Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, / тогда ад умертвил еси блистанием Божества: / егда же и умершия от преисподних воскресил еси, / вся силы небесныя взываху: / Жизнодавче, Христе Боже наш, слава Тебе.
Богородичен, глас тойже.
Вся паче смысла,/ Вся преславная Твоя, Богородице, таинства,/ чистоте запечатанной, и девству храниму,/ Мати позналася еси неложна,/ Бога рождши истиннаго;/ Того моли спастися душам нашим.
Кондак, глас тойже.
Воскресл еси от гроба, Всесильне Спасе,/ и ад видев чудо, ужасеся,/ и мертвии восташа;/ тварь же видящи срадуется Тебе,/ и Адам свеселится,/ и мир, Спасе мой, воспевает Тя присно.
Свт. Ионы, митр. Московского и всея России, чудотворца. Тропарь, глас 3.
Ярем Господень измлада восприим, / и Того стопам невозвратным желанием последовал еси, / и освященнаго подвига достигл, / святительства паству приим и чудес от Бога дары прият, / с верою приходящим к раце мощей твоих / подаеши различным недугом исцеление неоскудно, / отче наш Ионо, святителю Христов, /моли Христа Бога даровати нам велию милость.
Прпп. Григория и Кассиана Авнежских . Тропарь, глас 8.
Православия наставницы, / благочестия и чистоты учителие, / Церкви Вологодстей богодарованное украшение, / преподобнии отцы наши Григорие и Кассиане, / молите Милостиваго Бога, / да вашим предстательством подаст благодать и мир стране нашей / и душам нашим спасение.
Патриархов великое удобрение,/ святителем красото, монахом правило, / пустынником славу, милости подателя, разсуждения светильника, / сошедшеся, вернии, восхвалим, / кротости учителя, Божественнаго рачителя, / премудраго архипастыря, великаго святителя и отца, / Ефрема, Патриарха Сербскаго, / звезду, темныя люди просвещающую / и вся верныя озаряющую. / Темже, притекающе к раце мощей его, / любовию целуем я и вопием: / святе святый, непрестай молити Христа Бога / спастися душам нашим.
Свт. Михаила, митр. Киевского. Тропарь, глас 4.
Днесь пророчествие во апостолех Первозваннаго исполнися: / се бо на сих горах возсия благодать и вера умножися. / И иже неверием обветшавший / Божественною купелию отродишася / и быша людие обновления, / царское священие, язык свят, Христово стадо, / емуже ты первый пастырь явился еси, / яко первее Крещением послуживый. / И ныне, предстоя Владыце Христу Богу, / моли всем сыном русским спастися: / имаши бо дерзновение яко иерарх Божий и священнослужитель.
Познан быв от пелен освящен / и явлься благодатей исполнен, / чудесы мир озарил еси / и демонов множество отгнал еси, / священнодетелю Феодоре, / темже о нас молися Господеви.
Богослужебные указания: [скрыть] Неделя 3-я по Пятидесятнице. Глас 2-й. Прор. Амоса. Свт. Ионы, митр. Московского и всея России, чудотворца. Прп. Иеронима блаженного, Стридонского. Прмчч. Григория и Кассиана Авнежских. Свт. Ефрема, патриарха Сербского. Вмч. блгв. кн. Лазаря Сербского. Свт. Михаила, первого митр. Киевского (службу зри 30 сентября). Прп. Феодора Сикеота (службу зри 22 апреля). Собор всех новоявленных мучеников Христовых, по взятии Царяграда пострадавших. Собор Новгородских святых. Празднество в Вологде всем преподобным отцам Вологодским. Собор Белорусских святых. Служба прор. Амоса не имеет праздничного знака, совершается вместе с воскресной службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Ионы, митр. Московского, в соединении с воскресной службой Октоиха (Б).
А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 2-й – 7, и пророка, глас тот же – 3. «Слава, и ныне» – догматик, глас тот же: «Прейде сень законная…».
Вход. Прокимен дня.
На литии стихира храма и Богородичные стихиры Павла Аморрейского, глас 6-й (см. на «Господи, воззвах» в воскресной службе 2-го гласа в Октоихе, без стихов). «Слава, и ныне» – его же стихира, глас тот же: «Радуйся, Непостыдная Предстательнице...».
На стиховне стихиры воскресные, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «О, чудесе новаго…».
По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 2-й (дважды). «Слава» – тропарь пророка (общий), глас тот же: «Пророка Твоего Амоса память...» (см. в Минее общей, гл. 7, л. 42 об.; ср.: Типикон, 4 сентября), «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла...».
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные.
Непорочны. «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 3-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 3, Богородицы на 3 и пророка на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни – кондак пророка, глас 4-й; седален пророка, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 2-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры воскресные, глас 2-й – 8. «Слава» – стихира евангельская 3-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».
На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь пророка. Кондак только воскресный.
На Литургии блаженны гласа – 8.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь пророка. «Слава» – кондак пророка, «И ныне» – кондак воскресный.
В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь пророка; кондак воскресный. «Слава» – кондак пророка, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь пророка; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак пророка, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные.
Апостол и Евангелие – дня.
Б. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 2-й – 4, и святителя, глас 4-й – 6. «Слава» – святителя, глас 6-й: «Благоухает Божественная рака…», «И ныне» – догматик, глас 2-й: «Прейде сень законная…».
Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3.
На литии стихира храма и стихиры святителя, глас 1-й (см. на стиховне вечера, без припевов). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Небеснаго Царя…» (см. славник на хвалитех), «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Творец и Избавитель...».
На стиховне стихиры воскресные, глас 2-й. «Слава» – святителя, глас 4-й: «Егда убо Богу…», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Призри на моления...».
По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 2-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от века...».
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные[34].
Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален святителя по 1-м стихословии, глас 1-й: «Ученьми твоими…», седален святителя по 2-м стихословии, глас 4-й: «Смиренномудрие предпочитая…». «Слава» – седален святителя по полиелее, глас 8-й: «Яко добродетелен…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Яко Деву…». Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 3-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 2, Богородицы на 2 и святителя на 6.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни – кондак и икос святителя, глас 8-й; седален святителя, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 2-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 3-й. «Слава» – светилен святителя, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 2-й – 4, и святителя, глас 8-й и глас 6-й – 4 (со славником и припевами своими; припевы см. на стиховне вечера). «Слава» – стихира евангельская 3-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».
На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь святителя. Кондаки святителя и воскресный читаются попеременно.
На Литургии блаженны гласа – 6 и святителя, песнь 3-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак воскресный.
В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь святителя; кондак воскресный. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь святителя; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и святителя.
Апостол и Евангелие – дня и святителя.
[34] По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 2-го гласа: «Вся паче смысла…».