В рождестве девство сохранила еси, / во успении мира не оставила еси, Богородице: / преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, / и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.
Кондак, глас 2.
В молитвах неусыпающую Богородицу,/ и в предстательствах непреложное упование,/ гроб и умерщвление не удержаста:/ якоже бо Живота Матерь,/ к животу престави,/ во утробу Вселивыйся Приснодевственную.
Иконы Софии, Премудрости Божией. Тропарь, глас 1.
Превечная Премудросте, Христе Боже наш! / Божественным смотрением Своим преклонивый Небеса, / благоволил еси вселитися во утробу Чистыя Отроковицы, / средостение вражды разрушив, / освятил еси естество наше / и Царствие Твое нам отверзл еси; / сего ради Тебе, Творца нашего и Избавителя, / и рождшую Тя, / спасения нашего тайне послужившую Деву Чистую, православно величаем.
Иконы Богородицы Успение Киево-Печерской. Тропарь, глас 4.
Днесь светло торжествует Печерская обитель / и радуется явлением образа Богоматере / безмерный лик Печерских отцев, / с нимиже и мы непрестанно вопием: / радуйся, Благодатная, Печерская похвале.
Богослужебные указания: [скрыть] Вторник.Успение Пресвятой Богородицы. Совершается всенощное бдение.
Примечание. В некоторых храмах существует следующая практика: в канун праздника Успения, перед всенощным бдением, Плащаница Божией Матери украшается живыми цветами и полагается на престоле, перед которым возжигается светильник, после чего бывает каждение престола и Плащаницы. Во время утрени, на полиелее, Плащаница из алтаря выносится царскими вратами и полагается посреди храма, где и пребывает до богослужения, на котором совершается чин Погребения Божией Матери. Если вынос Плащаницы был совершен в самый день праздника, то на службе Погребения Божией Матери выноса Плащаницы не бывает, но в свое время совершается Погребение с крестным ходом. Впрочем, во многих храмах Плащаница выносится в день Погребения, во время пения особых тропарей праздника на «Бог Господь» (см. об этом 17 августа).
На великой вечерне «Блажен муж» — 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры Успения, глас 1-й — 8 (первые две стихиры — трижды, третья — дважды). «Слава, и ныне» — Успения, глас тот же: «Богонача́льным манове́нием...».
Вход. Прокимен дня. Паримии Успения — 3.
На литии стихиры Успения, глас 1-й, глас 2-й и глас 3-й. «Слава» — Успения, глас 5-й: «Прииди́те, празднолю́бных собор...», «И ныне» — Успения, глас тот же: «Воспойте, людие...».
На стиховне стихиры Успения, глас 4-й. «Слава, и ныне» — Успения, глас тот же: «Егда́ изшла́ еси...».
По Трисвятом — тропарь Успения, глас 1-й (трижды).
На утрене на «Бог Господь» — тропарь Успения, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» — тот же тропарь.
Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны Успения (по дважды).
Полиелей. Величание праздника и избранный псалом. Седален Успения по полиелее, глас 4-й: «Возопи́й, Давиде...». «Слава, и ныне» — тот же седален. Степенна — 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Успения, глас 4-й: «Помяну́ имя Твое...». Евангелие Богородицы — Лк., зач. 4. По 50-м псалме: «Слава» — «Молитвами Богородицы...». Стихира Успения, глас 6-й: «Егда́ преставление пречистаго Твоего тела готовля́шеся...».
Каноны: Успения 1-й (глас 1-й) со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и 2-й (глас 4-й) со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды).
Библейские песни «Поем Господеви...».
Катавасия — ирмосы обоих канонов.
По 3-й песни — ипакои Успения, глас 8-й: «Блажи́м Тя вси ро́ди...» (единожды).
По 6-й песни — кондак и икос Успения, глас 2-й.
На 9-й песни — припевы Успения и обычное каждение. («Честнейшую» не поем.)
1-й лик поет припев: «Ангели, успение Пречистыя ви́девше, удивишася, како Де́вая восходит от земли́ на Небо»1, и ирмос: «Побеждаются естества́ уста́вы...».
2-й лик — то же.
1-й лик: «Ангели, успение Пречистыя видевше...», тропарь: «Дивля́хуся Ангельския силы...».
2-й лик — то же.
1-й лик — то же.
2-й лик: «Ангели, успение Пречистыя видевше...», тропарь: «Опря́та лик апостольский...».
1-й лик — то же.
2-й лик — то же.
1-й лик поет ин припев: «Величай, душе́ моя...», и ирмос: «Всяк земнородный...».
2-й лик — то же.
1-й лик: «Величай, душе́ моя...», тропарь: «Прииди́те в Сион...».
2-й лик — то же.
1-й лик: «Величай, душе́ моя...», тропарь: «Прииди́те, вернии...».
2-й лик — то же.
1-й лик: «Величай, душе́ моя...», тропарь: «Приими́ от нас песнь...».
2-й лик — то же.
Затем оба лика вместе поют припев первого канона: «Ангели, успение Пречистыя видевше...», и ирмос первого канона: «Побеждаются естества уставы...», потом припев второго канона: «Величай, душе моя ...», и ирмос второго канона: «Всяк земнородный...».
По 9-й песни — светилен Успения. «Слава» — тот же светилен, «И ныне» — тот же светилен.
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры Успения, глас 4-й — 4 (первая стихира — дважды). «Слава, и ныне» — Успения, глас 6-й: «На безсмертное Твое успение...».
Великое славословие. По Трисвятом — тропарь Успения, глас 1-й (единожды).
На часах — тропарь и кондак Успения.
На Литургии антифоны изобразительные.
Блаженны Успения: 1-го канона, песнь 3-я — 4 (со ирмосом), и 2-го канона, песнь 6-я — 4.
По входе — тропарь Успения. «Слава, и ныне» — кондак Успения.
Прокимен, аллилуиарий и причастен — Успения.
Апостол и Евангелие — Успения (рядовые чтения переносятся на понедельник 14 августа).
Задостойник — «Ангели, Успение...» и ирмос: «Побеждаются естества уставы...» (и до отдания).
Примечание.«На трапе́зе утеше́ние бра́тии. А́ще ли бу́дет пра́здник сей в сре́ду или́ в пято́к, разреша́ем то́чию на ры́бу и вино́. А́ще ли же в понеде́льник, и миря́не разреша́ют на мя́со, и сы́ры, и я́ица: мона́си же то́чию на ры́бу и вино́» (Типикон, 15 августа).
С 16 по 22 августа — попразднство Успения.
23 августа — отдание праздника Успения.
1 По традиции, 1-й припев поет священник или диакон.