Богослужебные указания: [скрыть] Суббота. Прор. Амоса. Свт. Ионы, митр. Московского. Прп. Иеронима Стридонского. Прмчч. Григория и Кассиана Авнежских. Свт. Ефрема, патриарха Сербского. Вмч. блгв. кн. Лазаря Сербского. Свт. Михаила, первого митр. Киевского (службу зри 30 сентября). Прп. Феодора Сикеота (службу зри 22 апреля). Служба свт. Ионы, митр. Московского, полиелейная, совершается вместе со службой прор. Амоса (без праздничного знака).
На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры на 8: святителя, глас 4-й – 5, и пророка, глас 2-й – 3. «Слава» – святителя, глас 6-й: «Благоухает Божественная рака...», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небесный...».
Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3.
На стиховне стихиры святителя, глас 1-й. «Слава» – святителя, глас 4-й: «Егдаубо Богу...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Призри на моления...».
По Трисвятом – тропарь святителя, глас 4-й. «Слава» – тропарь пророка (общий), глас 2-й (см. в Минее общей, гл. 7, л. 42 об.), «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 8-й: «Иже нас ради...».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителя, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь пророка (общий), глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 8-й: «Иже нас ради...».
Кафизмы 16-я и 17-я1. Малые ектении. Седальны святителя (по дважды).
Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен и Евангелие – святителя. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя Ионы...». Стихира святителя, глас 6-й: «Благоухает Божественная рака...».
Каноны:
В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), святителя на 6 и пророка на 4.
В храме святого – канон Богородицы (с прошедшей Недели)2 со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), святителя на 6 и пророка на 4.
Примечание. При совпадении памяти славословного, полиелейного или бденного святого с субботним днем в храме святого должен петься Богородичный канон с воскресной утрени отдаваемого гласа (см. Типикон, гл. 11-я, «зри»; Минея общая, «Изъявление вкратце»). Это является особенностью субботнего богослужения, на котором происходит отдание гласа, действовавшего в течение седмицы.
Впрочем, В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», ч. 1, отд. 3, гл. 28) допускает при полиелее святого в субботу пение Богородичного канона из службы святого или общего канона Богородицы, глас 8-й: «Воду прошед...» (из Часослова) или «Колесницегонителя фараона...» (из приложения Октоиха).
Библейские песни «Поем Господеви...».
Катавасия «Отверзу уста моя...».
По 3-й песни – кондак пророка, глас 4-й; седален пророка, глас 3-й. «Слава» – седален святителя, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 8-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры святителя, глас 8-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Небеснаго Царя и Владыки...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Бога, из Тебе воплотившагося...».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя, глас 4-й. «Слава» – тропарь пророка (общий), глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 8-й: «Иже нас ради...».
На часах – тропарь святителя. «Слава» – тропарь пророка. Кондак только святителя.
На Литургии блаженны святителя, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь святителя, тропарь пророка; кондак святителя. «Слава» – кондак пророка, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь храма, тропарь святителя, тропарь пророка; кондак храма, кондак святителя. «Слава» – кондак пророка, «И ныне» – «Предстательство христиан...».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – святителя и дня3.
Апостол и Евангелие – святителя и дня.
Примечание. В период пения Октоиха на Литургии в субботу рядовые чтения следуют после чтений святых. В воскресные дни рядовые чтения предваряют чтения святого. В седмичные дни рядовые чтения предваряют чтения святого, даже при полиелейном и бденном святом; впрочем, при бденном святом рядовые чтения обычно переносятся на предыдущий или на следующий день.Сноски: 1 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей.
2 См. в Октоихе, в воскресной службе 8-го гласа. В Неделю всех святых воскресная служба Октоиха 8-го гласа дана на ряду в Триоди Цветной.
3 См.: Типикон, гл. 15-я; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 372.